consensus patrum
26 Апрель 2024, 01:20:09 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
 11 
 : 01 Ноябрь 2020, 13:20:56 
Автор Андрей Белоус - Последний ответ от Андрей Белоус
Портал «Credo.Press» начинает публикацию развернутого комментария Андрея Белоуса и Алексея Зайцева (АС РПАЦ) на письмо протоиерея Михаила Азкуля митрополиту Ефрему Бостонскому (HOCNA), опубликованное в 2012 году, но ранее малоизвестное. Поводом для написания комментария послужил очередной виток споров в «осколках» РПЦЗ о почитании имени Божия, начавшийся в сентябре этого года. Фрагменты письма оставлены нами на языке оригинала – по-английски. Для удобства читателей длинные цитаты из святых отцов вынесены из основного текста комментария в концевые примечания.

Часть 1. Пять категорий имен Божиих у святителя Григория Нисского https://credo.press/233530/

 12 
 : 01 Ноябрь 2020, 13:07:16 
Автор Андрей Белоус - Последний ответ от Андрей Белоус
Из рецензии, появившейся на Портале Credo.Press

---


«Евангелие для взрослых». Аудиокнига с таким названием появилась на просторах интернета.

Искусство заголовка – важнейшее из искусств в сетевую эпоху. Сотни однотипных евангелизаторских проектов с однообразно благочестивыми названиями не цепляют глаз, блуждающий в сети. А тут – бац – и зацепило! Коротко и ясно – как выстрел без предупреждения.

Ясно – в смысле когнитивного диссонанса. Выражение «для взрослых» – аналог маркировки возрастного ограничения «18+», оно бессознательно отсылает к теме запретного плода. Тогда как слово «Евангелие» ассоциируется у взрослых с занудным морализаторством и навевает на скуку скуку. В современном культурном коде оно, казалось бы, безнадежно вросло в связку «Евангелие для детей» – собрание нравоучительных легенд «не для нас» («дети» тут – в самом плохом смысле – внушаемые и несамостоятельные существа). А тут – «Евангелие для взрослых», «горячий лед» какой-то.

Заглянув внутрь «упаковки» сразу убеждаешься, что название это – не случайная оговорка, а – концепт. И мы имеем дело с циклом бесед, осознанно нацеленным на ломку стереотипов. После интригующей беседы-затравки про апостола-бизнесмена в беседе-предисловии нас предупреждают: «будут и разрывы шаблонов, будет и ломка стереотипов, не обойдется и без провокаций». Названия серий в плейлисте тому свидетели: «А был ли бедный плотник?», «Олигарх, путана, царь-пророк…», «Не только шизофрения…», «Охотники за головами…» и т.п.

---

полностью рецензия: https://credo.press/233819/

 13 
 : 01 Ноябрь 2020, 13:06:45 
Автор Андрей Белоус - Последний ответ от Андрей Белоус
Новый проект: для настоящих мужиков, и не только.

Введение в Евангелие в привычном нам интернет-троллинговом стиле и на современном молодёжном слэнге, но при этом в контексте святоотеческого предания.

https://www.youtube.com/playlist?list=PL71VOhfkQP3BG15-Z687kEuJd0hrcRDiT

 14 
 : 18 Сентябрь 2020, 14:39:18 
Автор Альвиан - Последний ответ от Samuel McYan
По вот этому тегу много интересных и важных материалов по т.н. "благодатному огню" - https://blagogon.blogspot.com/

https://www.youtube.com/watch?v=f1kY8JoDaM8&feature=emb_logo

 15 
 : 28 Июль 2019, 16:07:36 
Автор Samuel McYan - Последний ответ от Samuel McYan
Перепост статьи alexander_konev от 28 июля 2019, 13:55 в ЖЖ

Christopher A. Beely, «The Unity of Christ. Continuity and Conflict in Patristic Tradition»

Книга профессора богословия из Йельского Университета Кристофера Били «Единство Христа» (Christopher A. Beely, The Unity of Christ. Continuity and Conflict in Patristic Tradition) представляет собой вышедшее в 2012-м году исследование развития христологической мысли в патристике. Можно согласиться с теми специалистами, которые посчитали данный труд важным вкладом в патристические исследования, по-новому освещающим один из ключевых периодов формирования христианской догматики. Автор рассматривает довольно значительный временной интервал, от Оригена до Иоанна Дамаскина, прослеживая возникновение новых подходов, распутывая довольно сложные узлы христологической полемики и стремясь выделить ключевые проблемы. В ходе ознакомления с книгой читателю придётся узнать, что многие известные ему стереотипные оценки или представления о ходе христологических дискуссий «золотого века» являются либо искажающими ход событий, либо чрезмерно упрощёнными.

