consensus patrum
23 Июнь 2018, 18:38:24 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 ... 10
 1 
 : 12 Декабрь 2017, 15:49:06 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
+++что значит, когда в самодвижной молитве молится сам Дух Святой?

См. "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26) и толкования.

(В узком смысле)

Он молится о молящемся самому Себе принося словесную жертву всей Троице.

Подобно тому  как Христос на Голгофе одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится. Так же и в Евхаристии Христос приносит в жертву Сам Себя всей Троице. Это Его способ действия в творении.

Св. Дух также приносит словесную жертву в (истинно) молящемся. Приносит Сам и Самого Себя (поэтому молящийся и чувствует, что молитва в нем отчетливо совершается  и что совершает ее не он сам, по толкованию на это место свт. Феофана) Самому Себе (всей Троице). Таков способ действия Св. Духа в едином действии Св. Троицы.

Более точно, ум молящегося выступает здесь в качестве архиерея (руками которого приносится Христом евхаристическая Жертва):

Лествичник (28, 51):

"Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы"

"Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе. Образуется в свое время,в отделе сердца, где помещается сила словества или дух, чудный, нерукотворенный, духовный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною." (И.Брянчанинов, О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной)

(В более широком смысле)

Это молитва не только о молящемся (поэтому "воздыханиями неизреченными"), а обо всем творении, а в еще более широком богословском смысле -- продолжающееся в молящемся сотворение мира, его движение от начального сотворения к обожению (подвижника и творения вокруг)

 2 
 : 11 Декабрь 2017, 19:20:35 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Цитировать
"В сирийском Послании I Макария Египетского он намечает различные ступени, по которым благодать Божия заставляет проходит того, кто взыскует ее: сначала она дарует ему скорбь о его прошлых прегрешениях, затем смирение тела (проявляющееся через телесные деяния, такие как пост, бдение и т.п.), потом смирение сердца (вместе с благодатным даром не замечать грехов других людей, а видеть только собственные грехи). После чего она предает его разного рода испытаниям, чтобы научить его уповать только на Бога, и, если он остается верным, она посылает ему по временам «святую силу», которая утверждает его и поддерживает через дар слез, опыт сладости Божией и покой сердца. Наконец, она предает все его существо под иго Утешителя.
Похоже, именно тогда Его действие становится особенно ощутимым: сила Духа начинает являть в сердце небесные вещи,  Утешитель делает сердечным законом для чистой души — ставить себя ниже всякой твари и не видеть человеческих прегрешений, верно пребывать в делании добродетелей и в непрестанной молитве. 
 Однако, человек при этом не утрачивает возможности повернуть вспять: если, со своей стороны, он ослабевает в строгом хранении даже самых незначительных добродетелей, он теряет, вместе с сердечным покоем, благодать пребывания в соблюдении заповедей Духа.
Осознание действия Святого Духа, признаки, по которым узнается это действие, — эти понятия часто встречаются у духовных писателей. Симеон Благодатный говорит о знаке, по которому мы узнаем, что получили помилование: когда внешние чувства и внутренние страсти успокаиваются, и когда оживают движения Духа и в душе царствует таинственное утешение"

Интересно, что основные этапы аскетического пути перечислены еще у прп. Макария.  В этом затем за ним следуют все отцы, как сирийские, так и византийские. "Святая сила", о которой он ведет речь, это "сила безмолвия" у прпп. Каллиста Ангеликуда и Исаака Сирина (см. Слова 42 и 45). Тот самый "источник Духа", о котором мы уже здесь говорили. Движение Духа из глубины сердца, которое сопровождается "тонким хладом" и "таинственным утешением" (см. выше Симеон Благодатный), которое нельзя ни с чем спутать и которое одно означает рождение от Духа. Именно по нему Св. Дух и называется Утешителем

 3 
 : 09 Декабрь 2017, 10:45:51 
Автор Евгений - Последний ответ от Сергий
делаем ре-посты

а где ре-посты,  я что-то не нашел
Вот тут процитировал.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3882.msg200873#msg200873
Удачно легла цитата на контрасте ...

