consensus patrum

Общий раздел => Вопросы патрологии и церковной истории => Тема начата: azamat от 02 Апрель 2010, 18:38:06



Название: История РПАЦ и РИПЦ.
Отправлено: azamat от 02 Апрель 2010, 18:38:06
Мосс:

"Свободная Российская Православная Церковь.

Название "Свободная Российская Православная Церковь" изначально относилось к епархиям и приходам Русской Зарубежной Церкви в России начала 90-х годов, которые управлялись тремя епископами — Лазарем Тамбовским, Вениамином Кубанским и Валентином Суздальским.

В то время число приходов СРПЦ стремительно росло, особенно в епархии Владыки Валентина. Однако, в 1992 г. стали возникать серьезные осложнения. С одной стороны, Московская патриархия с помощью местных властей и отрядов ОМОН захватила обратно ряд храмов; с другой же стороны, что было еще хуже, заграничные архиереи РПЦЗ, особенно Марк Берлинский, пытались вмешиваться в управление российскими епархиями и даже позволили себе публично очернить епископов СРПЦ. Так, архиепископ Марк называл епископов Лазаря и Вениамина никудышными администраторами, а епископа Валентина — "волком в овечьей шкуре". На деле попытки архиепископа Марка стать "фюрером всея Руси" начались уже задолго до этого. Еще в июле 1990 г. в Москве епископ Лазарь говорил автору этих строк, что если Марк будет продолжать вмешиваться в дела его епархии, то он будет вынужден образовать автономную Церковь, независимую от РПЦЗ. Более того, архиепископ Марк пытался привлечь епископа Валентина к суду, но Синод РПЦЗ в итоге, после двух лет расследования, все-таки отверг обвинения.

Но на этом дело не остановилось. Зарубежный Синод назначил епископа Варнаву Каннского своим представителем в России с полномочиями принимать в свое ведение приходы по всей территории страны. Епископ Варнава приступил к своей задаче с азартом. Так, он стал принимать клириков, запрещенных в служении российскими архиереями, рукополагать священников в их епархиях без их ведома и разрешения в нарушение многих церковных правил, например, следующих: Апостольское 16: "Аще же епископ, у которого таковым (т. е. клириком, запрещенным другим епископом по Ап. Прав. 15) быти случится, в ничто вменив определенном им запрещение служения, приимет их яко членов клира, да будет отлучен, яко учитель бесчиния"; Апост. 35: "Епископ да не дерзнет вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села, да будет извержен и он, и поставленные от него". Однако, никаким таковым прещениям еп. Варнава не подвергся.

Затем на официальном бланке Синода сей епископ Варнава Каннский обратился к "патриарху Киевскому" (главе украинских раскольников-самосвятов) с прошением принять СРПЦ в молитвенное общение и поехал в Киев на встречу, чем, конечно, воспользовалась Московская патриархия, чтобы дискредитировать всю РПЦЗ в целом! Наконец, епископ Варнава публично поддержал фашистскую чернорубашечную организацию "Память", включил нескольких фашистов в состав своей епархиальной администрации и принимал участие в фашистских демонстрациях; а один из его священников даже организовал нападение на редакцию газеты "Московский комсомолец".

В результате всех этих скандалов и с целью спасти то, что осталось от СРПЦ, весной 1993 г. архиепископ Лазарь, к которому присоединились все остальные епископы СРПЦ, решил создать автономное Высшее Церковное Управление в России, которое было бы административно независимо от РПЦЗ, но оставалось бы с ней в общении, основываясь на:

а) Указе патриарха Тихона за № 362 от 7/20 ноября 1920 г., который допускал создание автономных епархий и групп епархий в случае утраты связи с патриархом или до канонического избрания нового патриарха и

б) Положении о РПЦЗ, которое в первом же своем пункте нарочито ограничивает административную власть РПЦЗ пределами русских приходов вне России (это не возбраняет оказывать помощь Русской Церкви в России путем, например, рукоположения новых архиереев, но возбраняет каким бы то ни было образом руководить ею).

Зарубежный Синод отреагировал на это запрещением Высшего Церковного Управления и увольнением на покой епископа Валентина по причине его "расстроенного здоровья" (разумеется, без его на то согласия).

