consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Сотериология и эсхатология => Тема начата: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 11:39:57



Название: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 11:39:57
Вопрос такой: смогут ли спасенные знать и видеть ад и тех, кто в нем?

Согласно букве притчи, осужденные смогут видеть блаженство праведников, а праведники по крайней мере слышать осужденных (ведь в тексте не сказано, что Авраам увидел богача).

Однако толкования этого момента у свт. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болгарского расходятся.

Свт. Иоанн прямо говорит: "Почему, однако, не Лазарь увидел богатого [а богатый - Лазаря. - Прим. мое]? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете".

http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z08_2/Z08_2_110.htm

У блаж. Феофилакта видим другое: "Обрати внимание и на то, что в день тот обидчик увидит, в какой славе будет обиженный им, а сей в свою очередь увидит, в каком осуждении будет обидчик, подобно как здесь богатый увидел Лазаря, а сей - опять богатого".

http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z08_2/Z08_2_110.htm

Имеют ли эти суждения отцов догматический смысл?



Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 11:43:24
Вот что говорит прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 27:

"А сотворившие благое, как солнце, воссияют вместе с ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом, в бесконечные века веков".


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 24 Октябрь 2010, 12:13:52
Вот еще на эту тему из Григория Двоеслова (Сорок бесед на Евангелие. БЕСЕДА 40).

Цитата: Григорий Двоеслов
Надобно думать, что прежде воздаяния на последнем суде нечестивые видят некоторых праведников в покое для того, чтобы, видя их в радости, мучились не только от своего наказания, но и от их блаженства. А праведники всегда видят неправедных в мучениях для того, чтобы отселе увеличивалась их радость, потому что они видят то бедствие, которого по милосердию избегли; и тем большую воссылают благодарность своему Искупителю, чем яснее видят в других то, что могли терпеть сами, если бы оставлены были. Впрочем, видимое наказание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости столь великого блаженства, потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих. Что же удивительного, если праведники, смотря на мучения неправедных, умножают тем свои радости, когда и в живописи черный цвет полагается в основание, дабы яснее был видим белый или красный? Ибо, как сказано, радости для добрых тем более увеличиваются, чем яснее они видят своими глазами те несчастья осужденных, которых избегли. И хотя им для полного наслаждения достаточно и своих радостей, однако же они, без сомнения, всегда видят бедствия нечестивых, потому что те, которые видят славу своего Создателя, не могут не видеть того, что совершается в создании

Иоанн Златоуст. БЕСЕДА о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении

Цитата: Иоанн Златоуст
Будут ли Ной, или Иов, или Даниил, видеть ближних своих мучимыми, они не осмелятся предстать и подать руку помощи. Тогда случится, что истребится и естественное сострадание. Так как найдутся праведные отцы грешных детей и добрые дети порочных родителей, — зло ведь не от природы, а от воли, — то, чтобы радость их была чистою и сострадание не нарушало блаженства наслаждающихся теми благами, и оно тогда угаснет, так что и они вместе с Господом будут негодовать на своих единокровных (грешников).


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 12:19:37
Свт. Марк Евгеник. Ответ латинянам второй, в котором он излагает также истинное учение греческой Церкви. 4:

"Итак, если никто, как было сказано, еще не вошел ни в Царство ни в геенну, то как же мы слышишь о богатом и Лазаре, что тот богач, находясь в огне и муках, обращается к Аврааму? — (Ответ) Все то, что относится к Лазарю, Господь сказал обρазно, как и то, что касается десяти дев и обстоятельств в прочих притчах. Ибо, в действительности, притча о Лазаре не происходила, потому что грешники, находящиеся в аду, не видят праведников, находящихся в царстве с Авраамом, но никто из них, находясь во мраке, даже соседа своего не узнает".

Но здесь сказано о грешниках. А как быть с праведниками?


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 24 Октябрь 2010, 12:46:22
Цитата: Александр
Вопрос такой: смогут ли спасенные знать и видеть ад и тех, кто в нем?

