consensus patrum
17 Январь 2019, 02:02:39 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
 11 
 : 05 Декабрь 2017, 21:37:53 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Возвращаюсь еще раз (и еще раз) к этой цитате, Иоанн Дальятский:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием»

Прп. Исаак Сирин пишет по схожему поводу:

"Тогда созерцатель восходит через умную деятельность выше начала существования мира, когда творение еще не существовало и не было ничего: ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из вещей, которые пришли в бытие"

И далее:

"Внезапно он (или Он, из контекста это непонятно) приводит все в бытие, причем ему (Ему) достаточно чего-либо захотеть, и все совершается перед ним (Ним). Затем он (здесь уже, наверно, человеческий ум) спускается мыслью, переходя от одного к другому по всем созданиям Божиим"

Вполне можно предположить, что эта двойственность (он, или Он) допущена прп. Исааком не случайно. Здесь человеческий ум выступает со-творцом Богу, и кто из них творит, не ясно, так как творят оба.

И все, что касается этого рода безмолвия, но более пространно описано через века свт. Игнатием Брянчаниновым, пусть и другими словами, но очень узнаваемо:

"Назову ли Его светом? Я не вижу света; но он просвещает ум мой и сердце превысшее всякаго слова, превыше всякаго земнаго учения, без слов, с несказанною быстротою, каким-то странным—так выражу невыразимое—прикосновением кь уму, толи действием внутри самаго ума. Назову ли Его огнем? - но Он не сожигает; напротив того орошает приятно, и прохлаждает. Он — некий глас хлада тонка (3 Царств. ХИХ, П2); но от Него 6ежит, как от огня, всякая страсть, всякий греховный помысл. Он не произносить никакого слова, — не произносит, и вместе глаголет, учит, воспёвает чудно, таинственно, с несказанною тихостию, тонкостию, изменяя, обновляя ум и сердце, прислушивающийся Ему в безмолвии, в душевной клети. Он не имеет никакого образа, ни вида, ничего в Нем нет чувственнаго. Он вполне невеществен, невидим, крайне тонок: внезапно, неожиданно, с несказанною тихостию является в уме, в сердце, постепенно разливается во всю душу, во все тело, овладевает ими, удаляет из них все греховное, останавливает действие плоти и крови, соединяет разсеченныя части человека во едино, являет целым наше естество, которое разсыпалось от страшнаго падения, как разсыпается от падения сосуд скудельный. Кто, видя возсозидание, не познает руки Создателя, единаго имеющаго власть созидать и возсозидать?

Доселе говорю лишь о действии, не называя, кто — действующий. Наименовать мне Его — страшно! Осмотрите меня, братия разглядите совершающееся во мне! вы скажите мне, что во мне совершается? вы скажите мне, кто — совершающий? — Чувствую, ощущаю в себе присутствие Странника. Откуда Он пришел, как во мне явился—не знаю. Явившись, Он пребывает невидимым, вполне непостижимым. Но Он присутствует: потому что действует во мне, потому что обладает мною, не уничтожая моей свободной воли, увлекая ее в Свою волю несказанною святостию Своей воли. Невидимою рукою взял Он ум мой, взял сердце, взял душу, взял тело мое. Едва они ощутили эту руку, как ожили! Явилось в них новое ощущение, новое движение, — ощущение и движение духовныя! Я не знал доселе этих ощущений и движений, даже не ведал, не предполагал существования их. Они явились, и от явлений их скрылись или сковались ощущения и движения плотския и душевныя; они явились, как жизнь, и исчезло, как смерть, прежнее состояние. От прикосновения руки ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое, потом погрузились в Бога, — пребывают там, доколе их держит там невидимая, непостижимая, всемогущая рука. Какое-ж чувство обемлет меня там? Обемлется все существо мое глубоким, таинственным молчанием, вне всякой мысли, вне всякаго мечтания, вне всякаго душевнаго движения, производимаго кровию; субботствует и вместе действует все существо мое под управлением Святаго Духа. Управление это необъяснимо словом. Пребываю как упоенный, забываю все, питаюсь недоведомою, нетленною пищею, нахожусь вне всего чувственнаго, в области невещественнаго, в области, которая превыше не только вещества, превыше всякой мысли, всякаго понятия: не чувствую самаго тела моего. Очи мои смотрят, и не смотрят,—видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы. Чаша Господня, чаша Духа упоявает державно (Псал. XXII, 5). Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!.. Молчание дивное, обемлющее ум, сердце, душу, устремившихся всею крепостию своею к Богу и потерявшихся — так сказать — в безконечном движении к безпредельному, молчание это—вместе и беседа, но без слов, без всякаго разнообразия, без мыслей, превыше мыслей." ("Странник")