СРПЦ рукоположила трех новых епископов: Феодора Борисовского, Агафангела Одесского и Серафима Сухумского (последнего, как катакомбника, для большого количества катакомбных приходов, присоединившихся к СРПЦ). Однако, она все еще искала примирения с РПЦЗ, и поэтому двое старших архиереев — архиепископ Лазарь и епископ Валентин — прибыли на Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в Лесненском монастыре в ноябре 1994 г., и, испросив прощения, были вновь приняты в общение. Однако, затем двум российским архиереям был представлен некий "Акт", который им велели подписать. Этот "Акт" глубоко взволновал обоих иерархов, поскольку они увидели, что он вводил изменения, крайне вредные для жизни СРПЦ. Однако, архиепископ Лазарь решил подписать его, а епископ Валентин, хотя и не хотел подписывать, но еще более не хотел создавать раскол среди российских епископов, не последовав примеру старшего по сравнению с ним архиепископа Лазаря. Но он заручился уверением в том, что если он захочет внести затем поправки в какие-либо из пунктов этого Акта, он сможет это сделать, и что его поправки будут включены в конечный, предназначенный для публикации, вариант документа. При этом его уговаривали подписать сейчас же, "во имя братской любви". Поэтому он поставил подпись, после чего внезапно почувствовал сердечный приступ и был увезен в больницу в Париж, где неделю провел в реанимации.

В январе 1995 г. в Суздале прошло совещание архиереев и духовенства СРПЦ, на котором обсуждались результаты Лесненского Собора. Акт был широко и сильно раскритикован приходским духовенством, т. к. в нем Архиерейский Синод РПЦЗ предлагал пересмотреть границы епархий. Это всех особенно задело, поскольку влекло за собой необходимость перерегистрации очень многих приходов. Естественно, это не могло понравиться духовенству и верующим, ведь и первую регистрацию они получили с великим трудом. Но, что было еще более серьезно, это могло означать, что они окажутся вообще без всякой регистрации, т. к. представители МП при Министерстве юстиции могли настоять на том, что изменение названий и границ епархий является недопустимым. Это, в свою очередь, с большой долей вероятности могло означать, что их храмы будут переданы Московской патриархии. Поэтому было предложено вежливо просить РПЦЗ внести в Акт изменения в нескольких пунктах.

Однако, двое из присутствовавших на совещании иерархов — епископ Евтихий (рукоположенный по решению Синода РПЦЗ без ведома и воли российских архиереев, что также является нарушением канонов) и епископ Вениамин — усмотрели в этом предложении бунт против власти РПЦЗ, которую подтвердили вновь над собою преосвященные Лазарь и Валентин столь недавно. Тогда один священник спросил епископа Евтихия, что для него более авторитетно: Апостольские правила, постановления Всероссийского Собора 1917–18 гг. и указы Святейшего патриарха Тихона, или решения Зарубежного Синода? Епископ Евтихий ответил: Зарубежного Синода. Эта реплика вызвала возмущение в зале, а епископ Евтихий покинул собрание (прихватив с собою магнитофонную запись заседания).

Вскоре после этого Синод РПЦЗ прислал епископам Феодору, Агафангелу и Серафиму составленное в весьма вежливых выражениях приглашение прибыть в Нью-Йорк на февральское заседание Синода. Когда епископы Феодор и Агафангел приехали туда, им вручили документ, извещающий их о том, что

а) сами они не являются канонично рукоположенными архиереями (хотя их рукоположение было официально признано на Соборе в Лесне, и полученные ими приглашения были адресованы им как епископам) и

б) архиепископы Лазарь и Валентин запрещены в священнослужении и будут лишены сана, если продолжат служить, а их "вдовствующие" епархии временно управляются митрополитом Виталием.

Это явилось последней каплей, переполнившей чашу долготерпения многострадальных российских приходов. Новый разрыв с РПЦЗ теперь был неизбежен. С 1995 г. архиереи СРПЦ (в настоящее время это: Валентин Суздальский, Феодор Борисовский, Серафим Сухумский и Виктор Латвийский) образовали автономное церковное управление, не имеющее никакого общения с РПЦЗ."