consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Экклезиология => Тема начата: azamat от 22 Март 2009, 11:52:27



Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 11:52:27
Блаж. Феофилакт.
Толкование на Деяние апостолов:

"5. Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех.

Сказав, чтобы они ждали обетования Отча, которое слышали от Господа, Он прибавил: яко Иоанн крестил есть водою и т.д., и этим ясно показывает свое отличие от Иоанна и уже не так прикровенно, как прежде, когда говорил: мний во царствии небеснем, болий его есть (Матф. 11, 11). Теперь же ясно говорит: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, и показывает, что даже и они стали больше Иоанна; так как и они имели крестить Духом Святым. Не сказал: имам крестити вас Духом Святым, но: имате креститися, всюду оставляя нам образцы смирения; так как из свидетельства Иоаннова известно уже, что крещающим был Господь: той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3, 11). Как же сказано: имате креститися, когда воды в горнице не было? Так сказано потому, что здесь разумелось собственно крещение Духом, чрез которого становится действенною и самая вода, подобно тому, как и о самом Господе говорится, что Он помазан, тогда как Он никогда не был помазуем маслом, но принял Духа. Впрочем можно доказать, что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым. Почему же Господь не объявил, когда сойдет Дух Святый, а говорит только: не по мнозех сих днех? Не по мнозех сих днех - говорит для того, чтобы они не впали в уныние; а не сказал определенно, когда сойдет Дух Святый, для того, чтобы, ожидая Его, они постоянно бодрствовали. Итак, что же удивительного в том, что Он не говорит им о конечном мире, когда, по указанной нами причине, не хотел объявить и этого близкого часа? Выражение: креститися означает обилие и как бы богатство общения Духа Святого, как и крещаемый в воде, погружаясь всем телом, чувственно как бы ощущает это, тогда как просто принимающий воду орошается не всецело, не по всем местам (своего тела). Итак, в том, что теперь сказано, нет противоречия с тем, что говорится в божественных евангелиях; ибо ясно, что хотя, по воскресении Христа из мертвых, и сказано апостолам: приимите Дух Свят, и они приняли Его; но там так и сказано, что они приняли Духа Святого. Здесь же выражение: креститися Духом, означает излияние и богатство благодати руководить других, которую Господь даровал им, взойдя ко Отцу. Как, имея веру, они приходят к Нему и говорят: приложи нам веры: так и здесь к тому общению Духа, какое уже имели, они получили, по сошествии на них Святого Духа, приложение более сильного единения с Ним."

это место показывает,что Таинства могут быть даны в разделённом во времени виде,
как и было во времена оно:

в начале в обязательном начертании (вода как символ плотской смерти и Божественной Жизни),
а потом боготворящим Святым Духом.

апостолы соединились с формой Таинств: крестились в Иордане и даже причастились реального тела и крови Жертвы.

но действенность Таинств в них стала возможной только в Пятидесятницу,
когда формы Таинств наполнились нетварным Содержанием.

так и еретики причаствуются форме (омываются водой с тринитарной крещенской формулой,помазываются миром),
затем,покаявшись в ересях, через православного архиерея (или иерея,который подчиняется православному архиерею) причаствуются пятидесятнице,получают Святого Духа.

Таинство Священства тоже было дано в разделённом виде.

апостолы были собраны,избраны из числа званых,посылаемы с проповедью и исцелениями,
но Святого Духа в этом служебном деле получили только по Воскресении,когда Первосвященник дунул на них и сказал: "приимите Дух Свят..."

так и еретики,получившие рукоположение,чаще приемлются в Церковь без повтора формы.

а посколько это лишь форма,то разные Поместные Церкви решают сами,
повторять ли форму,либо не повторять (т.е.принимать третьим чином через покаяние).

Елеоосвящение,думаю,стоит в одном ряду с силой исцеляющей воды в Вифезде,
действуемой ещё до воплощения,искупления,пятидесятницы.

Бог соединяет промышляющую силу с материальной стихией.

так что,наверное,благотворное (но ещё не спасительное) действие Елеоосвящения присутствует и у еретиков.

то же самое,полагаю,касается и Таинства Брака и пострижения в монашество,связанное с обетами Богу.

они и у еретиков,возможно,действенны.

относительно же Евхаристии всё сложнее.

с одной стороны свт.Николай Кавасила прямо пишет,что можно совершенно бесполезно вкушать тело и кровь Жертвы,не получая от сего никакой пользы,поскольку Святой Дух освящает только способных восприять действие Таинства.