 4 
 : 08 Декабрь 2017, 19:54:01 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Некоторый промежуточный итог. Исихазмом в собственном смысле этого слова отцы-исихасты называют рождение от Духа, у Которого в этом отношении два основных аспекта действия: огнь (свет) и вода, которые отделяются друг от друга, конечно же, не сами в себе, а относительно творения.

Поэтому эти два аспекта соотносятся с сотворением мира как свет и тьма (вода):

"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы."

Вода символизирует мир, каким он был до сотворения, а огнь -- каким он будет в будущем веке. Рожденный от воды (в крещении) подвижник рождается от Духа, когда в нем становится действующим огонь будущего века, и он сам становится способным, опытно, а не на словах, различать два основных аспекта Его действия: огнь и воду. И не только различать, но и, в определенном смысле, (священно)действовать в них и ими, так как они носят для него с той поры отчетливый литургический аспект. Как пишет прп. Каллист:

"А что по справедливости удивительнее  и больше сказанного, так это то, что именно огонь и вода, нагревание или даже сжигание и, напротив, прохлада, от одного движения сердца совершенным образом является благодаря действию этого хлеба и чаши",

имея ввиду священнодействие в сердце. В трактате "О рае" прп. Никита Стифат пишет, что вход на первое небо лежит через смирение (воду), а выход (на другие умопостигаемые небеса) через любовь (огонь).

И далее прп. Каллист пишет еще об одном практически важном свойстве этой дихотомии огнь и вода:

"И что самое в высшей степени удивительное – это что огонь сей угашает огонь греха, и поток злобы сдерживает эта вода; что световидные озарения ослабляют рассмотрение чувственных вещей, а отрада видения надолго удаляют от всякого застарелого телесного пристрастия."

Иначе говоря, огонь любви увлекает прочь от новых пристрастий, а вода лечит старые

 5 
 : 08 Декабрь 2017, 17:40:19 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
делаем ре-посты

а где ре-посты,  я что-то не нашел

 6 
 : 08 Декабрь 2017, 02:22:59 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Евгений, спасибо за Вашу работу!
Читаем и делаем ре-посты Ваших цитат и комментариев.

спасибо, я рад, что это кому-нибудь интересно

 7 
 : 08 Декабрь 2017, 02:21:24 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Рассказав нечто о воде, отдадим должное и огню. Тем более, что по прп. Каллисту эта «вода -- живая и говорящая», а «огонь -- орошающий влагой». Ср. сщмч. Игнатий Богоносец: «Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: "Иди к Отцу"".

Свт. Иоанн Златоуст: «Когда Бог создал Адама, он вложил в его сердце огненный угль, чтобы при его свете он руководился к будущей жизни действием Святого Духа. Но после преступления лучи этого угля погасли, и он не проявлял своего действия в течение жизни всех тех поколений, которые предшествовали приходу Христа».

Огонь этого угля есть «тот, о котором Господь наш сказал: “Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я желал бы, чтобы он возгорелся!” — и он (ныне) сокрыт во всех сынах таинства крещения, как сокрыт огонь во всех созданных природах».

Огнь, сокрытый "во всех созданных природах», это огнь божественной любви ко всему творению, огнь (начатков) обожения, того созерцаемого подвижником состояния, в котором будет все творение в будущем веке. С действием этого огня в сердце подвижника "соединяется нежное действие дуновения" и божественная любовь ко всему творению. И эта любовь обязательно сопровождается любовью ко всем людям, безразлично, добрым или злым, как пишет об этом прп. Исаак Сирин. Такая любовь является, в частности, показателем (одним из) правильности переживаемого опыта. Потому что есть другая любовь и другой огонь, но об этом как-нибудь в другой раз.

"Огнь из дома Господня исходит из области сердца … и с тихостью умиряет монаха во всех его действиях".

Ср. Симеон Благодатный: "Тот, кого посещает [эта] благодать во время псалмопения и молитвословия, тотчас меняется, язык умолкает, а движения души прекращаются и успокаиваются в тишине".