Как отмечает сам автор, исследователь-патролог имеет перед собой два искушения: либо переоценить степень несогласия авторитетов между собой, в результате чего общая картина получится полностью фрагментированной, либо навести глянец и сгладить имевшие место расхождения, чтобы итоговая концепция казалась проще и понятнее.

Кристофер Били строит своё исследование, отталкиваясь от богословского вклада Оригена, оказавшего огромное влияние на весь рассматриваемый период.  Касаясь тринитологического аспекта богословия Оригена, автор показывает, что распространённые представления об оригеновском тринитарном субординационизме не вполне соответствуют взглядам этого богослова, старавшегося показать, что Сын есть Бог, отличный от Отца в своём личностном бытии, бестелесный и рождённый в вечности, и не принимавшего гностической концепции «эманации» Сына. Интересно, что, желая показать нераздельность Отца и Сына и внутреннее единство природы этого божественного порождения, Ориген использует «психологическую метафору», подобную той, которую Августин предлагает позднее в трактате «О Троице». Отдельные фразы, извлечённые из своего контекста и перенесённые в контекст позднейших дискуссий, такие как порождение Сына «согласно воле Отца», могут спровоцировать неверное понимание богословия Оригена, которое будет скорректировано, если принять во внимание весь корпус его работ. Следует знать, что термин ουσία Ориген относил к личностному бытию, и соответственно, отрицал общность ουσία Отца и Сына, но утверждал общность их божественной природы (ϕύσις). Также Ориген (как впоследствии Василий Великий и Григорий Назианзин, но в отличие от Григория Нисского) резко отрицал возможность понимания Отца и Сына как двух индивидуальных представителей одного класса, имеющих общую ουσία.

Неоднократно в своей книге Кристофер Били обращает внимание на очень существенную сторону проблемы, которую вкратце можно обозначить как выбор типа метафизического языка тем или иным богословом. Многое зависело от того, какие варианты дискурса о Троице и Христе богослов считал приемлемыми. Традиция Оригена — Евсевия — Григория Назианзина — Кирилла Александрийского предпочитала динамический язык описания, говоривший о действии и существовании (в христологическом дискурсе это выражается акцентированием того, что Бог-Слово принимает на себя особенности человеческого существования), но избегала строгого языка аристотелевских категорий, говорящего о «первой и второй сущности», не только рискующего отодвинуть в тень трансцендентность Бога, но и вводящего некую статичность формально-логического анализа, при котором то, что является причиной и активным фактором, начинает рассматриваться на том же уровне, что и причиняемое.

Ещё одним важным вкладом Оригена в богословскую мысль был тезис о том, что понять Сына как образ Отца невозможно вне Воплощения, раскрывающего людям Бога-Отца. Это, помимо прочего, даёт повод поразмышлять о связи Троицы домостроительной и Троицы имманентной. Но главное то, что в событии Воплощения мы встречаем глубочайшую тайну, исследованию которой и посвящена книга: соединение во Христе двух совершенно разнородных природ, божественной и человеческой. И Ориген стал первым богословом, начавшим системную и философски утончённую работу над возникшей онтологической проблемой.  Он же стал первым, кто сформулировал принцип «communicatio idiomatum» для объяснения того, почему Иисусу Христу текст Писания предицирует и божественные, и человеческие атрибуты. Впоследствии Григорий Назианзин разовьёт и усовершенствует этот принцип истолкования библейского текста.

Но именно здесь, не в тринитологии, а в христологии — и находится главная слабость Оригена: это дуалистическое понимание Христа и недостаточная последовательность в применении принципа «communicatio idiomatum». Чаще всего он стремится определить, какие изречения Писания относятся к человечеству Христа, а какие к его божественной природе. В этом он заходит настолько далеко, что в своих комментариях на Евангелие от Иоанна утверждает, что Сын Божий Христос есть иное бытие, ἕτερος (иной), нежели тот, кто говорит о своём человечестве. В этом мы можем видеть начало «христологии двух субъектов», которая обычно обозначается как «несторианство». Строгое разделение человеческого и божественного референтов высказываний Писания впоследствии стало экзетическим принципом, который применяли многие богословы. Таким образом, «communicatio idiomatum» у Оригена представляет собой лишь условность библейского языка, и никак не подразумевает ни реальной общности атрибутов Божественного Слова и человека Иисуса, ни единства субъекта, к которому они относятся. Те тексты Оригена, где тот, (повторяя, как правило, формулы, взятые из библейского текста) утверждает единство и нераздельность личности Христа, не снимают дуалистического напряжения, заложенного его библейской герменевтикой и приверженностью концепции «бесстрастного Бога».

