consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Терминологические вопросы и проблемы => Тема начата: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 17:26:47



Название: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 17:26:47
(1) Начало дискуссии о ТИПВ 3.11 (попытка осмыслить некоторые аспекты Боговоплощения и Крестной смерти): http://vkontakte.ru/topic-1410691_22543778
(2) Выводы по дискуссии (1) сведены в ЖЖ Азамата: http://ioann22.livejournal.com/81596.html
(3) А обсуждение ИФВ Лурье: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=353.msg4673#msg4673

В свете последних обсуждений (1) и (2) я перечитал тему (3) про критику ИВФ. Обнаружил в ней вот такой момент, который захотелось вынести в отдельное обсуждение:

Одним из предложенных концептов в ИВФ является мысль, что “единая природа Бога-Слова воплощенная” включает в себя общую человеческую природу, которую автор принимает в смысле всех людей, принадлежащих к Церкви.

где Вы увидели такую трактовку общности чел.природы?
по-моему,так только дураки думают,что общая природа-это сумма ипостасей.


Однако вот преп. Иоанн Дамаскин в уже зацитированной нами до дыр ТИПВ 3.11 пишет:

http://www.psylib.ukrweb.net/books/damas01/003/txt11.htm

Цитировать
Итак, Бог Слово, воплотившись, воспринял не то естество ... какое созерцается в (целом) роде, ибо Он не воспринял всех личностей (человеческого) естества, но (Он воспринял) то, которое – в неделимом, тождественное с тем, которое – в роде.


Вопрос:


Дамаскин доказывает, что Христос воспринял не то человеческое естество, которое "в роде", указывая нам, что Христос не воспринял всех личностей человеческого естества. Значит, Дамаскин все-таки рассматривает "общее естество в роде" как сумму ипостасей?



Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 17:55:04

Вопрос:


Дамаскин доказывает, что Христос воспринял не то человеческое естество, которое "в роде", указывая нам, что Христос не воспринял всех личностей человеческого естества. Значит, Дамаскин все-таки рассматривает "общее естество в роде" как сумму ипостасей?

Т.е., я хочу сказать, из прямого прочтения Дамаскина, вроде понятно, что по его мнению "естество в роде усматривается в ипостасях рода", а не "естество в роде есть сумма ипостасей рода". Кажется, я понимаю, что это разные определения. Второе определение включало бы не только общее естество ипостасей, но и всю совокупность разнообразных идиом ипостасей человеческого рода (так ведь?).

Мой вопрос не об этом, а о том, почему он тогда опровергает восприятие Христом "человеческого естества в роде" через указание, что Христос не воспринял всех личностей (ипостасей) человеческого рода?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Андрей Белоус от 07 Апрель 2010, 18:00:33
вопрос в точку, кстати, Вячеслав, Вы не читали это мое рассуждение ?
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=778.msg12631#msg12631



Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Альвиан от 07 Апрель 2010, 18:11:54
Цитировать
ибо Он не воспринял всех личностей (человеческого) естества

А может оказаться, что Дамаскин в Точном Изложении говорил о том, что Христос не воспринял всех ипостасей естества, не потому что видел некую сумму, о чтобы возразить некоторым своим современникам?
Не было ли в его время религиозного течения, которые считали, что Христос Воспринял все личности (как сумму)?
Может, он не опровергает восприятие Христом "человеческого естества в роде" через указание, что Христос не воспринял всех ипостасей человеческого рода, а лишь отделяет себя от мыслящих, что Христос воспринял ипостаси как некую сумму?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 18:23:38
Цитировать
А может оказаться, что Дамаскин в Точном Изложении говорил о том, что Христос не воспринял всех ипостасей естества, не потому что видел некую сумму, о чтобы возразить некоторым своим современникам?
Не было ли в его время религиозного течения, которые считали, что Христос Воспринял все личности (как сумму)?

Лурье упоминает про полемику монофизита (фтартолатра) Севира Антиохийского и иконоборца Иоанна Грамматика, полемику я не читал, но вопрос про восприятие всех ипостасей, согласно Лурье впервые всплывает в этой полемике. Иоанн Дамаскин об этом вопросе вполне мог знать, но я не думаю, что он настолько непоследователен, чтобы вдруг засунуть в свое стройное рассуждение ни к селу ни к городу возражение Иоанну Грамматику.