"Когда над всеми твоими движениями и членами неожиданно воцаряется мир и необыкновенное спокойствие, душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от тебя отступают, знай, что в этот момент ты сподобился действия благодати".

О сокровенном характере присутствия божественного огня в природе, "где огонь скрывает блеск своего великолепия, а также внезапность, с которой он может воспламениться", пишет также
Иоанн Дальятский.

 8 
 : 07 Декабрь 2017, 22:10:24 
Автор Евгений - Последний ответ от Сергий
Евгений, спасибо за Вашу работу!
Читаем и делаем ре-посты Ваших цитат и комментариев.

 9 
 : 07 Декабрь 2017, 01:37:55 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Еще кое-что о безмолвии, которое прп. Каллист ("Главы о рае") называет исихазмом:

"Блажен муж, умное чувство которого процвело из прославленного безмолвия и, можно сказать, вернулось к самому себе и живет веянием и порывом Духа"

Блажен ум, который "не иде на совет нечестивых" помыслов, а вернулся к самому себе, то есть в сердце. Действием, которое одновременно является и веянием, и порывом, Духа. Который "дышет идеже хочет", порывом приходит, безмолвно веет и так же внезапно уходит, и не знаешь "откуда пришел и куда уходит".

Такой ум становится в Духе одновременно и (умным) чувством, процветающим бесчисленными созерцаниями в безмолвии.

"Такое [умное чувство] есть плод здравой [действием] благодати мысли. Оно исправляет все душевные расположения, совоздвигает ум и легко изменяет сердце, причем мысль воспаряет к божественным [вещам]. [Но умному чувству] воистину еще более невозможно прийти к самому себе без безмолвия, основанной на методе, и чистоты ума во благодати, чем человеку — плыть по воздуху. С этим чувством памятовать о Боге и созерцать Бога — и полезно, и благотворно . А без этого чувства памятование о Боге — как если бы кто забывал о Нем, а созерцание и ве́дение Бога — скорее неве́дение и неви́дение Его"

"Безмолвие, основанное на методе" (ἡσυχία ἐπιστημονική) -- это в традиционной аскетической терминологии «художественное безмолвие (или исихи́я)», как они описаны у отцов-исихастов.

"Тот, кто по благодати обрел это божественное чувство, тот, можно сказать, обрел Бога. Он не нуждается в словах, предстоя пред Богом и избрав служение (букв. λειτουργεῖν) [Ему]"

Это буквально безмолвная литургия и (как мы писали ранее), в определенной смысле, со-творение мира (сердца и всего мира, того, что в нем еще не сотворено).

"Он лобызает молчание, а лучше сказать, и нехотя молчит. Дух Божественный обитает в нем. Любовь, мир и радость духовная воссиявают от него. Он живет жизнью, чуждой обычной общей жизни. Веселится о Боге, и очи его — [очи] умные — зрят умный свет. Сердце его носит огнь. Простота и неизменность, беспредельность и безграничность, безначальность и вечность с изумлением сопребывают с ним. Постоянные слезы текут из очей его, и ничуть не меньше из сердца его [бьет] источник живой воды духовной. С умопостигаемыми [вещами] он единично всецело соединяется, и озаряется блистанием Единого, и наслаждается наслаждением надмирным, и восторгается, и ликует, дивится и изумляется, обращаясь окрест Бога"

 10 
 : 05 Декабрь 2017, 21:37:53 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Возвращаюсь еще раз (и еще раз) к этой цитате, Иоанн Дальятский:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием»

Прп. Исаак Сирин пишет по схожему поводу:

"Тогда созерцатель восходит через умную деятельность выше начала существования мира, когда творение еще не существовало и не было ничего: ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из вещей, которые пришли в бытие"

И далее:

"Внезапно он (или Он, из контекста это непонятно) приводит все в бытие, причем ему (Ему) достаточно чего-либо захотеть, и все совершается перед ним (Ним). Затем он (здесь уже, наверно, человеческий ум) спускается мыслью, переходя от одного к другому по всем созданиям Божиим"

Вполне можно предположить, что эта двойственность (он, или Он) допущена прп. Исааком не случайно. Здесь человеческий ум выступает со-творцом Богу, и кто из них творит, не ясно, так как творят оба.

