Название: ЖИЗНЬ Отправлено: seksta от 18 Июнь 2010, 19:26:31 Тема возникла в связи с вопросом о смертности/бессмертии человеческой плоти. Решила пройтись "от печки" от этапов творения.
Помогите, пожалуйста, разобраться. Цитата: Бытие, 1:24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Вопросы: 1. Определение "живая" в данном контексте - это существенное свойство, или тропос существования? Можно ли качество "жизнь, живое" отнести к области Божественного логоса (замысла, сути) об этом роде тварей? Важно: это прямое слово (логос) Бога, зафиксированное в Писании А растения - они живые? Вот есть обиходное разделение природы на живую/неживую. Растительность отнесена к живому. Но по Писанию про сотворение живого сказано лишь на этапе животных. 2. Чем жизнь принципиально отличается от не-жизни? (чем живое существование отличается от растительного)? 3. "Смертность", как особое качество тварного - когда это появляется? Это логос, или искажение логоса? Помогите разрулить смысл. Название: Re: ЖИЗНЬ Отправлено: voltchina от 17 Ноябрь 2010, 01:13:27 Полагаю, что жизнь есть всё.
Можно различать разные царства: минеральное, растительное, животное. Кристалл горного хрусталя, прикреплённый основанием к несущей породе, растёт. В кристаллах обнаружена лимфатическая система, так что грань между "жизнью" и "не жизнью" лучше не проводить - запутаемся. В случае же творения "душ живых" мне кажется, что речь идёт о "скоростных" формах реагирования на внешние условия, т.е. были созданы твари с нервной системой, в отличие от растений, которые тоже реагируют, но не с такой скоростью. Название: Re: ЖИЗНЬ Отправлено: Виталий от 13 Декабрь 2010, 22:07:55 Цитата: Бытие, 1:24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. Вопросы: 1. Определение "живая" в данном контексте - это существенное свойство, или тропос существования? Здесь речь идет на мой взгляд о том, что возникли скоты и растения, не как замыслы о скотах и растениях, но как самые вещи существующие сами по себе. Самое главное свойство – это самостоятельность. Но это свойство – подлежит тщательному уточнению, ибо нужно каким-то образом оттенить именно момент связанный с некой самобытностью твари. Мысль о предмете и сам предмет – нечто разное. Предмет он существует как бы вне ума… т.е. самостоятельно и… как говорил Аристотель – подвижно… Можно ли качество "жизнь, живое" отнести к области Божественного логоса (замысла, сути) об этом роде тварей? Думаю можно.А растения - они живые? Вот есть обиходное разделение природы на живую/неживую. Я тут написал одному богослову известному письмо, чтобы он помог мне разобраться с тем, чем отличается свобода, от свободы воли ,свободы выбора, свободы совести, свободы слова, свободы х…Растительность отнесена к живому. Но по Писанию про сотворение живого сказано лишь на этапе животных. 2. Чем жизнь принципиально отличается от не-жизни? (чем живое существование отличается от растительного)? 3. "Смертность", как особое качество тварного - когда это появляется? Это логос, или искажение логоса? Помогите разрулить смысл. Люди постоянно говорят какую-то чепуху про свободу. Они подменяют слово «свобода» другим понятием «свобода чего-то там». Но свобода «чего-то там» – это не есть свобода. Вот мне кажется, существует иерархия свобод. Если не изменяет память, преподобный Максим исповедник насчитывал 18 смыслов различных «воль». Как воля связана со свободой, и одно ли это и тоже – вопрос открытый (для меня). Так вот: если удастся создать «классификацию свобод», то тогда станет ясным, что есть живое, что неживое. К живому можно отнести хоть что-то, что обладает той или иной свободой, и к неживому – все остальное. Мне например кажется, что животные частично свободны… Не так как люди, но какая-то степень свободы у них есть. Например олень может бежать по правой стороне а может и по левой… К живому можно будет подойти и как к тому, что «имеет душу живую». Но тогда нужно будет разобраться с вопросом о посмертном существовании душ животных. На этот счет ясного учения Церкви я никогда не встречал. |