Структура главы вроде не позволяет строить такие догадки: преп.Иоанн определяет три смысла упоминания о естестве, а потом объясняет, почему Христос воспринял не (1), не (2), а именно (3). Поэтому то, как он опровергает восприятие Христом естества в смысле (2) и надо понимать как пояснение к его пониманию естества в смысле (2), а не как возражение какому-то чужому учению.

Но тогда у нас и получается, что преп.Иоанн допускает понимание естества в смысле (2) как "суммы ипостасей".


с одной стороны, Дамаскин говорит о тождественности "естества, которое в неделимом" и "естества, которое - в роде", но с другой стороны, они различаются, т.к. воспринято в ипостась Бога Слова именно "естество, которое в неделимом", а не "естество, которое в роде"
...
Мне кажется, если переходить на язык логоса-тропоса, то можно соотнести "естество, которое в неделимом" -  с логосом чел. природы, а "естество, которое в роде" (сумму ипостасей) - с тропосом (?)


Мысль интересная. Но тогда разве у нас не получится, что по мере обожения святых тропос их природы меняется и они выпадают (по тропосу своего естества) из категории людей, понимаемой в смысле (2), "человеческий род"?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 18:29:02
Разумеется, я не буду против, если окажется, что понимание естества в смысле (2) как суммы ипостасей - это православное учение (этакий реализм в трактовке понятия "сущность").

Но это принципиально для моего понимания современных попыток интерпретации православного учения, которые делают Лурье, Шабхазян и прочие исследователи, в том числе в дискуссиях друг с другом.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 18:31:35
Если кто-то читал недавний пост Азамата, я его как раз спросил про убитых амурских тигров:
http://ioann22.livejournal.com/81596.html?thread=523452#t523452

Если останется только один тигр, мы с Азаматом вроде согласились, что в таком случае естество в смысле (2) перестанет существовать. Останутся только (1) и (3).

Но если задуматься, это ведь и значит, что естество (2) - это сумма ипостасей. Вот только, наверное, все же обезличенных (но реальных) ипостасей, за вычетом ипостасных идиом.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 07 Апрель 2010, 18:44:00
Если кто-то читал недавний пост Азамата, я его как раз спросил про убитых амурских тигров:
http://ioann22.livejournal.com/81596.html?thread=523452#t523452

Если останется только один тигр, мы с Азаматом вроде согласились, что в таком случае естество в смысле (2) перестанет существовать. Останутся только (1) и (3).

Но если задуматься, это ведь и значит, что естество (2) - это сумма ипостасей. Вот только, наверное, все же обезличенных (но реальных) ипостасей, за вычетом ипостасных идиом.

Человек - не тигр  :) Человек, умирая, не перестает существовать ипостасно, в отличие от животных. Поэтому даже если останется один человек, мы все равно будем говорить о человеческом естестве во втором смысле как существующем.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 19:46:47
верно но ваше замечание не меняет сути. Сущность будет сущей в смысле (2) именно как сумма ипостасей. Так ведь?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 19:52:35
Андрею Белоусу,

Если бы природа (2) была тропосом, то это не решает и основной проблемы темы также.

Ведь тропос не есть сумма ипостасей, зачем бы тогда преп. Иоанн говорил о невосприятии всех ипостасей если речь о  невосприятии тропоса?

Кроме того, тропос природы во Христе ведь отличается от нашего тропоса... значит, воспринимая человеческую сущность (2), если бы даже речь шла о тропосе, Христос в любом случае не воспринял бы всех ипостасей.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 07 Апрель 2010, 20:35:08
верно но ваше замечание не меняет сути. Сущность будет сущей в смысле (2) именно как сумма ипостасей. Так ведь?

Может быть, Дамаскин и прав в каком-то смысле, когда подразумевает под естеством во 2 смысле сумму ипостасей. Но пока я не знаю, как можно было бы решить этот вопрос  ???


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 20:41:44
Мне такое обобщение напрашивается: сущность (2) - это реально существующий субстрат, рассеченный на ипостаси ипостасными  идиомами.

