consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Сотериология и эсхатология => Тема начата: Новиков Павел от 23 Июль 2010, 23:48:03



Название: От ада вся свободша
Отправлено: Новиков Павел от 23 Июль 2010, 23:48:03
Кого вывел Спаситель из ада?

Вообще всех или нет?



Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: Isolophey от 25 Июль 2010, 01:22:12
В своей книжке "Христос - победитель ада" Иларион (Алфеев) сделал краткий экскурс по теме схождения Христа во ад, рассматривая точки зрения различных отцов (с 1 - по 8 вв, кажется), которые предлагали два кардинальных варианта: 1) всех, т.е. не только ветхозаветных праведников: патриархов, пророков, но и язычников 2) праведников ветхозаветных, а также рассуждали о том, а)он вывел из них всех ли? И тогда ад остался пуст, или же лишь б) тех, кто за Ним пошел? И хотя книга популярного характера (жеско ее критиковал Дунаев), просмотреть ее весьма полезно. Есть труд Василиадиса "Таинство смерти", и мелкие работы Роуза и Влахоса, где так или иначе эта тема затрагивается. Иларион, если не изменяет память (от частого употребления элинских и германских напитков) придерживался мнения 1(б).


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: Андрей Белоус от 25 Июль 2010, 05:16:33
свт. Григорий Богослов, Сл. 45

Если снисходит в ад — нисходи с Ним и ты, познай и тамошние Христовы тайны: какое домостроительство и какая причина двоякого снисхождения? Всех ли без изъятия спасает, явившись там, или одних верующих?

бл. Феофилакт, толк. на 1Петр.

Быв умерщвлен по плота, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.

Быв умерщвлен по плоти, то есть как человек; но ожив духом, как Бог. Под словом Духом разумеют Бога, а под плотью - человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкой, сказал: Бог есть дух (Ин. 4, 24), а о втором свидетельствует все Священное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. Которым поставлено вместо почему. Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?" Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: "Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих" [2]. Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: Новиков Павел от 25 Июль 2010, 16:34:58
или же лишь б) тех, кто за Ним пошел?

Иларион, если не изменяет память придерживался мнения 1(б).

святой Григорий. Он говорит: "Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих" [2].

Понятно, спасибо!

Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.

Человек мучится во аде, слышит проповедь, понимает, что это возможность от мук избавиться - разве кто-то может пренебречь такой предоставившейся возможностью? Я думаю, что нет.



Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: Никола от 13 Август 2010, 13:06:58

так, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? Почему же он не сказал: Ты ли еси грядый во ад, но говорит просто: Ты ли еси грядый? Но это было бы еще смешнее прежнего. Говорят: Иоанн для того спрашивал об этом Иисуса, чтобы сошедши в ад проповедовать о Нем. Утверждающим это прилично сказать: братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. XIV, 20). Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти - суд и наказание. Во аде же, сказано, кто исповестся Тебе (Псал. VI, 6)? Чем же сокрушены врата медные, и стерты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным, и разрушило владычество смерти. Впрочем это показывает только, что Им сила смерти разрушена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской (Матф. XI, 24)? Этим дано разуметь, что и они, хотя легче, однакож будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако и это их не избавит. А если не избавит их, то не гораздо ли больше тех, которые здесь ни мало не пострадали? Итак, неправосудно, скажешь, поступлено с жившими прежде пришествия Христова? Нимало. Тогда можно было спастись и не исповедуя Христа. Не это от них требовалось, а то, чтоб они не служили идолам и знали истинного Бога. Господь Бог Твой, сказано, Господь един есть (Втор. VI, 4). Потому и Маккавеи заслужили удивление, так как все, что они ни претерпели, претерпели за соблюдение закона (1 Макк. I, 63); также три отрока и многие другие из иудеев, проводившие добродетельную жизнь и соблюдшие меру данного им познания, ни к чему более обязаны не были. Итак тогда, как я уже сказал, для спасения довольно было знать одного Бога; ныне же того не довольно, а нужно еще знать Христа. Потому Христос и говорил: аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имуть о гресе своем (Иоан. XV, 22). То же надлежит сказать и о делах. Тогда убийство губило совершившего его, а ныне губит и один гнев. Тогда прелюбодей и посягавший на чужую жену подвергался наказанию, а ныне наказываются и за воззрение похотливыми глазами. Как знание, так и добродетель ныне возведены на высшую степень.