Конечно, радикальное разделение Христовых божества и человечества заставляет задуматься о том, как понимать Воплощение, страдания и смерть Иисуса на кресте, да и сам смысл Искупления. Отвечая на насмешки языческого философа Цельса относительно того, что христиане способны помыслить, что трансцендентный Бог может иметь что-то общее с такими присущими творениям ситуациями, как страдание и смерть, Ориген в целом принимает ту концепцию «бесстрастного» Бога, которая была типична для эллинистической философии, и утверждает, что на кресте страдало и умерло человечество Иисуса, а не его Божество. Ориген отрицает, что хоть в каком-нибудь смысле можно говорить о смерти Бога, поскольку Путь, Истина и Жизнь умереть не могут. Во всех своих работах Ориген последовательно отрицает, что когда-либо в божественном домостроительстве Сын Божий страдал.

Вопрос о том, мог ли Бог подлинно принять способ человеческого существования так, что к нему применимы слова «страдал, умер и воскрес», стал ключевым вопросом для всей христологии последующей патристической эпохи. Те, кто отвечал на него утвердительно, придерживались христологии единого субъекта; отвечавшие отрицательно чаще всего принимали герменевтику Оригена, и были сторонниками дуалистической христологии. Некоторые же противники учения о страдании самого Сына Божия никак не могут быть отнесены к лагерю «несториан», поскольку отрицали полноту человечности Христа (например, отрицали наличие у него человеческого ума, как Аполлинарий); они говорили о «страдании человеческого тела» — но при таком подходе становится неясно, переживал ли какой-либо конкретный субъект эти страдания. В связи с этой проблемой хотелось бы отметить момент, где вызывает сомнения формулировка Кристофера Били. Он считает, что, несмотря на многократно проводимый Афанасием Александрийским дискурс единого субъекта, христология последнего всё же носит дуалистический характер, поскольку Афанасий категорически отрицает причастность Предвечного Слова каким-либо страданиям и настаивает на формулах, говорящих о страданиях и смерти именно тела. Также александрийский епископ утверждает, что все библейские выражения, говорящие о теле Иисуса, лишь «говорятся» о Слове — ввиду того, что это тело принадлежало Слову.[1] Конечно, в такой позиции Афанасия есть герменевтическое влияние Оригена. Но, возможно, логичнее было бы называть дуалистической христологией «христологию двух субъектов», в случае же Афанасия вернее будет говорить о «несубъектном» страдании тела, которое метафизически представляет собой телесность всех людей, но страдание которого личностно не воспринимается единым субъектом Слова.

В разделе о Евсевии Кесарийском американский исследователь показывает, насколько важным для той эпохи оказался христологический вклад Евсевия, ясно сформулировавшего подход ко Христу как единому субъекту — Слову Божию, принявшему человеческую природу, чтобы явить Бога через человеческое существование и получить возможность страдать, подобно нам. Размеры рецензии не дают возможности сколько-то подробно комментировать ход тринитарных дискуссий IV века, хотя книга «The Unity of Christ» содержит множество интересных сведений, на которые ранее редко обращали внимание. Из фактов, на которые необходимо обратить внимание, можно отметить тесную связь проблем христологии с дискуссией о Троице, в которой некоторые богословы (такие как Маркелл Анкирский) выражали позиции, близкие к модалистским; но отрицание реального различия личного бытия Отца и Сына с неизбежностью влекло применение к христологическим текстам Библии герменевтики двойного субъекта. У Маркелла, к примеру, Иисус Христос настолько отличен от Логоса, что их воля даже может находиться во взаимном противоречии.[2]  Таким образом, тринитарный монизм влечёт христологической дуализм. Но христологический дуализм со своей стороны совсем не обязательно сопровождался какой-либо склонностью к модализму, поскольку главным распространителем герменевтики двух субъектов в IV веке стал Диодор Тарский, учитель таких известных авторов, как Феодор Мопсуэстийский и Иоанн Златоуст.