Как кусок мрамора удаленный об пол рассыпается на ипостаси мрамора. Только сущность одушевленных существ сообщается не ударом об пол, а через рождение другой ипостасью.



Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 07 Апрель 2010, 21:02:07
Мне такое обобщение напрашивается: сущность (2) - это реально существующий субстрат, рассеченный на ипостаси ипостасными идиомами.

Дамаскин, кстати, об ипостасных идиомах говорит в связи с естеством, усматриваемым в индивиде (3 смысл):

"...или совершенно то же самое (т.е. естество, созерцаемое в виде. - прим. мое), с присоединением случайностей, в одной ипостаси; и называется естеством, созерцаемым в неделимом" (ТИПВ 3, 11).

В каком смысле, Вечеслав, Вы говорите о рассечении естества, усматриваемом в виде, на ипостаси ипостасными идиомами?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 21:14:21
Дамаскин, кстати, об ипостасных идиомах говорит в связи с естеством, усматриваемым в индивиде (3 смысл):

"...или совершенно то же самое (т.е. естество, созерцаемое в виде. - прим. мое), с присоединением случайностей, в одной ипостаси; и называется естеством, созерцаемым в неделимом" (ТИПВ 3, 11).

В каком смысле, Вечеслав, Вы говорите о рассечении естества, усматриваемом в виде, на ипостаси ипостасными идиомами?

В смысле, если логически двигаться от сущности (2), то "присоединив" к ней идиомы мы и получим ипостаси. "Двигаться от сущности" иначе как логически - нельзя, ведь сущность не существует иначе, как уже в ипостасях (т.е. с идиомами). Например, нигде нет такого большого чана, где варится бесформенная человеческая сущность (2), которую можно зачерпнуть половником и налить в ипостась, чтобы получить "порционную" сущность (3).

Однако чисто логически созерцать сущность упакованную в ипостаси таким образом можно, в конкретной ипостаси это уже будет сущность (3), хотя она тождественна сущности (2).
Причем, еще раз,  нигде кроме как в ипостасях (в качестве сущности (3)) эта сущность-субстрат (2)  обнаруживаться не будет. Вот вам и:

1) Ипостась как "резервуар" для сущности;
2) Ипостась как сущность+идиомы+самостоятельное существование;
3) Нет сущности (природы) без ипостаси;



Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 21:32:38
Встает вопрос. Сущность (2) - это логическое множество или онтологическое?


Введем 2 определения:

Если это логическое множество, то рождением новой ипостаси множество сущности (2) не прирастает (в природе НЕ становится больше этого "субстрата");
Если онтологическое множество, то рождением новой ипостаси множество сущности (2) прирастает (в природе становится больше этого "субстрата");

Я думаю, что сущность (2) - это логическое множество. Более того, иначе отношение тождества между сущностью (2) и (3) было бы невозможно, т.к. (3) являлось бы частью (2), а часть не тождественна целому.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 07 Апрель 2010, 21:39:51
В смысле, если логически двигаться от сущности (2), то "присоединив" к ней идиомы мы и получим ипостаси. "Двигаться от сущности" иначе как логически - нельзя, ведь сущность не существует иначе, как уже в ипостасях (т.е. с идиомами). Например, нигде нет такого большого чана, где варится бесформенная человеческая сущность (2), которую можно зачерпнуть половником и налить в ипостась, чтобы получить "порционную" сущность (3).

Однако чисто логически созерцать сущность упакованную в ипостаси таким образом можно, в конкретной ипостаси это уже будет сущность (3), хотя она тождественна сущности (2).
Причем, еще раз,  нигде кроме как в ипостасях (в качестве сущности (3)) эта сущность-субстрат (2)  обнаруживаться не будет. Вот вам и:

1) Ипостась как "резервуар" для сущности;
2) Ипостась как сущность+идиомы+самостоятельное существование;
3) Нет сущности (природы) без ипостаси;

Да.

Кстати, можно двигаться и от естества в 3 смысле к естеству во 2 смысле - и увидеть, что естество во 2 смысле не существует отдельно от каждой отдельной ипостаси.