Тут важна мотивация вашего вопроса. Для чего именно спрашиваете. Вопросы из простого любопытства мало полезны и ответы на такие вопросы св. отцами обычно не даются.

Меня эта тема интересует в плане сострадания. Упразднение сострадания констатируется св. отцами (и не одним). Хотелось бы знать, это ради педагогических целей - такие утверждения - или все это имеет реальное догматическое обоснование.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 24 Октябрь 2010, 13:42:31
В ЖЖ был разговор на эту тему.

http://vladimir-chub.livejournal.com/42479.html

Но ни к каким определенным выводам участники диалога так и не пришли.

Стоит привести одно высказывание. Где вопрос ставится наиболее целенаправленно.

Цитата: vladimir_chub
Силуан Афонский как раз об этом говорил - что в Царствии Небесном человек всё забудет и погрузится всем сознанием в Бога. Но это ведь отдельная проблема. Забыть всё и всех, погрузиться в Бога и не омрачаться чужими страданиями - это ОДНО. А созерцание чужих страданий и усиление от этого небесной радости - это совершенно ДРУГОЕ. В этом случае человек не погружён полностью в Бога, но обращён умом во внешнее (и там, во внешнем, находит себе дополнительный источник блаженства). У меня речь идёт о второй проблеме, а не о первой (насчёт омрачения или неомрачения радости я ничего не говорил). Не следует эти проблемы смешивать.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 15:44:05
Тут важна мотивация вашего вопроса. Для чего именно спрашиваете. Вопросы из простого любопытства мало полезны и ответы на такие вопросы св. отцами обычно не даются.

Спрашиваю не из простого любопытства  :)


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 16:04:23
Свт. Иоанн Златоуст. Что такое будущие мучения:

"Если там огонь, то скажи мне, каким образом там же и мрак? Видишь ли, что он гораздо ужаснее здешнего? Он не угасает, потому и называется неугасаемым. Представим же, какое мучение быть сожигаемым непрестанно, находиться во мраке, постоянно испускать вопли, скрежетать зубами и не быть услышанным? Каково быть сожигаемым вместе с убийцами всей вселенной, ничего не видеть и не быть видимым, но среди такого множества людей считать себя одиноким? Ибо мрак и отсутствие света не дозволят нам распознавать даже ближних, но каждый будет в таком состоянии, как будто бы он страдал один".

И опять-таки это об осужденных.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 16:21:19
В ЖЖ был разговор на эту тему.

http://vladimir-chub.livejournal.com/42479.html

Но ни к каким определенным выводам участники диалога так и не пришли.

Стоит привести одно высказывание. Где вопрос ставится наиболее целенаправленно.

Цитата: vladimir_chub
Силуан Афонский как раз об этом говорил - что в Царствии Небесном человек всё забудет и погрузится всем сознанием в Бога. Но это ведь отдельная проблема. Забыть всё и всех, погрузиться в Бога и не омрачаться чужими страданиями - это ОДНО. А созерцание чужих страданий и усиление от этого небесной радости - это совершенно ДРУГОЕ. В этом случае человек не погружён полностью в Бога, но обращён умом во внешнее (и там, во внешнем, находит себе дополнительный источник блаженства). У меня речь идёт о второй проблеме, а не о первой (насчёт омрачения или неомрачения радости я ничего не говорил). Не следует эти проблемы смешивать.


Я думаю, за мнением, что праведники будут созерцать чужие старадания, стоит какая-то странная сотериология (а вместе с ней и антропология). Скорее всего, чуждая православию.

Бог не будет ведать и видеть осужденных, а только Своих, т.е. обоженных. Значит, и обоженные также не будут видеть ничего, кроме Бога.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Андрей Белоус от 24 Октябрь 2010, 17:53:24
Я думаю, за мнением, что праведники будут созерцать чужие старадания, стоит какая-то странная сотериология (а вместе с ней и антропология). Скорее всего, чуждая православию.

