consensus patrum
20 Март 2019, 06:50:56 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
 21 
 : 10 Октябрь 2017, 17:36:16 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Говорят, что на наружных вратах школы Платона было написано: «Никто из не знающих геометрию да не войдет сюда».
А на вратах ада -- "Оставь надежду всяк сюда входящий".

На вратах же рая, по утверждению прп. Каллиста:

"Рай духовный, или же божественные блистания, врата к которым — Слово Бога, а ключ, благодаря которому эти врата открываются и становится видимо то, что зрится в Раю, — Дух Святой, таинственно возводящий к двойственным видениям всякого созерцателя в Духе".

По-видимому, ключом к школе Платона является абстрактное мышление. Ключом к раю -- мышление Богом и в Боге. А ключом к аду -- отсутствие всякой надежды (и желания) все это понять:-)

А если более серьезно и более философским языком, решение проблемы универсалий, как известно, -- в так называемом умеренном реализме патристики, когда идеи не существуют сами по себе, а только в вещах. Поэтому сильный реализм, признание за платоновскими идеями самостоятельного существования, ведет (как и следовало ожидать) к платоновскому идеализму. И если не прямо в ад, то только потому, что туда ведет противоположная идея -- признание идей вообще не существующими, то есть номинализм.

Особенно остро эта ситуация проявляется в имяславческой проблематике. Прежде всего потому, что речь в ней идет не об естественных предметах, а об искусственных, о языке. Автору этой статьи "Гносеология и учение об идеях и именовании в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича)"

https://www.academia.edu/1955753/%D0%93%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%85_%D0%B8_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0_?auto=download

удалось, на мой взгляд, эту тему раскрыть, но многое осталось в этом смысле не договоренного

 22 
 : 06 Октябрь 2017, 16:33:19 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Или можно проще сказать: Бог Святой Дух сошёл и сходит энергийно.

На мой взгляд, за стремлением византийцев утверждать, что Дух сходит (не только энергийно, но и) ипостасно, стоит желание выразить свой опыт видения ипостаси Духа (всех Лиц) именно как ипостаси (ипостасей). Понятно, что опыт трудно описуемый, но вместе с тем отчетливо ипостасный. Это желание было уже у свт. Григория Богослова:

Цитировать
"Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю Сие целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу единое Светило, не умея разделить или измерить соединенного Света."

И так во всей византийской традиции далее. Одни этот опыт так или иначе выражали (может быть, потому, что он у них был), другие -- нет, но тенденция такая в традиции присутствует. А правильней, на мой взгляд, сказать, что и то, и другое -- это разные стадии аскетического опыта. Иначе говоря, Пятидесятница в целом -- это богоявление растянутое на несколько стадий.

У католиков (в целом, как традиции) нет такого опыта (здесь я не говорю об отцах до раскола). [Это не в обиду католикам сказано, я считаю, то православие и католичество -- это, в смысле аскетического опыта, совершенно разные религии]. Поэтому за их утверждениями, все равно, сходит ли Дух ипостасно или энергийно, не стоит никакого опыта, только рассудочная схоластика. И это, с точки зрения византийцев, большой не достаток, так как с их точки зрения Бог никакими рассудочными рассуждениями не познается

 23 
 : 06 Октябрь 2017, 00:55:08 
Автор Евгений - Последний ответ от Денис В.С.
Сходит - это и есть энергия. Сказать, что ипостась действует действовательно - это сказать то же самое, что Денис пишет писательно или пиша.

Сходит всегда ипостась. На людей Святой Дух, как ипостась, сходит в крещении. Сошёл - это и есть энергия.

Думаю вы невнимательно прочитали мои слова или не поняли мою мысль. Речь идёт о Действовании Ипостаси Бога Святого Духа, о Его Явлении миру энергийно, но не сущностно. А то что ипостась действует с этим никто спорить не будет.

 24 
 : 05 Октябрь 2017, 21:15:38 
Автор Евгений - Последний ответ от admin
Законным патриархом был Векк. Ложным - Григорий. Просто факт

Возможно для Вас как для католика - это факт. Однако это форум не католический, а патристический (причем критерием в дискуссиях выступает восточная, византийская традиция, а не западная). Для предания Восточной Церкви истинным патриархом был именно Григорий Кипрский, а Иоанн Векк - еретиком, уклонившимся в латиномыслие, а потому - лжепатриархом. Поэтому еще раз - конфессионально окрашенные оценки здесь не уместны.