В своём исследовании Кристофер Били не упрощает сложности богословских дискуссий патристического периода, показывает компромиссы, на которые шли стороны, участвовавшие в полемике, богословскую напряжённость, которую несли в себе согласительные формулы, становившиеся результатами этих компромиссов. Он не раз ставит под вопрос популярные представления о развитии христологии, выводя Афанасия Александрийского с центрального места главного христологического авторитета «золотого века», которое тот традиционно занимает в учебниках, и ставя на это место Григория Назианзина, утверждавшего, что именно Бог добровольно принял человеческое существование, страдание и смерть. Назианзину принадлежит и знаменитая формула «что не воспринято, не могло бы быть спасено, а то, что соединено с Богом — спасено». Автор ярко демонстрирует существеннейшие различия между позициями «каппадокийцев».  К примеру, Григорий Нисский тщательно избегал «теопасхитского» языка, заявляя, что Бог никак не мог быть ни рождён женщиной, ни распят. Таким образом, принцип «communicatio idiomatum» у этого богослова теряет реалистический смысл. Кристофер Били достаточно последовательно критикует Григория Нисского, а также работавшего на 150 лет позднее Леонтия Византийского за ослабление принципа «communicatio idiomatum» и герменевтику двух субъектов, за утрату динамически-библейского стиля богословского исследования и схоластизацию метода. Он называет схоластический подход, ведущий к дуалистической христологии и уравновешиванию двух природ в одной ипостаси «метафизическим» подходом; однако исходя из приведённых им материалов кажется, что это подход не столько метафизический, сколько формально-семантический, опирающийся на анализ понятий.

Конечно, автор книги старается показать, что помимо христологии, клонившейся к дуализму, всегда существовали богословы, отстаивавшие единство субъекта во Христе: такие как Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин, Кирилл Александрийский (хотя в теологии Кирилла автор  выделяет три периода, второй из которых связан с попытками достижения компромиссной согласительной формулы и осложнён некоторыми амбивалентными выражениями, наложившими свой отпечаток на последующее развитие богословия, для которого Кирилл стал главным христологическим авторитетом), Амвросий, Августин и Максим Исповедник.

В целом книга «The Unity of Christ», как мне кажется, будет интересна для всех, кого интересуют христология и патристические исследования. Она проливает свет на некоторые обстоятельства, остававшиеся прежде в тени, и ясно представляет собственную богословскую позицию автора. В любом случае, такого рода работы полезны для оживления богословской мысли.

   

[1] См стр. 134

[2] См стр. 142


 16 
 : 27 Ноябрь 2018, 22:01:36 
Автор azamat - Последний ответ от Samuel McYan
 из коментов на ютубе:

А Армяни Первие Христяни и Монофизики вам ещё многому нужно учится !!!

 Смеющийся Смеющийся Смеющийся

 17 
 : 12 Декабрь 2017, 15:49:06 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
+++что значит, когда в самодвижной молитве молится сам Дух Святой?

См. "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26) и толкования.

(В узком смысле)

Он молится о молящемся самому Себе принося словесную жертву всей Троице.

Подобно тому  как Христос на Голгофе одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится. Так же и в Евхаристии Христос приносит в жертву Сам Себя всей Троице. Это Его способ действия в творении.

Св. Дух также приносит словесную жертву в (истинно) молящемся. Приносит Сам и Самого Себя (поэтому молящийся и чувствует, что молитва в нем отчетливо совершается  и что совершает ее не он сам, по толкованию на это место свт. Феофана) Самому Себе (всей Троице). Таков способ действия Св. Духа в едином действии Св. Троицы.

Более точно, ум молящегося выступает здесь в качестве архиерея (руками которого приносится Христом евхаристическая Жертва):

Лествичник (28, 51):

"Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы"

"Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе. Образуется в свое время,в отделе сердца, где помещается сила словества или дух, чудный, нерукотворенный, духовный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною." (И.Брянчанинов, О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной)

(В более широком смысле)

Это молитва не только о молящемся (поэтому "воздыханиями неизреченными"), а обо всем творении, а в еще более широком богословском смысле -- продолжающееся в молящемся сотворение мира, его движение от начального сотворения к обожению (подвижника и творения вокруг)