Бог не будет ведать и видеть осужденных, а только Своих, т.е. обоженных. Значит, и обоженные также не будут видеть ничего, кроме Бога.

+


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Аркадий Шуфрин от 24 Октябрь 2010, 19:51:00
Цитировать
Силуан Афонский как раз об этом говорил - что в Царствии Небесном человек всё забудет и погрузится всем сознанием в Бога. .... Забыть всё и всех, погрузиться в Бога и не омрачаться чужими страданиями
Силуан Афонский говорит другое:
Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир.
       Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне.
       Но спрошу тебя: — если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?
       Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко.
       Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией.
       Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них.

http://rus-sky.com/nasledie/ST_SA/SS2-01.htm


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 24 Октябрь 2010, 21:42:16
Цитата: Александр
Я думаю, за мнением, что праведники будут созерцать чужие старадания, стоит какая-то странная сотериология (а вместе с ней и антропология). Скорее всего, чуждая православию.

Тут проблема упирается не только в непосредственное созерцание. Память ведь остается. Значит знать о страданиях тех, кто в аду, будут. И все равно не обойти вопрос о способности человеческой души сострадать.




Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 24 Октябрь 2010, 22:11:37
Тут проблема упирается не только в непосредственное созерцание. Память ведь остается. Значит знать о страданиях тех, кто в аду, будут. И все равно не обойти вопрос о способности человеческой души сострадать.

Ну, не знаю...

Вы рассуждаете в каком-то психологическом дискурсе. Что значит память останется? Ведь в Книге Жизни нет имен грешников, и Бог не ведает их имен. Вы же предполагаете, что их имена будут в обоженных умах тварных ипостасей. Но это не так по крайней мере по трем причинам:

1. "Обожение - это, насколько возможно, уподобление Богу и единение с Ним" (пс.-Дионисий. О Церковной иерархии. Гл. 1). Если Бог не ведает грешников, то и обоженные не ведают их.

2. Память и воспоминание о грешниках - это обращение ума на другое и как бы прекращение созерцания Бога.

3. Обоженные претерпевают в себе действие нетварной энергии, и в этом претерпевании и состоит действие их естества. А воспоминание и сострадание - это все-таки такая тварная энергия, которая отрицает обожение в смысле прекращения всех естественных движений нашего естества, т.е. обожение в собственном смысле слова.

Думаю, так.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Денис В.С. от 25 Октябрь 2010, 15:06:30
(пс.-Дионисий.

А почему вы пишите псевдо Дионисий, а не священномученик Дионисий Ареопагит ?



Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Денис В.С. от 25 Октябрь 2010, 15:09:15
Вопрос такой: смогут ли спасенные знать и видеть ад и тех, кто в нем?


Да, смогут.

Об этом говорит свт. Григорий Нисский :

"А что в душе и по отрешении от тела остаются некоторые знаки нашего соединения, это показывает разговор в аду, из которого видно, что, хотя тела преданы были гробу, однако же в Душах оставался некоторый телесный признак, и поэтому, как Лаэарь был узнан, так и богатый не оказался неизвестным."


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 25 Октябрь 2010, 15:13:34
Цитата: Александр А.С.
воспоминание и сострадание -  это все-таки такая тварная энергия, которая отрицает обожение в смысле прекращения всех естественных движений нашего естества

Обожение не может противоречить естеству. Оно есть сверхъестественная полнота естества.

Тут, чтобы отрицать наличие сострадания в обоженных, нужно доказать, что сострадание есть страсть. Но даже если и страсть - обоженный может претерпевать страсть вольно, т.е. бесстрастно.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 16:00:45
А почему вы пишите псевдо Дионисий, а не священномученик Дионисий Ареопагит ?

Ну, как почему? Потому что Корпус сочинений, авторство которого приписывается свщмч. Дионисию, создан другой ипостасью.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 16:37:29
Да, смогут.