 12 
 : 29 Ноябрь 2017, 20:01:05 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
"Он — море, Которое не разливается и не мелеет для созерцающих, вечное движение, как в течениях вод, постоянного распределения энергий"

"Посреди дождей Той сотвори молнии" (Пс. 134: 7), а посреди несотворенного сотворямое, что трактуется как видение начала творения и обустройства мира (на земле сердца подвижника и всего мироздания).

Ср. Быт. 1:2 "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий ношашеся верху воды" (как творящая сила Божества, по выражению свт. Василия Вел.).

Ср. прп. Симеон Нов. Богослов (Гимн 21): "Вижу источник всякого блага и причину всего. Вижу то безначальное Начало, от которого произошло все, через которое все оживляется и исполняется пищи. Ибо по Его желанию все приходит в бытие и делается видимым и по воле Его все исчезает и прекращается".

Трактовка видения источника Духа как сотворения мира вообще и рая в сердце подвижника близка у разных отцов-созерцателей, совпадает по своим характерным признакам и означает его рождение от Духа (в отличие его первого рождения от воды -- крещения).

 13 
 : 26 Ноябрь 2017, 18:00:55 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Некоторым образом суммируя написанное в предыдущих двух-трех постах. Основная цель подвижника, согласно прп. Каллисту, это обретение и созерцание в сердце источника Духа. Это истинное и конечное благо (этой ступени) подвижничества, в отличие, например, от чтения псалмов, которое, согласно нему, есть благо служебное, и которое надо немедленно прекратить, когда появляется возможность созерцания. Чтение можно умеренно совершать, когда созерцание ослабевает.

Созерцание божественного, в отличие от чтения, благо беспредельное, так как созерцается при этом не имеющее предела, но вместе с тем удивительным образом ограничиваемое пределами сердца. Созерцаемое неразличимо различается друг от друга, составляя вместе с тем единое целое, бесконечное и неописуемое по своему содержанию, но находящее свои пределы и описуемое в насаждаемых в сердце добродетелях, как вода, омывающая корни райских растений, которая неразличима по отношению к себе самой, но находящая свое различие в том, что она питает в безмолвии. Так и божественные энергии сами в себе составляют одно, но различаются по отношению к творению.

Непостижимая сама по себе вода, различающаяся в энергиях-стеблях по отношению к творению, дает в добродетелях-созерцаниях умопостигаемый плод. Такова в целом картина райских насаждений по прп. Каллисту, и это простые созерцания умопостигаемого. А беспредельные -- это когда нет плода или плод еще не проявился, "ибо, если Он почивал от дел, которые начинал творить, то ясно, что Он не почивал от тех дел, которые не начинал творить". И эти дела пока "пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием" и созерцаются подвижником в безмолвии как неразличимо различимые.

Сложные же созерцания, в отличие от простых и беспредельных, имеют форму и вид, и, будучи даже благословными, препятствуют истинному созерцанию

 14 
 : 26 Ноябрь 2017, 02:24:10 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Созерцаются же в раю, как струи упомянутого источника Духа, божественные энергии, как некие райские насаждения. И это важный вывод с точки зрения онтологии созерцаемого в аскетическом опыте у прп. Каллиста:

Цитировать
"А в раю произрастает множество разнообразных цветущих, плодоносящих и издающих благоухание растений, и всё это — справедливая высочайшая хвала Богу, предлагаемая как сладчайшее зрелище всем видящим: тем, кто в себе, как в раю, обладает этим и из самого себя исторгает, словно некие духовные растения, божественные энергии — которые беспредельны по величине и неисследимы по множеству, — и сам полон благодати и надмирного благоухания".

Здесь надо уточнить, что "райскими насаждениями" (в мысленном раю человеческого сердца) могут называться как сами божественные энергии, так и насаждаемые ими добродетели. В первом случае источник Духа посреди мысленного рая сердца разделяется на множество энергий, оставаясь при это одним и тем же. Во втором случае насаждения иноприродны божественным энергиям, но "орошаются" ими как из одного источника.

