consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Терминологические вопросы и проблемы => Тема начата: Любопытный от 13 Октябрь 2010, 21:50:59



Название: Как правильно трактовать "consensus patrum" ?
Отправлено: Любопытный от 13 Октябрь 2010, 21:50:59
перенесено из http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=951.0

Я прошу прощения за глупый вопрос, форумчане, наверное, уже и так все давно знают :)

А истина по consensus patrum решается количественным большинством голосов святых отцов или все же как-то по-другому? А если голоса разделились поровну - что тогда? А если какое-то мнение было высказано каким-то великим отцом вроде Максима Исповедника или Григория Богослова - но им одним, ну или максимум двумя-тремя, а остальные промолчали или даже кое-кто выразил несогласие - что тогда считать за consensus patrum? Или за истину? :)


Название: Re: Как правильно трактовать "consensus patrum" ?
Отправлено: иеромонах Дионисий от 27 Ноябрь 2013, 07:43:25

перенесено из http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=951.0

Я прошу прощения за глупый вопрос, форумчане, наверное, уже и так все давно знают :)

А истина по consensus patrum решается количественным большинством голосов святых отцов или все же как-то по-другому? А если голоса разделились поровну - что тогда? А если какое-то мнение было высказано каким-то великим отцом вроде Максима Исповедника или Григория Богослова - но им одним, ну или максимум двумя-тремя, а остальные промолчали или даже кое-кто выразил несогласие - что тогда считать за consensus patrum? Или за истину? :)


Думаю, "consensus patrum" есть совокупность мнений отцов, так усвоенных конкретным человеком, что он остается (бывает) причастным Христу (Истине).

***



 


Название: Re: Как правильно трактовать "consensus patrum" ?
Отправлено: иеромонах Дионисий от 27 Ноябрь 2013, 11:01:58

Полагают, что принцип "сonsensus patrum" основывается на работе преп. Викентия Лиринского "Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков"

Понравившееся мне место:


XXII. Но стоит труда рассмотреть все место то из Апостола с большим тщанием. О Тимофее, говорит он, предание сохрани, уклоняяся скверных новизн слов. - О! Восклицание это означает и предведение и вместе любовь; ибо Апостол наперед видел имевшие быть заблуждения и наперед оплакал их. Кто ныне Тимофей, если не вся вообще Церковь, или не все в частности общество предстоятелей, которые или сами должны иметь или другим должны сообщать неиспорченное знание божественной Веры? Что значит: предание сохрани? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле своем Сын человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (Мф.13:37-39). Предание, говорит, сохрани. Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Предание, говорит, сохрани. То есть талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты вместо одного подкидывал мне другое; не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом - медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее. О Тимофее! О священник, о толкователь, о наставник! Если дарование Божие соделало тебя годным по уму, по образованию, по учености; то будь Веселеилом [32] духовной скинии: высекай драгоценные камни Божественного учения, прилаживай их верно, распределяй их мудро, придавай им блеска, приятности, прелести. Старайся, чтобы, вследствие твоего более ясного изложения, яснее разумели то, чему прежде верили не так ясно. Достигай того, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде чтила древность несознательно. Однако же учи тому, чему сам научился, дабы, когда говоришь ново, не сказать тебе нового.


Название: Re: Как правильно трактовать "consensus patrum" ?
Отправлено: иеромонах Дионисий от 27 Ноябрь 2013, 11:37:56

Быт.30.22-43. Образы "сonsensus patrum"

22 Помяну же Бог рахиль, и услыша ю Бог, и отверзе утробу ея:
23 и заченши, роди иакову сына. И рече рахиль: отя Бог укоризну мою.
24 И нарече имя ему иосиф, глаголющи: да придаст ми Бог сына другаго.
25 Бысть же яко роди рахиль иосифа, рече иаков лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою:
26 отдаждь ми жены моя и дети моя, ихже ради работах тебе, да отиду: ты бо веси работу, юже работах ти.
27 Рече же ему лаван: аще обретох благодать пред тобою: усмотрих бо, яко благослови мя Бог пришествием твоим:
28 раздели мзду свою у мене, и дам ти.
29 Рече же иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене:
30 мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество: и благослови тя Господь пришествием моим: ныне убо когда сотворю и аз себе дом?
31 И рече к нему лаван: что ти дам? Рече же ему иаков: не даси ми ничтоже: аще сотвориши ми глагол сей, паки пасти имам овцы твоя, и сохраню:
32 обыди вся овцы твоя ныне и разлучи оттуду всякую овцу пелесую во овцах, и всяку беловатую и пеструю в козах, будет ми мзда (и будет мое):
33 и послушает мене правда моя во утрешний день, яко есть мзда моя пред тобою: все еже аще не будет пестро и беловатое в козах, и пелесо во овцах, за украденое будет мною.
34 Рече же ему лаван: буди по словеси твоему.
35 И разлучи в той день козлы пестрыя и беловатыя, и вся козы пестрыя и беловатыя, и все еже бе пелесо во овцах, и все еже бяше белое в них: и даде в руце сыном своим:
36 и разстави путем трех дний, и между ими и между иаковом: иаков же пасяше овцы лавановы оставшыяся.
37 Взя же иаков себе жезл стиракинов зеленый, и орехов, и яворовый: и острога я иаков пестрением белым, сострогая кору: являшеся же на жезлах белое, еже острога, пестро.
38 И положи жезлы, яже острога, в поилных корытех воды: да егда приидут овцы пити, пред жезлы пришедшым им пити, зачнут овцы по жезлом:
39 и зачинаху овцы по жезлом, и раждаху овцы беловатыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя.
40 Агницы же разлучи иаков и постави прямо овцам овна беловатаго и всякое пестрое во агнцах: и разлучи себе стада по себе, и не смеси сих со овцами лавановыми.
41 Бысть же во время, в неже зачинаху овцы во чреве приемлющя, положи иаков жезлы пред овцами в корытех, еже зачинати им по жезлом:
42 егда же раждаху овцы, не полагаше: быша же неназнаменаныя лавановы, а знаменаныя иаковли.
43 И разбогате человек зело зело: и быша ему скоти мнози, и волове, и раби, и рабыни, и велблюды, и ослы.


***

Всякий истинный учитель и отец тогда бывает прославлен, когда ученики или дети бывают лучше его.






Название: Re: Как правильно трактовать "consensus patrum" ?
Отправлено: Андрей Белоус от 29 Ноябрь 2013, 14:31:52
Некоторые попы из РПЦ МП владеют удивительным искусством отвечать совсем не на те вопросы, которые были поставлены :) За что и отправляются в группу "Только чтение", дабы не задалбывать известными всем общими местами и невнятными длиннющими цитатами из Писания.