 18 
 : 11 Декабрь 2017, 19:20:35 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Цитировать
"В сирийском Послании I Макария Египетского он намечает различные ступени, по которым благодать Божия заставляет проходит того, кто взыскует ее: сначала она дарует ему скорбь о его прошлых прегрешениях, затем смирение тела (проявляющееся через телесные деяния, такие как пост, бдение и т.п.), потом смирение сердца (вместе с благодатным даром не замечать грехов других людей, а видеть только собственные грехи). После чего она предает его разного рода испытаниям, чтобы научить его уповать только на Бога, и, если он остается верным, она посылает ему по временам «святую силу», которая утверждает его и поддерживает через дар слез, опыт сладости Божией и покой сердца. Наконец, она предает все его существо под иго Утешителя.
Похоже, именно тогда Его действие становится особенно ощутимым: сила Духа начинает являть в сердце небесные вещи,  Утешитель делает сердечным законом для чистой души — ставить себя ниже всякой твари и не видеть человеческих прегрешений, верно пребывать в делании добродетелей и в непрестанной молитве. 
 Однако, человек при этом не утрачивает возможности повернуть вспять: если, со своей стороны, он ослабевает в строгом хранении даже самых незначительных добродетелей, он теряет, вместе с сердечным покоем, благодать пребывания в соблюдении заповедей Духа.
Осознание действия Святого Духа, признаки, по которым узнается это действие, — эти понятия часто встречаются у духовных писателей. Симеон Благодатный говорит о знаке, по которому мы узнаем, что получили помилование: когда внешние чувства и внутренние страсти успокаиваются, и когда оживают движения Духа и в душе царствует таинственное утешение"

Интересно, что основные этапы аскетического пути перечислены еще у прп. Макария.  В этом затем за ним следуют все отцы, как сирийские, так и византийские. "Святая сила", о которой он ведет речь, это "сила безмолвия" у прпп. Каллиста Ангеликуда и Исаака Сирина (см. Слова 42 и 45). Тот самый "источник Духа", о котором мы уже здесь говорили. Движение Духа из глубины сердца, которое сопровождается "тонким хладом" и "таинственным утешением" (см. выше Симеон Благодатный), которое нельзя ни с чем спутать и которое одно означает рождение от Духа. Именно по нему Св. Дух и называется Утешителем

 19 
 : 09 Декабрь 2017, 10:45:51 
Автор Евгений - Последний ответ от Сергий
делаем ре-посты

а где ре-посты,  я что-то не нашел
Вот тут процитировал.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3882.msg200873#msg200873
Удачно легла цитата на контрасте ...

 20 
 : 08 Декабрь 2017, 19:54:01 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Некоторый промежуточный итог. Исихазмом в собственном смысле этого слова отцы-исихасты называют рождение от Духа, у Которого в этом отношении два основных аспекта действия: огнь (свет) и вода, которые отделяются друг от друга, конечно же, не сами в себе, а относительно творения.

Поэтому эти два аспекта соотносятся с сотворением мира как свет и тьма (вода):

"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы."

Вода символизирует мир, каким он был до сотворения, а огнь -- каким он будет в будущем веке. Рожденный от воды (в крещении) подвижник рождается от Духа, когда в нем становится действующим огонь будущего века, и он сам становится способным, опытно, а не на словах, различать два основных аспекта Его действия: огнь и воду. И не только различать, но и, в определенном смысле, (священно)действовать в них и ими, так как они носят для него с той поры отчетливый литургический аспект. Как пишет прп. Каллист:

"А что по справедливости удивительнее  и больше сказанного, так это то, что именно огонь и вода, нагревание или даже сжигание и, напротив, прохлада, от одного движения сердца совершенным образом является благодаря действию этого хлеба и чаши",

имея ввиду священнодействие в сердце. В трактате "О рае" прп. Никита Стифат пишет, что вход на первое небо лежит через смирение (воду), а выход (на другие умопостигаемые небеса) через любовь (огонь).

И далее прп. Каллист пишет еще об одном практически важном свойстве этой дихотомии огнь и вода:

"И что самое в высшей степени удивительное – это что огонь сей угашает огонь греха, и поток злобы сдерживает эта вода; что световидные озарения ослабляют рассмотрение чувственных вещей, а отрада видения надолго удаляют от всякого застарелого телесного пристрастия."

Иначе говоря, огонь любви увлекает прочь от новых пристрастий, а вода лечит старые

Страниц: 1 [2] 3 4 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!