"[Этот] источник — не той же природы, что растения или земля [сердца]: и хотя все это — иноприродно  источнику, все с трудом поддающиеся исчислению растения в достатке [получают] воду, которая напояет и утучняет их и более чем щедро  укрепляет".

Созерцания вторых просты, а созерцания первых беспредельны (см. также Иосиф Хаззайя о делении созерцаний на сложные, простые и беспредельные), и "достойно удивления, -- пишет прп. Каллист, -- как такой маленький сосуд сердца, носимый в столь малом теле, производит, непрестанно источая, столь беспредельный Дух, что Его хватило бы для жизни бесчисленных тел".

Простые созерцания связаны с божественной любовью (огнем) и добродетелями, в которых воплощается Христос, так беспредельное становится во Христе простым, описуемым и имеющим предел. Поэтому Иосиф Хазайя пишет, что «из сердца монаха проистекает Христос, Источник жизни».

О беспредельных созерцаниях Иоанн Дальятский: «сердце это источник потоков сокровищ Святого Духа». Они, энергии-потоки, беспредельны, неописуемы и покрыты безмолвием:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его,
поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием»

Земля сердца "очищается жаром огня и орошается водой Духа".

 15 
 : 23 Ноябрь 2017, 19:49:18 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений

согласен

 16 
 : 23 Ноябрь 2017, 19:48:39 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий). А вот каковы должны быть эти усилия, можно видеть из того, что у "силы безмолвия" (вообще, у любого действия Духа) два основных аспекта (два способа символического описания). Это "огонь" и "вода" ("Огнь пришел Я воврещи на землю [сердца]" и "Из чрева [сердца] потекут реки воды живой" и мн. др. подобных мест в Писании).

"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.

А еще "огонь" и "вода" трактуется как дверь в рай  ключ к нему, о чем повествуется в сочинении прп. Каллиста с говорящим названием:

Цитировать
"Рай духовный, или же божественные блистания, врата к которым — Слово Бога, а ключ, благодаря которому эти врата открываются и становится видимо то, что зрится в Раю, — Дух Святой, таинственно возводящий к двойственным видениям всякого созерцателя в Духе".

Любовь Божия открывает врата рая, а его созерцание усиливает действие любви.

Цитировать
"Душа не знает забот и попросту ни во что ставит всякое наслаждение, насмехается над всякой преходящей
славой, презирает любое богатство всеми своими порывами, входя обновленной стопою по благодати именно в такой рай. Ведь он — мысленный, а потому его можно полюбить, а потом, будучи любимым, он постигается умом, и вот так она [душа] услаждается, кружась в хороводной пляске, как установлено, побуждаемая то созерцанием, то святой любовью".

Созерцаются же в раю, как струи упомянутого источника Духа, божественные энергии, как некие райские насаждения. И это важный вывод с точки зрения онтологии созерцаемого в аскетическом опыте у прп. Каллиста:

Цитировать
"А в раю произрастает множество разнообразных цветущих, плодоносящих и издающих благоухание растений, и всё это — справедливая высочайшая хвала Богу, предлагаемая как сладчайшее зрелище всем видящим: тем, кто в себе, как в раю, обладает этим и из самого себя исторгает, словно некие духовные растения, божественные энергии — которые беспредельны по величине и неисследимы по множеству, — и сам полон благодати и надмирного благоухания".

 17 
 : 26 Октябрь 2017, 14:28:31 
Автор Евгений - Последний ответ от Neovitos
Песнь огня и воды, или как достичь безмолвия

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий).

И это попеременное действие огня и воды -- как прекрасная мелодия, которую наигрывает на флейте своего сердца подвижник, желающий привлечь в него самодвижущийся источник Духа

Прекрасная песнь у вас получилась. Только наигрывает ее не подвижник, а благодать Духа. А подвижник внимает этой песне, предоставив свое сердце, как флейту.  "Сыне, даждь Ми твое сердце". В том и состоит делание безмолвника, чтобы научиться слушать в тишине исихии и прекратить играть самому на флейте своего сердца.  

