consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Терминологические вопросы и проблемы => Тема начата: seksta от 16 Октябрь 2010, 03:46:23



Название: Всякие "недоумения" по поводу текстов Максима Исповедника.
Отправлено: seksta от 16 Октябрь 2010, 03:46:23
Тексты МИ сложные. Не всегда понятно, что имеется в виду. Поэтому вот такая тема, чтобы задавать вопросы.

Из Амбигвы CI(XXXVI)  
1305а

Святые... говорят, что бытие всего сотворенного объемлется пятью различиями, из которых первым называют то, которое разделяет нетварное естество от вообще всякого тварного и приявшего бытие от сотворения...

Вторым различием называют они то, по которому вся от сотворения ее Богом приявшая бытие природа разделяется на умопостигаемое и чувственное. Третьим - то, по которому чувственная природа разделяется на небо и землю. Четвертым же - по которому земля разделяется на рай и мiр; и пятым - то, по которому человек разделяется на мужское и женское.  

Что это за третье различие?

Там дальше в амбигве МИ еще раз касается этого пункта, когда описывает задачи, стоящие перед Адамом (упоминая в этой связи ангелов):

Затем, объединив небо и землю по причине тождества по добродетели во всем своей жизни с ангелами, насколько это возможно человеку, он соделал бы единой и совершенно нераздельной по отношению к самой себе чувственную тварь, совершенно не разделяемой им пространственно расстояниями, поскольку он соделался бы легким и не влекомым никакой телесной тяжестью к земле и ничего не препятствовало бы его восхождению на небо по причине того, что ум его, истинно устремляясть к Богу, совершенно не взирал бы ни на что такое, и мудро соделывал бы по порядку, как бы на общем пути, естественно дошедшее до него, точкой опоры своего устремления к Нему.

А потом еще раз касается того же, когда говорит о Боговоплощении.

Затем через вознесение на небо Он объединил небо и землю и, отойдя на небо с этим единосущным и сродным нам земным телом, явил единой всю чувственную природу посредством сообразного ей всеобъемлющего логоса, уничтожив в Себе признаки рассекавшего ее разделения.  

Что за разделения внутри чувственной природы на небо и землю? Что такое "чувственное небесное"?



Название: Re: Всякие "недоумения" по поводу текстов Максима Исповедника.
Отправлено: azamat от 16 Октябрь 2010, 04:59:27
да просто,наверное,преодоление пространства,объединение всего тварного чувственного космоса.


Название: Re: Всякие "недоумения" по поводу текстов Максима Исповедника.
Отправлено: seksta от 16 Октябрь 2010, 15:55:05
Цитата: azamat
да просто, наверное, преодоление пространства

Слишком просто получается. Тут ведь задействована качественная категория вертикали (небо-земля). И констатирована именно разделенность (а не удаленность).

У меня это напрямую ассоциируется с Быт.1:6

Цитировать
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.