Вот у нас естество, которое мы усматриваем в конкретной ипостаси. Тут оно дано как 1. реально и 2. индивидуально (тропос!) существующее. Но вот мы взяли все человеческие ипостаси, и в них мы усмотрели общее естество, которое так же существует реально, но уже тождественно во всех ипостасях.

Тождественно - потому, что нет идиом, которые различимы лишь в каждой отдельной ипостаси.

Если я все правильно сформулировал, то в этой перспективе восприятие Христом человеческого естества во 2 смысле привело бы нас к тому, что мы вынуждены были бы признать в Нем реальное существование этого естества, но уже не индивидуальное. Но это явное противоречие, т.к. естество не может существовать в отдельной ипостаси только реально.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 21:45:29
С первой частью вашего поста я согласен.
Я не понял, согласны ли вы, что сущность (2) - логическое множество (хотя имплицитно ваше согласие следует из вашего поста).

Дальше есть вопрос:

Если я все правильно сформулировал, то в этой перспективе восприятие Христом человеческого естества во 2 смысле привело бы нас к тому, что мы вынуждены были бы признать в Нем реальное существование этого естества, но уже не индивидуальное. Но это явное противоречие, т.к. естество не может существовать в отдельной ипостаси только реально.

А как можно вообще представить себе воплощение во Христе именно сущности (2) - т.е. без идиом?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 21:50:38
Ведь цвет глаз и волос - это, например, тоже идиомы.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 07 Апрель 2010, 21:50:57
С первой частью вашего поста я согласен.
Я не понял, согласны ли вы, что сущность (2) - логическое множество (хотя имплицитно ваше согласие следует из вашего поста).

Дело в том, что я не совсем согласен с самим термином "множество". Ведь множество предполагает различенность, а естество во 2 смысле существует в ипостасях именно без различий, тождественно.

Дальше есть вопрос:

Если я все правильно сформулировал, то в этой перспективе восприятие Христом человеческого естества во 2 смысле привело бы нас к тому, что мы вынуждены были бы признать в Нем реальное существование этого естества, но уже не индивидуальное. Но это явное противоречие, т.к. естество не может существовать в отдельной ипостаси только реально.

А как можно себе представить воплощение во Христе именно сущности (2) - т.е. без идиом?

Никак. Это просто невозможно.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 07 Апрель 2010, 21:58:44
Ведь цвет глаз и волос - это, например, тоже идиомы.

Я как-то с Азаматом вел беседу, в ходе которой он высказал мысль, что (передаю недословно) даже естество в 1 смысле не мыслится без идиом, но там они даны как чистые возможности, как смыслы. Напр., есть идиома национальности. Но уже во мне она реализована как "русский".

Предполагаю, что в естестве во 2 смысле идиомы тоже даны идеально. Ведь мы не можем сказать, что в естестве, усматриваемом во всех ипостасях, все идиомы даны как реальные. Иначе мы сразу перешли бы к естеству в 3 смысле.

Нас не должно смущать, что само естество дано тут как реально существующее, а его идиомы - идеально. Ведь мы знаем, что само естество во 2 смысле не существует индивидуально, т.е. с реальными идиомами.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 22:11:57
Дело в том, что я не совсем согласен с самим термином "множество". Ведь множество предполагает различенность, а естество во 2 смысле существует в ипостасях именно без различий, тождественно.

Множество из одного элемента - разве не множество?

Термин множество позволяет унифицировать подход: сущность (2) это либо онтологическое множество некоего субстрата, либо логическое множество из одного элемента. Мы как бы определяем два понятия (логическое/онтологическое) через одно (множество).

Цитировать
Я как-то с Азаматом вел беседу, в ходе которой он высказал мысль, что (передаю недословно) даже естество в 1 смысле не мыслится без идиом, но там они даны как чистые возможности, как смыслы. Напр., есть идиома национальности. Но уже во мне она реализована как "русский".

Предполагаю, что в естестве во 2 смысле идиомы тоже даны идеально. Ведь мы не можем сказать, что в естестве, усматриваемом во всех ипостасях, все идиомы даны как реальные. Иначе мы сразу перешли бы к естеству в 3 смысле.

Нас не должно смущать, что само естество дано тут как реально существующее, а его идиомы - идеально. Ведь мы знаем, что само естество во 2 смысле не существует индивидуально, т.е. с реальными идиомами.