Итак, (в аде) не было нужды в предтече. В противном же случае, если неверные по смерти могут, обратившись к вере, спастись, то никто никогда не погибнет: тогда все покаются и поклонятся Христу. А что это истинно, послушай Павла, который говорит, что всяк язык исповесть, и всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних (Филип. II, 11, 10), и что последний враг испразднится смерть (1 Кор. XV, 26). Но от этой покорности никакой не будет пользы, потому что она произойдет не от доброго произволения, но уже, так сказать, от самой необходимости обстоятельств.

[Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского // Толкование на святого Матфея Евангелиста]


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: Romeo от 13 Август 2010, 17:21:16
Кого вывел Спаситель из ада?

Вообще всех или нет?

ВЗ праведников, благочестивыъ язычников и вообще всех тех, кто готов был пойти за Христом, кто живи он во время Христа и знай он о Нём пошёл бы за Ним...

В этой теме (http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=29079&fullview=1&order=) на старом форуме Кураева данный вопрос подробно рассматривался...


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: azamat от 15 Август 2010, 03:32:50
...[Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского // Толкование на святого Матфея Евангелиста]

очень интересная цитата.


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: azamat от 15 Август 2010, 03:35:15
ВЗ праведников, благочестивыъ язычников и вообще всех тех, кто готов был пойти за Христом, кто живи он во время Христа и знай он о Нём пошёл бы за Ним...

смотри как любопытно у Златоуста сказано: "Тогда можно было спастись и не исповедуя Христа. Не это от них требовалось, а то, чтоб они не служили идолам и знали истинного Бога...Итак тогда, как я уже сказал, для спасения довольно было знать одного Бога; ныне же того не довольно, а нужно еще знать Христа. Потому Христос и говорил: аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины не имуть о гресе своем (Иоан. XV, 22)."


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: azamat от 30 Август 2010, 03:11:48
"...Итак, (в аде) не было нужды в предтече. В противном же случае, если неверные по смерти могут, обратившись к вере, спастись, то никто никогда не погибнет: тогда все покаются и поклонятся Христу. А что это истинно, послушай Павла, который говорит, что всяк язык исповесть, и всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних (Филип. II, 11, 10), и что последний враг испразднится смерть (1 Кор. XV, 26). Но от этой покорности никакой не будет пользы, потому что она произойдет не от доброго произволения, но уже, так сказать, от самой необходимости обстоятельств.[/color][/i]"
[Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского // Толкование на святого Матфея Евангелиста]

Свт.Григорий Двоеслов. 40 Бесед на Евангелие. Беседа I, 6, 1 (PL 76, 1995 D—1996 A). То же толкование в Беседах на Иезекииля I, 1, 5 (PL 76, 788 D—789 A):

"Стоя при водах иорданских, он (Предтеча) утверждал, что [Иисус] есть Искупитель мира, а будучи заключен в темницу, спрашивает, Он ли грядущий — не потому, будто сомневается, что Он есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собою пришел в мир и Сам Собою низойдет в области ада. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад... Он словно бы ясно говорит так: «Поскольку Ты благоволил родиться для людей, то объясни, благоволишь ли Ты и умереть за людей, чтобы я, быв предтечей рождения [Твоего], стал и предтечей смерти [Твоей] и во аде возвестил о Тебе грядущем, как о пришествии Твоем я уже возвестил миру."


Название: Re: От ада вся свободша
Отправлено: azamat от 31 Август 2010, 02:22:08
Проповедь Иоанна Предтечи в аду (клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни»):

(http://pikucha.ru/659665/image.jpeg) (http://pikucha.ru/659665)