 25 
 : 05 Октябрь 2017, 20:01:35 
Автор Евгений - Последний ответ от Iohannes
Сходит - это и есть энергия. Сказать, что ипостась действует действовательно - это сказать то же самое, что Денис пишет писательно или пиша.

Сходит всегда ипостась. На людей Святой Дух, как ипостась, сходит в крещении. Сошёл - это и есть энергия.

 26 
 : 05 Октябрь 2017, 19:58:24 
Автор Евгений - Последний ответ от Iohannes
Законным патриархом был Векк. Ложным - Григорий. Просто факт

 27 
 : 04 Октябрь 2017, 23:40:28 
Автор Евгений - Последний ответ от Денис В.С.
Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Или можно проще сказать: Бог Святой Дух сошёл и сходит энергийно.

 28 
 : 02 Октябрь 2017, 13:50:33 
Автор Евгений - Последний ответ от admin
Лжепатриарх Григорий Кипрский...

К Вам просьба - таких эпитетов, как "лжепатриарх", более не употреблять в адрес представителей восточной патристики, ну и вообще, по возможности воздержаться от резкостей.

 29 
 : 30 Сентябрь 2017, 11:27:54 
Автор Евгений - Последний ответ от Iohannes
Лжепатриарх Григорий Кипрский выдумал это противостояние на ипостасное исхождение и превечное воссияние, хотя по Отцам Церкви (например, свт.Василий Великий) воссияние — это родовое понятие, делящееся в Боге на два вида действия: рождение и исхождение. Сын воссиявает (=рождается) от Отца, и Дух воссиявает (=исходит) от Отца чрез Сына. Противопоставлять род виду можно, но только тогда, когда хотят сказать, что род выше вида и применяется синонимично к любому виду, входящему в состав данного рода. Рождение (вид) — это воссияние (род). Исхождение (вид) — это воссияние (род).

 30 
 : 25 Сентябрь 2017, 16:27:57 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Пятидесятница -- это непрекращающееся пребывание полноты Св. Духа в Церкви от схождения всецелой энергии Духа до Его ипостасного пребывания. Или можно сказать, что первое -- это полнота обожения в нынешнем веке, а второе -- полнота обожения в будущем веке (проявляющая себя и в нынешнем). Или -- это стадии одного и того же процесса обожения от познания сверхсущественного единства Божества (схождения всецелой энергии Духа) до включения во внутритроичную жизнь (ипостасного пребывания Духа в подвижнике).

Отцы говорят о разных стадиях, а их отождествление создает путаницу в терминологии между схождением всецелой энергии и ипостасным пребыванием. Иногда это делается для краткости.

Вот например, автор упомянутой статьи отождествляет здесь "излияние вовне" с "введением внутрь":

"Слово «излияние» как будто подразумевает «излияние вовне», на самом деле речь идет о том, что ипостасное «снисшествие» Святого Духа в Пятидесятницу и «излияние» всецелой энергии Божией на апостолов означает не выход Святого Духа вовне Пресвятой Троицы, а, наоборот, введение апостолов во внутритроичную жизнь" .

На самом деле, излияние вовне всецелой энергии Духа -- это одна стадия, а ипостасное пребывание Духа -- другая. Так как сначала "приклони небеса", а потом "сниде", то есть сначала небеса спускаются на землю и на человеческую природу сходит Божество. А потом уже "взыде на херувимы и лете, лете на крылу ветреню, и мрак под ногама Его", то есть покоящаяся в Божестве человеческая природа, которую Дух возносит на небеса.

И вообще во всем этом процессе -- совершающейся в Церкви Пятидесятницы -- отцы различают даже не две, а довольно большое количество стадий.

Если кратко.

Схождение полноты Даров Духа на Церковь. Небеса сходят на землю. Евхаристический Пир на небесах (которые на земле), приобщение всецелой энергии Божией, непрекращающаяся Пятидесятница, которую символизирует чин теплоты (Николай Кавасила). Трисиянное божественное сияние и божественный мрак, как покой плоти от всех созерцаний.

Вознесение Духом на небеса. С плотию в будущем веке (иногда и в нынешнем), духом -- в нынешнем ("на крылу вѣтреню взыдутъ и полетятъ въ срѣтеніе Господне, и тако всегда съ Господем будут").

Пребывание в Господе, в "нерукотвореннѣй скиніи , во святая святых, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ". Брачные чертоги и покой, Брак, вселение Христа. Обитель Св. Троицы.

Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!