И все, что касается этого рода безмолвия, но более пространно описано через века свт. Игнатием Брянчаниновым, пусть и другими словами, но очень узнаваемо:

"Назову ли Его светом? Я не вижу света; но он просвещает ум мой и сердце превысшее всякаго слова, превыше всякаго земнаго учения, без слов, с несказанною быстротою, каким-то странным—так выражу невыразимое—прикосновением кь уму, толи действием внутри самаго ума. Назову ли Его огнем? - но Он не сожигает; напротив того орошает приятно, и прохлаждает. Он — некий глас хлада тонка (3 Царств. ХИХ, П2); но от Него 6ежит, как от огня, всякая страсть, всякий греховный помысл. Он не произносить никакого слова, — не произносит, и вместе глаголет, учит, воспёвает чудно, таинственно, с несказанною тихостию, тонкостию, изменяя, обновляя ум и сердце, прислушивающийся Ему в безмолвии, в душевной клети. Он не имеет никакого образа, ни вида, ничего в Нем нет чувственнаго. Он вполне невеществен, невидим, крайне тонок: внезапно, неожиданно, с несказанною тихостию является в уме, в сердце, постепенно разливается во всю душу, во все тело, овладевает ими, удаляет из них все греховное, останавливает действие плоти и крови, соединяет разсеченныя части человека во едино, являет целым наше естество, которое разсыпалось от страшнаго падения, как разсыпается от падения сосуд скудельный. Кто, видя возсозидание, не познает руки Создателя, единаго имеющаго власть созидать и возсозидать?

Доселе говорю лишь о действии, не называя, кто — действующий. Наименовать мне Его — страшно! Осмотрите меня, братия разглядите совершающееся во мне! вы скажите мне, что во мне совершается? вы скажите мне, кто — совершающий? — Чувствую, ощущаю в себе присутствие Странника. Откуда Он пришел, как во мне явился—не знаю. Явившись, Он пребывает невидимым, вполне непостижимым. Но Он присутствует: потому что действует во мне, потому что обладает мною, не уничтожая моей свободной воли, увлекая ее в Свою волю несказанною святостию Своей воли. Невидимою рукою взял Он ум мой, взял сердце, взял душу, взял тело мое. Едва они ощутили эту руку, как ожили! Явилось в них новое ощущение, новое движение, — ощущение и движение духовныя! Я не знал доселе этих ощущений и движений, даже не ведал, не предполагал существования их. Они явились, и от явлений их скрылись или сковались ощущения и движения плотския и душевныя; они явились, как жизнь, и исчезло, как смерть, прежнее состояние. От прикосновения руки ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое, потом погрузились в Бога, — пребывают там, доколе их держит там невидимая, непостижимая, всемогущая рука. Какое-ж чувство обемлет меня там? Обемлется все существо мое глубоким, таинственным молчанием, вне всякой мысли, вне всякаго мечтания, вне всякаго душевнаго движения, производимаго кровию; субботствует и вместе действует все существо мое под управлением Святаго Духа. Управление это необъяснимо словом. Пребываю как упоенный, забываю все, питаюсь недоведомою, нетленною пищею, нахожусь вне всего чувственнаго, в области невещественнаго, в области, которая превыше не только вещества, превыше всякой мысли, всякаго понятия: не чувствую самаго тела моего. Очи мои смотрят, и не смотрят,—видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы. Чаша Господня, чаша Духа упоявает державно (Псал. XXII, 5). Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!.. Молчание дивное, обемлющее ум, сердце, душу, устремившихся всею крепостию своею к Богу и потерявшихся — так сказать — в безконечном движении к безпредельному, молчание это—вместе и беседа, но без слов, без всякаго разнообразия, без мыслей, превыше мыслей." ("Странник")

Страниц: [1] 2 3 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!