 18 
 : 22 Октябрь 2017, 15:03:39 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Песнь огня и воды, или как достичь безмолвия

Если бы я еще сам знал ответ на этот вопрос:-)

Но вообще, чтобы можно было (пытаться) проходить безмолвие (на любом месте и в любых обстоятельствах), нужно то, что прп. Каллист называет в предисловии к "Исихастскому Утешению" (вслед за прп. Исааком) "силой безмолвия", "причастием Духу" или "источником Духа" . Потому что без "силы безмолвия" и (настоящее) безмолвие невозможно:-)

А прп. Исаак объясняет это состояние "сила безмолвия" в Словах 42 и 45 (непонятно, почему на них нет ссылки в тексте "Утешения"). Кому интересно, может об этом там прочесть .

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий). А вот каковы должны быть эти усилия, можно видеть из того, что у "силы безмолвия" (вообще, у любого действия Духа) два основных аспекта (два способа символического описания). Это "огонь" и "вода" ("Огнь пришел Я воврещи на землю [сердца]" и "Из чрева [сердца] потекут реки воды живой" и мн. др. подобных мест в Писании).

"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.

Соответственно, и усилия новоначального безмолвника должны быть направлены на то, чтобы отыскать в себе то, что порождают в нем начатки этих двух состояний. А отыскав, усиливаться пребывать в них, чтобы в сердце сам собой установился самодвижущийся источник Духа.

Разгорается ли сердце от чтения отцов -- надо усиливаться пребывать в этом состоянии. Устанавливается ли в сердце тишина от созерцания природы -- то же самое (у каждого это может быть что-то свое). И тогда огонь любви и вода смирения, чередуясь, постепенно очистят сердце и приготовят его к принятию самодвижущейся "силы безмолвия", так как огонь любви, по выражению прп. Каллиста, попаляет страсти, а вода смирения залечивает оставленные ими раны.

И это попеременное действие огня и воды -- как прекрасная мелодия, которую наигрывает на флейте своего сердца подвижник, желающий привлечь в него самодвижущийся источник Духа

 19 
 : 11 Октябрь 2017, 16:26:50 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
У меня в этом вопросе нет перетягивания каната реализма и идеализма. Улыбающийся

Прямо как коан получилось. Перетягивание каната одной ладонью:-)

Напомню, что здесь -- в отличие от противопоставления материализма и идеализма -- другая ситуация. Здесь они на одной стороне: "сильный реализм" соответствует идеализму (существованию идей самих по себе). "Умеренный реализм патристики" (существование идей только в вещах) соответствует "умеренному идеализму". А непризнание существования идей вообще соответствует противоположности идеализма -- номинализму.

Идея ("сущность") реально ЦЕЛИКОМ и во всех деталях (как"алгоритм, записанный в виде машинного кода") существует в Боге, как Его энергия-замысла

Здесь мне пока не понятно, о каких идеях Вы говорите. Я веду речь о тварных идеях ( в вещах, естественных и искусственных, и в человеческом уме) в их сопоставлении (противопоставлении) логосам.

Общая схема универсалий в патристике, имхо,  такова. Универсалии существуют (1) как идеи в голове, (2) как роды и виды (идеи) в вещах и (3) как логосы в Боге

 20 
 : 11 Октябрь 2017, 00:06:33 
Автор Евгений - Последний ответ от Сергий
У меня в этом вопросе нет перетягивания каната реализма и идеализма. Улыбающийся
Идея ("сущность") реально ЦЕЛИКОМ и во всех деталях (как"алгоритм, записанный в виде машинного кода") существует в Боге, как Его энергия-замысла. В тварной же реальности идея="сущность" существует только в ипостаси, при этом существование понимается как движение сущности в ипостаси. В Боге же идея="сущность" пребывает  не в статике, её нет рядом с Богом, но она есть только лишь движение Бога, причем, разумеется, движение вовне, хотя это и проще всего понять, как алгоритм в виде точного программного кода - замысла. Вот такой парадокс. Но без принятия парадокса, как реальности, подобного рода ситуации не "разруливаются".
При этом надо, конечно, понимать, что замысел=код, двигающийся в Боге, не детерминирует жестко движение сущности в ипостаси, оставляя этому движению широчайший простор в рамках природы, но целью этого движения есть соответствии высшему целевому логосу природы, а уж там, как получится.

Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!