Кажется, понятно.

Идиомы заложены в сущности (2) как потенция, возможность. В реальной ипостаси они просто принимают конкретные разрешенные значения из диапазона возможных. Я согласен с этим.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 22:27:01
Но все таки сущность (2) не "рассекается" идиомами (это было бы возможно как раз для онтологического множества-субстрата), а наоборот, ипостаси как бы "выплывают" из сущности (2), когда их идиомы вдруг определяются, из потенции становятся актуальностью.

Это как коллапс волновой функции в квантовой механике. Вдруг фотон оказывается либо частицей - либо квантом волнового фронта. А до того он как бы не существует, ненаблюдается или, можно сказать, является как бы и волной, и частицей одновременно.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 07 Апрель 2010, 23:04:38
Вообще это две разные модели:

1) Разбивающийся кусок мрамора, рассекаемый идиомами-трещинами на куски, это модель возникновения ипостасей из сущности (2) - как онтологического множества;

2) Фотон принимающий состояние волны или частицы при коллапсе волновой функции - это модель возникновения ипостасей из сущности (2) как логического множества.

Поскольку преп.Иоанн Дамаскин говорит о тождестве сущности (3) (в ипостаси) той, что в виде, он кажется имеет в виду вторую "квантовую" модель.

Вот такой предварительный вывод.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 10:20:06
Я думаю, что сущность (2) - это логическое множество. Более того, иначе отношение тождества между сущностью (2) и (3) было бы невозможно, т.к. (3) являлось бы частью (2), а часть не тождественна целому.

Дело в том, что я не совсем согласен с самим термином "множество". Ведь множество предполагает различенность, а естество во 2 смысле существует в ипостасях именно без различий, тождественно.

Идиомы заложены в сущности (2) как потенция, возможность. В реальной ипостаси они просто принимают конкретные разрешенные значения из диапазона возможных.

Вообще, размышляя над всем этим в такой формулировке все больше сомневаюсь, что преп.Иоанн Дамаскин рассматривал естество (2) как "логическое множество". Вот какое рассуждение:


естество (2) - это субстрат, онтологическое множество (прирастает при рождении новых ипостасей):

в поддержку этого:
1) Дамаскин недвусмысленно обращает наше внимание на то, что нельзя говорить о восприятии Христом сущности (2) именно потому, что Христос не воспринял всех ипостасей человеческого рода;
2) это хорошо согласовывается с примером про убитых тигров. Пока есть тигры есть субстрат. Убили всех тигров - субстрата нет.

против этого:
1) Если сущность (2) это онтологическое множество тождественных между собой (как бы пронумерованных) элементов-ипостасей, то между сущностью (2) и сущностью (3) возможно только логическое тождество (каждый элемент (2) тождественен любому элементу (3)), но не онтологическое тождество (потому что любой элемент (3) оказывается только частью, одним из (2)); однако следует заметить, что это все же преодолимое противоречие, без особого насилия над текстом Дамаскина, чего, как мне кажется нельзя сказать о противоречиях ниже;

естество (2) - это логическое множество (из одного элемента, оно не прирастает при рождении новых ипостасей);

в поддержку этого:
1) становится возможным полное (онтологическое) тождество между (2) и (3). Сущность усматриваемая в роде и в неделимом - это именно что одно и то же;

против этого:
1) становятся менее понятными слова Дамаскина о восприятии всех ипостасей при восприятии (2). Если сущность - логическое понятие, то и восприятие было бы просто логическим, призрачным, здесь нет особой проблемы;
2) учение о потенциальности идиом очень напоминает мне учение о частных сущностях тем, что по сути о любой ипостаси, "материализовавшейся" из логической сущности (2) можно сказать, что это просто природа, пришедшая в бытие;
3) в беседах с о.Гевондом достаточно часто замечал, что природа для него - это просто логическое понятие, а не реальность в каком бы то ни было смысле. Мне кажется, рассмотрение естества (2) как логического понятия это монофизитское рассмотрение, точнее антихалкидонское (т.е. характерное и для несториан тоже);
---------------------------------------------


В общем я склоняюсь к пониманию естества (2) в первом смысле - как онтологическое множество, исходя из ТИПВ 3.11. Попробую почитать эту Книгу ТИПВ в целом и посмотреть на другие контексты.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 08 Апрель 2010, 17:25:27
Вячеслав, я чтой-то понять не могу, почему Вы рассматриваете естество через категорию множества? Предполагается множество ипостасей?  ???

