consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Триадология => Тема начата: seksta от 26 Май 2010, 16:37:49



Название: "Двоица" в Троице.
Отправлено: seksta от 26 Май 2010, 16:37:49
Григория Богослова из первого слова о Сыне:

Цитировать
«Посему Единица, от начала подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице»

его же, из второго слова о мире  

Цитировать
«Единице, подвигшейся по причине богатства, превзойденной двоице (ибо [божество] превыше материи и формы, из которых [состоят] тела) и Троице, определившейся по причине совершенства»

Что это значит - промежуточная "двоичность"?  Где еще есть об этом у св. отцов?



Название: Re: "Двоица" в Троице.
Отправлено: azamat от 26 Май 2010, 17:59:45
Что это значит - промежуточная "двоичность"?

поскольку в Троице нет постепенного развёртывания,то эти фразы означают превечную энергию Троицы.

Цитировать
Где еще есть об этом у св. отцов?

у МИ есть толкования этих слов Богослова.


Название: Re: "Двоица" в Троице.
Отправлено: Андрей Белоус от 15 Июнь 2010, 02:06:05
По толкованию Паламы "Двоицу" у Григория Богослова можно еще понимать как "двоицу" ипостасей Сына и Святого Духа, происходящую от "Одного" (или от Единицы) - от Отца:

"Но при том, что Единица подвиглась к Двоице и дальше не пошла, то есть соделывающий все Бог Отец {подвигся} к рождению и выступлению Сына - Творца всяческих - и все совершающего Духа..."

до этого он писал об Отце:

"... будучи причиной природного богатства, сам не нуждаясь ни в чем, Он явился бы предателем Самого Себя, когда бы был причиной одного-единственного и таким образом соделывая для Самого Себя богатство бедностью. К тому же и несовершенно то, что абсолютно и во всех смыслах одно, почему оно и было доступно пониманию несовершенных в богопознании иудеев. Но и будучи причиной единосущной Двоицы - одно рождая, а другое производя по образу исхождения - Он, грубо говоря, не проявился бы сильнее, и тем более -заключая в Себе Самом и Тех, что от Него, всю бесконечность"  

(Григорий Палама, "Второе Слово об исхождении Святого Духа")


Название: Re: "Двоица" в Троице.
Отправлено: seksta от 16 Июнь 2010, 02:39:42
Цитата: azamat
у МИ есть толкования этих слов Богослова.

Как раз из текста МИ (Амбгвы к Фоме) я и взяла цитируемое. У самого Григория Богослова второй фрагмент мне не удалось найти. Что это за "второе слово о мире?"

МИ никак двоицу не комментирует. Просто цитирует.

Цитата: Палама
Но при том, что Единица подвиглась к Двоице

Здесь то ли другой перевод, то ли другой смысл.

"Единица подвиглась к Двоице" (по версии Паламы) и "Единица, от начала подвигшаяся в двоичность" (По МИ) - это разное.


Название: Re: "Двоица" в Троице.
Отправлено: Наблюдатель от 29 Март 2012, 16:58:09
По толкованию Паламы "Двоицу" у Григория Богослова можно еще понимать как "двоицу" ипостасей Сына и Святого Духа, происходящую от "Одного" (или от Единицы) - от Отца:

"Но при том, что Единица подвиглась к Двоице и дальше не пошла, то есть соделывающий все Бог Отец {подвигся} к рождению и выступлению Сына - Творца всяческих - и все совершающего Духа..."

до этого он писал об Отце:

"... будучи причиной природного богатства, сам не нуждаясь ни в чем, Он явился бы предателем Самого Себя, когда бы был причиной одного-единственного и таким образом соделывая для Самого Себя богатство бедностью. К тому же и несовершенно то, что абсолютно и во всех смыслах одно, почему оно и было доступно пониманию несовершенных в богопознании иудеев. Но и будучи причиной единосущной Двоицы - одно рождая, а другое производя по образу исхождения - Он, грубо говоря, не проявился бы сильнее, и тем более -заключая в Себе Самом и Тех, что от Него, всю бесконечность"  

(Григорий Палама, "Второе Слово об исхождении Святого Духа")

Оччень интересное толкование! :)