в этом случае можно,наверное,верить,что у некоторых еретиков,молящих Бога о св.дарах и верующих в пресуществление, происходит действительное пресуществление св.даров в тело и кровь.

но действовать Таинство будет синергично,то есть не без человеческой воли и способности вместить Невместимое.

ересь же этому мешает,будучи смертным грехом.

с другой стороны,пресуществление у еретиков может и не происходить потому,что Бог волен не действовать в Своих именах,как это было у заклинателей иудейских,дерзнувших изгнать беса из человека именем Иисусовым,но только пострадали от этого.

т.е.еретики могут молить Бога о св.дарах (например,восходящая эпиклеза в латинском обряде католиков или восточная эпиклеза в восточных обрядах католиков,миафизитов,несториан...),
но призываемое ими Божье имя будет недействующим.

я склоняюсь к той версии,где св.дары пресуществляются (у католиков и миафизитов),
хотя и не имеют пользы потому,что

1. эпиклеза по форме у некоторых сохраняется,
2. остаётся вера в само пресуществление,
3. о пресуществлении свидетельствуют чудеса,когда на хостии иногда проявляются акциденции крови.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 12:35:44

и даже причастились реального тела и крови Жертвы.

Не понял, а мы что, не "реальных" приобщаемся? У нас же это тоже не символ, а самые что ни на есть настоящие. Я даже предполагаю, что и в самой Чаше различия нет (не в физическом смысле). Мы, я думаю, приступаем к той же Чаше, что и в Сионской горнице. Разве нет?


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 13:33:39

и даже причастились реального тела и крови Жертвы.

Не понял, а мы что, не "реальных" приобщаемся? У нас же это тоже не символ, а самые что ни на есть настоящие. Я даже предполагаю, что и в самой Чаше различия нет (не в физическом смысле). Мы, я думаю, приступаем к той же Чаше, что и в Сионской горнице. Разве нет?

я имел ввиду то,что причастие подлинному телу и крови Жертвы ещё не является спасительным для нас пока не будет усвоено Божество,почивающее в теле и крови св.Даров.

только в этом смысле говорю о "форме" Евхаристии,а не потому,что форма-это хлеб и вино.

конечно,мы причащаемся той же самой плоти и крови,что и апостолы в горнице и даже получаем Святого Духа,
хотя сами апостолы получили Святого Духа только через 50 дней после Воскресения.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 13:37:03
я склоняюсь к той версии,где св.дары у них пресуществляются,но не имеют пользы.

но в "Пространном Христианском Катихизисе Православныя кафолическия восточныя Церкви",рассмотренном и одобренном Святейшим Правительствующим Синодом по высочайшему Его Императорского Величества повелению (Москва,Синодальная типография 1909), в части VI,стр.13 сказано следующее:

"-Есть ли таинство причащения у сектантов?
-Нет,потому что у них не имеется богопоставленных пастырей,которые одни только,в силу повеления Господня,имеют власть молиться о пресуществлении злеба и вина в истинныя Тело и Кровь Спасителя".

однако эти слова могут касаться именно тех еретиков,которые сами отказались от благодати архиерейской хиротонии,т.е.протестантов.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 13:43:01

я имел ввиду то,что причастие подлинному телу и крови Жертвы ещё не является спасительным для нас пока не будет усвоено Божество,почивающее в теле и крови св.Даров.

Получается логический круг: Таинство дает плоды при усвоении Божества, а присутствие Божества дает Таинство...


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 15:12:44

я имел ввиду то,что причастие подлинному телу и крови Жертвы ещё не является спасительным для нас пока не будет усвоено Божество,почивающее в теле и крови св.Даров.

Получается логический круг: Таинство дает плоды при усвоении Божества, а присутствие Божества дает Таинство...

"Таинство дает плоды при усвоении Божества".

что ты подразумевешь под словом "плоды"?


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 15:15:59

что ты подразумевешь под словом "плоды"?

Стяжание Духа, способствующего обожению человека и следование Заповедям.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 15:20:45

что ты подразумевешь под словом "плоды"?

Стяжание Духа, способствующего обожению человека и следование Заповедям.

ну так это и есть "усвоение Божества".

твоё предложение мне непонятно:
"Таинство дает плоды при усвоении Божества".

это как тавталогия.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 15:23:41

твоё предложение мне непонятно:
"Таинство дает плоды при усвоении Божества".