А у меня вот какая мысль есть.

Естество в 1 смысле усматривается чисто мысленно. Это отвлеченное понятие, взятое как таковое. Естество во 2 смысле усматривается уже не как понятие, а как реальность, ибо созерцается не само по себе, а в ипостасях. Однако естество в 3 смысле еще более реально и конкретно, чем естество во 2 смысле, т.к., по Дамаскину, "индивид и называется по преимуществу именем ипостаси, ибо (только) в нем получает действительное существование субстанция вместе с ее акциденциями" (Философские главы. Глава XLII. Об ипостаси).

Т.е. естество во 2 смысле конкретно, по сравнению с 1 смыслом, и отвлеченно, по сравнению с 3 смыслом.

Может быть, эти соображения как-то помогут разобраться в поставленном вопросе.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 17:37:08
Вячеслав, я чтой-то понять не могу, почему Вы рассматриваете естество через категорию множества? Предполагается множество ипостасей?

Потому что при убийстве последних тигров естество тигра из смысла (2) переходит в смысл (1).

Это означает, что с изменением количества сущих ипостасей с естеством (2) что-то происходит, оно как-то прирастает. Это позволяет естество (2) рассматривать как множество, в котором есть как минимум хотя бы один элемент. (Теория множеств не запрещает нам рассматривать множество из одного элемента, множество ипостасей я тут не подразумеваю).

Есть два образа этого "прирастания" - в одном случае оно прирастает только с появлением первой ипостаси, а потом остается тождественным (я назвал это "логическое множество" с одним элементом), а во втором случае все время прирастает с каждой новой ипостасью ("онтологическое множество", субстрат).



Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 17:38:54
Естество в 1 смысле усматривается чисто мысленно. Это отвлеченное понятие, взятое как таковое. Естество во 2 смысле усматривается уже не как понятие, а как реальность, ибо созерцается не само по себе, а в ипостасях. Однако естество в 3 смысле еще более реально и конкретно, чем естество во 2 смысле, т.к., по Дамаскину, "индивид и называется по преимуществу именем ипостаси, ибо (только) в нем получает действительное существование субстанция вместе с ее акциденциями" (Философские главы. Глава XLII. Об ипостаси).

Ваша мысль мне, как мне кажется, понятна, и я думаю, что она верна.

Избавившись от термина "множества" мой вопрос можно перефразировать на языке вашей мысли. Вот когда вы созерцаете, согласно вашей мысли, несколько ипостасей одной природы, вы видите в них одно и то же естество (2), или каждый раз такое же?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 08 Апрель 2010, 17:55:22
Кажется, я понял, в каком смысле Вы употребляете категорию множества. Но у меня возражение  :)

Естество во 2 смысле может "перейти" в 1 смысл, если не будет ни одной ипостаси. Также мы можем назвать естество во 2 смысле логическим множеством, если существует лишь одна ипостась, содержащая в себе это естество. И это же естество становится онтологическим множеством, если ипостасей две и более; и в этом случае естество созерцается как общий субстрат этих ипостасей. 

А теперь само возражение.

Если речь идет о человеческом естестве, то мы не можем говорить о логическом множестве, т.к. человеческих ипостасей больше, чем одна. Это - первое.

Второе: чем будет отличаться логическое множество, т.е. естество, усматриваемое лишь в одной ипостаси, от естества в 3 смысле?


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 08 Апрель 2010, 17:58:04
Избавившись от термина "множества" мой вопрос можно перефразировать на языке вашей мысли. Вот когда вы созерцаете, согласно вашей мысли, несколько ипостасей одной природы, вы видите в них одно и то же естество (2), или каждый раз такое же?

Одно и то же и такое же - вместе.