Об этом говорит свт. Григорий Нисский :

"А что в душе и по отрешении от тела остаются некоторые знаки нашего соединения, это показывает разговор в аду, из которого видно, что, хотя тела преданы были гробу, однако же в Душах оставался некоторый телесный признак, и поэтому, как Лаэарь был узнан, так и богатый не оказался неизвестным."

Судя по тому, что свт. Григорий говорит о душах, которые могут быть узнаны по телесным признакам, я заключаю, что он не имеет в виду ад в смысле вечного наказания. Он говорит об аде в смысле предначинания вечного наказания, т.е. того состояния, в котором находятся души грешников до воскресения и Суда.

Свт. Марк Евгеник. Ответ латинянам второй [об очистительном огне. - Прим. мое], в котором он излагает также истинное учение греческой Церкви. 3:

"Мы утверждаем, что ни праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела; — ни грешные, после смерти, не были отведены в вечное наказание, в котором будут вечно мучиться; но и то и другое необходимо должно быть после последнего того дня Суда и воскресения всех; ныне же — и те и другие находятся в свойственных им местах: первые — в совершенном покое и свободными находятся на небе с Ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, из которого ниспал Адам, вошел же прежде иных Благоразумный разбойник, — и часто нас посещают в тех храмах, где их почитают, и слушают призывающих их и молятся за них Богу, прияв от Него этот изрядный дар, и чрез свои мощи творят чудеса, и наслаждаются созерцанием Бога и оттуда посылаемым озарением, более совершенно и более чисто, нежели раныне, когда были при жизни; вторые же, в свою очередь, заключенные в аду, пребывают "в темных и сени смертней, в рове преисподнем", как говорит Давид 134), и затем Иов: "В землю темну и мрачну, в землю тмы вечные, идеже несть света, ниже видети живота человеческаго" 135). И первые — пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага; а вторые — напротив, пребывают во всякой тесноте и безутешном страдании, как некие осужденные, ожидающие приговора Судьи и предвидящие оные мучения. И ни первые не восприняли еще наследие Царства и тех благ, "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша" 136), ни вторые еще не преданы вечным мукам и горению в негаснущем огне. И это учение мы имеем переданным от Отцев наших из древности и легко можем представить из самих Божественных Писаний".

Однако если после воскресения все будут узнаваемы по плоти, это, я думаю, еще не означает, что грешники будут видимы. Бог их не будет видеть, а значит, и уподобившиеся Ему не увидят ни грешников, ни их вечное наказание.

Денис, а Вы не могли бы дать координаты слов свт. Григория, которые Вы привели  :)


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 16:47:00
Цитата: Александр А.С.
воспоминание и сострадание -  это все-таки такая тварная энергия, которая отрицает обожение в смысле прекращения всех естественных движений нашего естества.

Обожение не может противоречить естеству. Оно есть сверхъестественная полнота естества.

Тут, чтобы отрицать наличие сострадания в обоженных, нужно доказать, что сострадание есть страсть. Но даже если и страсть - обоженный может претерпевать страсть вольно, т.е. бесстрастно.

seksta, читайте внимательней: "...воспоминание и сострадание - это все-таки такая тварная энергия, которая отрицает обожение в смысле прекращения всех естественных движений нашего естества".

Вы не станете отрицать, я думаю, что сострадание есть естественное движение человеческого естества.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 25 Октябрь 2010, 16:51:19
Александр А.С.

Не поняла суть ваших возражений.



Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 17:04:47
Тут, чтобы отрицать наличие сострадания в обоженных, нужно доказать, что сострадание есть страсть. Но даже если и страсть - обоженный может претерпевать страсть вольно, т.е. бесстрастно.

Мне кажется, суть не в том, что обоженный может претерпевать страсть бесстрастно, а в том, что сострадание - это энергия, причем движущаяся вовне. Но обоженные лишь претерпевают в себе действие нетварной энергии, и в этом претерпевании и заключается, как мне думается, все движение их естества  :)


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 17:16:54
Вот здесь приведены соответствующие цитаты:

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=738.0


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 25 Октябрь 2010, 17:22:41
Цитата: Максим Исповедник
будет одна и во всех отношениях единая энергия -- энергия Бога и достойных Бога, а точнее, одного Бога, потому что Он всецелый во всецелых достойных Его благолепно взаимопроникает."