Таинство дает плод в приобщении Духа, который способствует усвоению Божества.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 15:26:28
я пока не догоняю в чём логический круг-то?

мы должны быть способными через наше свободное произволение воспринять Божество,Которое в Таинствах.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 15:29:46
Без приобщения к Таинству - нет усвоения Духа, а без присутсвия в человеке Духа - неполноценно Таинство. Ты именно на это и намекаешь.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 16:03:05
Без приобщения к Таинству - нет усвоения Духа, а без присутсвия в человеке Духа - неполноценно Таинство. Ты именно на это и намекаешь.

Таинство само по себе полноценно.

неполноценным может быть восприятие Таинства.

восприятие зависит от нас.

не может же Бог насильно сделать нас способными усвоить Его Дух?

в упор не вижу логического круга.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 17:46:43

Таинство само по себе полноценно.

неполноценным может быть восприятие Таинства.

восприятие зависит от нас.

не может же Бог насильно сделать нас способными усвоить Его Дух?

в упор не вижу логического круга.

Смотри, если мы, приступая к Таинству, не можем усвоить всю его пользу ввиду неполного присутствия в нас Духа, то не понятно как оно появится в нас, если само принятие не помогает полному усвоению?


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 19:08:39
Смотри, если мы, приступая к Таинству, не можем усвоить всю его пользу ввиду неполного присутствия в нас Духа, то не понятно как оно появится в нас, если само принятие не помогает полному усвоению?

Кавасила."ИБЛ",42:

"От чего зависит освящение,от того ли,что мы имеем тело,что приходим ногами к Трапезе,что берём руками Святые Дары,что принимаем их устами,что едим и пьём?
Нет,ибо многие,у которых всё это было и которые таким образом приступали к Таинствам,не получили от того никакой пользы и отошли,подвергшись большему злу. Так что же бывает причиной освящения для освящяемых? И чего требует от нас Христос? Это-чистота души,любовь к Богу,вера,желание Таинства,ревность к Причащению,горячее усердие и то,чтобы мы приходили с жаждою. Вот чем приобретается это освящение и что необходимо иметь тем,которые приходят соделаться причастниками Христа и без чего невозможно освящение.
Но всё это не относится до тела,а зависит от одной души.
Следовательно ничто не препятствует,чтоб и души умерших могли иметь это,подобно живым."

глава 43:

"Ведь у тех,которые живут ещё в теле,Дар,хотя сообщается через тело,но первоначально входит в существо души и через душу переходит на тело...

Не все,кому преподаёт священник,истинно причащаются,но несомненно одни те,кому подаёт Сам Христос. Священник преподаёт всем вообще приступающим,а Христос-достойным причастия".

глава 44:

"Он соединяет нас с Самим Собой и через Себя сообщает Свою благодать каждому по его достоинству и по мере чистоты."

ты воспринял с позиций крайнего августинизма,а потому у тебя и получается логический круг.

человеческое усердие и старание тоже играют важнейшую роль.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 19:52:30

Кавасила."ИБЛ",42:

Следовательно ничто не препятствует,чтоб и души умерших могли иметь это,подобно живым"

Вот про это поподробнее, плизз.

Кавасила целые главы посвятил этому.

души без плоти тоже причащаются св.Даров,причём ещё совершеннее.

глава 45:

"Впрочем,по отношению к освящению души свободные от тела имеют некоторое преимущество пред живущими в теле.
Именно,они очищаются и получают оставление грехов по молитвам священников и по ходатайству Даров ничуть не меньше живых,но они нисколько не грешат и не прилагают новых преступлений к прежним,как бывает с большей частью живущих,а только или совсем освобождаются от всякой виновности,или,по-крайней мере,постоянно уменьшают тяжесть грехов,и,таким образом,к Причащению Спасителя бывают готовее и способнее не только большей части живущих в теле,но и самих себя,если бы были в теле. Да уже и то одно,что они свободны от тела,делает их гораздо способнее к Причащению Таинств,чем сколько возможно было,когда они были облечены телом."

короче,поскольку я набираю этот эксклюзивный текст рукой (в инете нет этих текстов),
то напишу дальше сам.

у умерших есть другой способ приобщения Евхаристии.
их причащает Сам Христос без акциденций хлеба и вина,как у нас,
а так,как есть на самом деле пред взором.

это и означают слова: "увидим Его как Он есть".

периодичность причащения на небе зависит от земной Литургии.
таким способом души ещё больше очищаются и возрастают в Боге.