А вот если я созерцаю природу сначала в одной ипостаси, а потом в другой, то я должен сказать, что в том и другом случае я созерцал ту же природу, но не такую же.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 18:09:50
Кажется, я понял, в каком смысле Вы употребляете категорию множества. Но у меня возражение  :)
...
Если речь идет о человеческом естестве, то мы не можем говорить о логическом множестве, т.к. человеческих ипостасей больше, чем одна. Это - первое.

Второе: чем будет отличаться логическое множество, т.е. естество, усматриваемое лишь в одной ипостаси, от естества в 3 смысле?


кажется, вы меня поняли почти точно. Более того оба ваши возражения являются скорее не возражениями мне лично, а скорее теми причинами, почему я тоже склоняюсь (как и написал выше) к пониманию естества (2) как субстрата, онтологического множества.

Нужно немного уточнить формулировки: если природа, которая во многих ипостасях созерцается как онтологическое множество, содержится по какой-то причине в какой-то момент только в одной ипостаси, она не превращается тем самым из онтологического множества в логическое.

Природа как "логическое множество" всегда является множеством из 1 элемента тождественного самому себе.

Природа как "онтологическое множество" состоит из созерцаемых в ипостасях "частей субстрата" (это все жутко грубо и аллегорично - как вроде бы "чан в котором варится сущность и половником ее разливают по ипостасям"). Так вот, в случае с одной последней ипостасью тигра сущность (2) (полный субстрат) состоит из всего одной единственной части. Поэтому, это просто частный случай онтологического множества, единственный пронумерованный элемент которого тождественен самому себе.

Одно и то же и такое же - вместе.

А вот если я созерцаю природу сначала в одной ипостаси, а потом в другой, то я должен сказать, что в том и другом случае я созерцал ту же природу, но не такую же.

Для меня "одно и то же" - это если бы мы во многих ипостасях имели "логическое множество";
А "такое же" - если это онтологическое множество.

То есть для меня, как я это понимаю, в вашем ответе следует поменять местами "одно и то же" и "такое же".

Именно из-за понимания естества (2) как субстрата для множества ипостасей, Дамаскин, как я думаю, и оговорился, что Христос не воспринял сущность (2) ибо Он не воспринял субстрата всех человеческих ипостасей.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 18:11:09
То есть, по поводу ваших возражений: я с обоими согласен, но с поправкой на терминологию. Если "тигры" это онтологическое множество, то, убив всех кроме одного, мы не сделаем множество "тигры" логическим.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 18:17:56
Второе: чем будет отличаться логическое множество, т.е. естество, усматриваемое лишь в одной ипостаси, от естества в 3 смысле?

Главная проблема тут в том, что "логическое множество" вообще несильно отличается от естества в (1) смысле, то есть "в умозрении", поэтому оно тождественно себе самому вообще всегда И в (2) смысле, И в (3), И в (1) употреблении.

Это-то и страшно - это монофизитство какое-то получается, где истинно реальна только ипостась, а не (еще и) естество в ней.

Возможность говорить о двух несмешанных природах во Христе исчезает, т.к. реальность одной ипостаси Христа императивно делается исключительно нераздельной.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 08 Апрель 2010, 18:27:56
Именно из-за понимания естества (2) как субстрата для множества ипостасей, Дамаскин, как я думаю, и оговорился, что Христос не воспринял сущность (2) ибо Он не воспринял субстрата всех человеческих ипостасей.

Звучит правдоподобно  :)


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 18:33:45
Звучит правдоподобно  :)

Поживем увидим. :) Пока не знаю как еще углубиться. Надо читать дальше св.отцов, м.б. сможем найти что-то, что поможет под другим углом посмотреть на это все.



Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Александр А.С. от 08 Апрель 2010, 18:37:22
Согласен.


Название: Re: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).
Отправлено: Вячеслав С. от 08 Апрель 2010, 18:52:17
Запишем небольшую формулировку, чтобы потом удобнее было обнаруживать в ней ересь:

Христос воспринял не весь "субстрат" сущности (2) человеческого рода, а один "элемент" из этого "субстрата" - то есть сущность (3) - который ограничен (т.е. выделен из сущности (2)) ипостасными идиомами Тела Христова и характеризуется иным тропосом существования, нежели у нас грешных, в силу обожения человеческой природы (сущности (3)) во Христе от Воплощения.