Александр, вы можете раскрыть, что такое ад с точки зрения энергии?

Предмет темы - соотношение "того итогового, что в Боге" и "того, что не в Боге".



Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: tatiana от 25 Октябрь 2010, 17:37:19
Мне кажется, суть не в том, что обоженный может претерпевать страсть бесстрастно, а в том, что сострадание - это энергия, причем движущаяся вовне. Но обоженные лишь претерпевают в себе действие нетварной энергии, и в этом претерпевании и заключается, как мне думается, все движение их естества  :)

почему нетварная энергия не может включать в себя бесстрастное страдание и бесстрастное со-страдание?

Христос же бесстрастно пострадал на Кресте. Божество Его не пострадало, но человечество-то Его обожено.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 17:43:09
Цитата: Максим Исповедник
будет одна и во всех отношениях единая энергия -- энергия Бога и достойных Бога, а точнее, одного Бога, потому что Он всецелый во всецелых достойных Его благолепно взаимопроникает."

Александр, вы можете раскрыть, что такое ад с точки зрения энергии?

С т.з. какой энергии? Нетварной? Ну, тогда ад - это логос суда, которым нетварная энергия соединяется с грешниками.

Кстати, а ведь ад - это тоже претерпевание действия нетварной энергии грешниками. Только если обоженные претерпевают это действие через логос присноблагобытия, то грешники - через логос суда.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 17:55:04
почему нетварная энергия не может включать в себя бесстрастное страдание и бесстрастное со-страдание?

Христос же бесстрастно пострадал на Кресте. Божество Его не пострадало, но человечество-то Его обожено.

Во Христе человеческое естество всегда действует, несмотря на всецелую обоженность. И это в отличие от тварных ипостасей, в которых действие их естества прекращается при обожении.

Замечу в скобках: я ведь говорю о том обожении, которое сообщается тварным ипостасям после Суда, т.е. о том, "чего не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку".


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 25 Октябрь 2010, 17:55:23
Цитата: Александр А.С
Кстати, а ведь ад - это тоже претерпевание действия нетварной энергии грешниками. Только если обоженные претерпевают это действие через логос присноблагобытия, то грешники - через логос суда.

Я так и не поняла, почему невозможно праведникам помнить о грешниках, мучающихся в аду...



Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Денис В.С. от 25 Октябрь 2010, 18:01:07
Денис, а Вы не могли бы дать координаты слов свт. Григория, которые Вы привели  :)

Свт. Григорий Нисский "Об устроении человека" (глава 27)

http://www.pagez.ru/lsn/0028.php


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 18:13:49
Я так и не поняла, почему невозможно праведникам помнить о грешниках, мучающихся в аду...

Ну, как мог, так и объяснил. Может кто другой более доходчиво объяснит  :)

Свт. Григорий Нисский "Об устроении человека" (глава 27)

http://www.pagez.ru/lsn/0028.php

Благодарю  :)


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 18:31:27
Вот здесь кое-что есть для прояснения темы:

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=648.0


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: tatiana от 25 Октябрь 2010, 18:40:42
почему нетварная энергия не может включать в себя бесстрастное страдание и бесстрастное со-страдание?

Христос же бесстрастно пострадал на Кресте. Божество Его не пострадало, но человечество-то Его обожено.

Во Христе человеческое естество всегда действует, несмотря на всецелую обоженность. И это в отличие от тварных ипостасей, в которых действие их естества прекращается при обожении.

прошу прощения, а разве во Христе не то же самое чел.естество, что и в тварных ипостасях? И зачем этому естеству во Христе действовать, если для нас это никакого смысла не несет? Ведь Он вроде "ради нас" воплощался, как учит Церковь.