этот способ причащения Кавасила однозначно признаёт лучшим,
почему и Павел желал поскорее разрешиться от дебелой плоти.

"Потому Господь наслаждение святых в будущем веке назвал Вечерею,
дабы показать,что там нет ничего более сей Трапезы".


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 20:10:47
прости,я опять нечаянно нажал не туда (были бы кнопки "Процитировать" и "Изменить" дальше друг от друга!)

твои слова: "а если на автомате - полноты пребывания Христа не видать? Но тогда не получается ли, что частота приобщения вообще не имеет значения?"
--------
дело не в автоматизме или чувствах, а в правильной молитве.

у всех еретиков она неправильная.

настоящая Молитва исключает воображение,кровяное движение чувств,даже богословские мысли.

цель Молитвы-остановить движение человеческой природы.

этим средством и является Иисусова Молитва,сосредоточенность на словах без представлений.

только тогда возможно достойное причащение нас Самим Христом,а не священником.

только тогда,как говорит Кавасила,Хлеб будет двигать нас,а не мы будем двигаться.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 22 Март 2009, 20:17:07
по поводу августинизма.

когда-то был спор между блж.Августином и еретиком Пеллагием.

Пеллагий (ученик некоего сирийского монаха-несторианина) учил,что усердием можно достичь спасения самому.

а блж.Августин в пику ему писал,что сначала благодать призывает и что невозможно подумать о Боге,если Он Сам не подвигнет думать о Нём.

короче,что всякое благое усилие человека-это действие Бога.

доведя до крайности свои мысли,блж.Августин стал исповедовать фатализм,крайний пессимизм по отношению к человеческим действиям и усилиям.

среднюю позицию занимал преп.Иоанн Кассиан.

именно он научил синергизму,учению о сочетании двух энергий (Божественной и человеческой) в спасении,
причём ни одна из них не раньше другой и не заставляет другую действовать.


Название: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Новиков Павел от 22 Март 2009, 20:29:36
Ясно. Спасибо.


Название: Re: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: Romeo от 23 Март 2009, 11:27:54

я склоняюсь к той версии,где св.дары пресуществляются (у католиков и миафизитов),
хотя и не имеют пользы потому,что

1. эпиклеза по форме у некоторых сохраняется,
2. остаётся вера в само пресуществление,
3. о пресуществлении свидетельствуют чудеса,когда на хостии иногда проявляются акциденции крови.

Хочу разобраться: если всё-таки у тех же католиков происходит пресуществление, то оно "бесполезным" в смысле - НЕЙТРАЛЬНЫМ быть не может: оно либо во спасение либо в осуждение. Как быть с этим?

Потом, вроде в какой-то теме мы пришли к тому, что всё-таки в таинствах епископальных еретиков действует призывающая (выводящая) благодать, кот. "направляет" человека к выходу из данной общины и вступление в лоно Церкви... А те, мол, кто уже знает о правой вере, но коснеет в своей ереси - уже причаствуются по логосу суда...

Вобщем плаваю я ОЧЕНь, а разобраться тоже ОЧЕНь хочется...


Название: Re: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 23 Март 2009, 11:56:47
да,Кавасила так и пишет в 42 гл."ИБЛ":

"многие,у которых всё это было и которые таким образом приступали к Таинствам,не получили от того никакой пользы и отошли,подвергшись большему злу."

у еретиков призывающая благодать есть,но Крещение,Священство и Евхаристия вряд ли.
одна только форма.

насчёт пресуществления у них я лишь склоняюсь,но не утверждаю.
пока тоже не уверен.

выложил видео в своём блоге:

http://ioann22.livejournal.com/41870.html


Название: Re: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 23 Март 2009, 12:22:32
я склоняюсь к той версии,где св.дары пресуществляются (у католиков и миафизитов),
хотя и не имеют пользы потому,что

1. эпиклеза по форме у некоторых сохраняется,
2. остаётся вера в само пресуществление,
3. о пресуществлении свидетельствуют чудеса,когда на хостии иногда проявляются акциденции крови.

ещё бы добавил их благоговение к св.дарам,связанное с твёрдой верой в их пресуществление.


Название: Re: Таинства могут быть даны в разделённом на форму и содержание виде.
Отправлено: azamat от 24 Март 2009, 05:59:59
об иконах таинств (а не самих Таинств) у еретиков замечательно пишет Евгений Павленко:

http://euhenio.livejournal.com/224913.html