Или ты считаешь, что во Христе какое-то другое человеческое естество?

вообще, конечно, вопрос не такой простой, может, даже не для этой темы.



Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 25 Октябрь 2010, 19:22:38
прошу прощения, а разве во Христе не то же самое чел.естество, что и в тварных ипостасях? И зачем этому естеству во Христе действовать, если для нас это никакого смысла не несет? Ведь Он вроде "ради нас" воплощался, как учит Церковь.

То же самое - по логосу, но не то же - по тропосу.

Дальше я не совсем понимаю Вас, Татьяна  :-\

Когда я сказал, что во Христе Его человеческое естество не перестает действовать, то я имел в виду тот факт, что всякое действие Его Божества имеет человеческий тропос, а также то, что в ипостаси Христа человечество со-действует Божеству. Поэтому-то человеческое естество во Христе не перестает действовать (несмотря на всецелую обоженность), т.к. Божество в Нем действует всегда.

Ну, а в нас всякое действие прекращается, когда мы обоживаемся. Что об этом говорили отцы - см. ссылки, которые я разместил чуть выше.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 26 Октябрь 2010, 01:54:12
Цитата: Александр А.С.
Вы не станете отрицать, я думаю, что сострадание есть естественное движение человеческого естества.

На мой взгляд, сострадание - это естественное движение как человеческого естества, так и Божественного. Сострадание участи грехопадшего человечества явилось причиной спасительного Боговоплощения.  В Боге сострадание не имеет вид меняющейся чувственности.  Это особая сила, связущая Творца с творением.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Денис В.С. от 26 Октябрь 2010, 10:33:48

Ну, как почему? Потому что Корпус сочинений, авторство которого приписывается свщмч. Дионисию, создан другой ипостасью.

Это выдумки идущие от западных критиканов и некоторых наших патрологов. Труды священномученика Дионисия Ареопагита являются принадлежащими именно свщмч. Дионисию Ареопагиту, а не кому-то иному.
В этом вопросе существует консенус патрум величайших Святых Отцов Церкви : свт. Софрония Иерусалимского, преп. Максима Исповедника, комментировавшего труды свщмч. Дионисисия, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, свт. Германа Константинопольского, преп. Феодора Студита, свт. Григория Паламы.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 26 Октябрь 2010, 10:46:48
На мой взгляд, сострадание - это естественное движение как человеческого естества, так и Божественного. Сострадание участи грехопадшего человечества явилось причиной спасительного Боговоплощения.  В Боге сострадание не имеет вид меняющейся чувственности.  Это особая сила, связущая Творца с творением.

Не знаю... Я знаю, что Бог не будет ведать грешников, которые "испортили" свой логос.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 26 Октябрь 2010, 11:12:17
Цитата:  Александр А.С.
Я знаю, что Бог не будет ведать грешников, которые "испортили" свой логос.

А знать о том, что в итоговом тварном есть "зона мучений" Бог будет - как на ваш взгляд?..

Тут еще нужно уточнить, как понимать Его слова  "не знаю вас"... Я это понимаю, как "не имею личного общения".

Еще нужно уточнить, что применение будущего времени тут (как и везде, где рассуждаем о Боге) вообще неуместно. Бог в каком-то срезе тварного знает грешников (промышляя для них спасительный путь), а в каком-то - нет (имея ведение итога грешных путей).


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 26 Октябрь 2010, 12:11:19
А знать о том, что в итоговом тварном есть "зона мучений" Бог будет - как на ваш взгляд?..

Что такое "зона мучений"? И что значит для Бога "знать"? Ведь Бог ведает тварь через Свои логосы, а "зона мучений", т.е. ад - не тварь и не имеет логоса. Я так думаю  :)

Тут еще нужно уточнить, как понимать Его слова  "не знаю вас"... Я это понимаю, как "не имею личного общения".

Опять-таки что означает "не иметь личного общения" для Бога? Бог не знает тех, кто неподобен Ему, кто не такой, как Он. Поэтому-то Он подлинно знает только Своих, т.е. подобных Ему, и знает их, как Самого Себя.

Еще нужно уточнить, что применение будущего времени тут (как и везде, где рассуждаем о Боге) вообще неуместно. Бог в каком-то срезе тварного знает грешников (промышляя для них спасительный путь), а в каком-то - нет (имея ведение итога грешных путей).

Здесь было обсуждение, в котором этот вопрос затрагивался:

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=748.0


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Андрей Белоус от 26 Октябрь 2010, 14:12:38
Это выдумки идущие от западных критиканов и некоторых наших патрологов. Труды священномученика Дионисия Ареопагита являются принадлежащими именно свщмч. Дионисию Ареопагиту, а не кому-то иному.
В этом вопросе существует консенус патрум величайших Святых Отцов Церкви : свт. Софрония Иерусалимского, преп. Максима Исповедника, комментировавшего труды свщмч. Дионисисия, преп. Анастасия Синаита, преп. Иоанна Дамаскина, свт. Германа Константинопольского, преп. Феодора Студита, свт. Григория Паламы.


Денис, может Вы и гелиоцентрическую систему будете проверять на основании "консенсус патрум" ? критерий  "консенсус патрум" вообще-то используется в богословской, вероучительной области, к которой поднятый Вами вопрос вообще никаким боком не относится. Принадлежность того или иного текста тому или иному автору рассматривают не по критерию "консенсус патрум", а на основании научных данных; это вопрос научного текстологического анализа, а не богословия или веры. Насколько мне известно, консенсус ученых здесь однозначен - "Корпус Ареопагитикум" не мог принадлежать священномученику Дионисию Ареопагиту. Вообще же обсуждение этого вопроса в  данной теме является офтопиком.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: tatiana от 26 Октябрь 2010, 14:57:58

То же самое - по логосу, но не то же - по тропосу.

Когда я сказал, что во Христе Его человеческое естество не перестает действовать, то я имел в виду тот факт, что всякое действие Его Божества имеет человеческий тропос, а также то, что в ипостаси Христа человечество со-действует Божеству. Поэтому-то человеческое естество во Христе не перестает действовать (несмотря на всецелую обоженность), т.к. Божество в Нем действует всегда.

Ну, а в нас всякое действие прекращается, когда мы обоживаемся.

здесь, как я понимаю, вклинивается и "мешает" ясности вопроса тема соотношения ипостаси Христа и тварных чел.ипостасей (сюда же относится тема Церкви как Тела Христова). Мне она не ясна.

Александр, прошу простить за лишние эмоции.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: Александр А.С. от 26 Октябрь 2010, 16:45:36
здесь, как я понимаю, вклинивается и "мешает" ясности вопроса тема соотношения ипостаси Христа и тварных чел.ипостасей (сюда же относится тема Церкви как Тела Христова). Мне она не ясна.

Александр, прошу простить за лишние эмоции.

Да, Таня, тут именно этот вопрос вклинивается. Мы не действуем, а только претерпеваем - в силу того, что мы тварные ипостаси, в отличие от сложной Богочеловеческой ипостаси Логоса.


Название: Re: Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31)
Отправлено: seksta от 27 Октябрь 2010, 00:23:11
Цитата: Александр А.С
Опять-таки что означает "не иметь личного общения" для Бога? Бог не знает тех, кто неподобен Ему, кто не такой, как Он. Поэтому-то Он подлинно знает только Своих, т.е. подобных Ему, и знает их, как Самого Себя.

Можно знать человека как какой-то камень. Как неживую природу. Промысел Божий реализуется ведь и через природные катаклизмы (напр. всемирный потоп). Значит есть управление этим со стороны Бога (а значит и знание этого). Тогда получается человеческая ипостась в ранге ипостаси неживой природы.

А иметь личное общение - это звать напрямую и слышать отклик, напр Быт,22: "Бог... сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я"