consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Триадология => Тема начата: Александр А.С. от 13 Март 2010, 16:00:41



Название: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 13 Март 2010, 16:00:41
Уважаемые знатоки! Прошу у Вас помощи.

В контакте я веду обсуждение с одним ценителем творчества А.Ф. Лосева по триадологическому вопросу. Дело в том, что А.Ф. Лосев считает не только допустимым говорить о Боге как единичной Личности, но и вполне необходимым. В Дополнениях к Диалектике мифа он дает логику того, как можно помыслить бытие Бога как единичной Личности и в то же время как трех Личностей.

Насколько богословски корректно говорить о Боге как Абсолютной Личности? Я плохо знаю западную традицию, но у Лурье в его диалоге с Моссом я читал, что такое представление о Боге есть достояние именно Запада.

Кто хочет ознакомиться с диалектикой Лосева по этому вопросу, сюда: http://vkontakte.ru/topic-9618855_22389833

Или: http://vkontakte.ru/topic-3213870_22260329


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Андрей Белоус от 14 Март 2010, 22:20:43
Цитировать
...общая божественная сущность так же ипостасна, как и отдельные ипостаси этой общности. Это не значило, что между лицами не оставалось никакого различия. Все различия ипостасей оставались на месте (как нерожденность, рожденность или благодатное исхождение). Но все эти различия относились к тому, что каппадокийцы называли природой трех лиц, а не к их сущности и не к их общей субстанции, вследствие чего подчиненность, царившая внутри троичности, исключала всякий намек на какую бы то ни было субординацию (ИАЭ. Итоги. Кн. первая. Часть 1. Гл. VI. § 2. Никейское и посленикейское учение. 2. Новоникейское направление, или каппадокийцы).

Выделенное не понял: Лосев различает "природу" от "сущности" и "субстанции" ?



Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Андрей Белоус от 14 Март 2010, 22:30:35
Цитировать
А именно, каппадокийцы выдвигаемую ими субстанциальную усию стали резко противополагать "природе" (physis), которая у них и указывает на формальную общность, которой обладает усия, но, не будучи неделимой личностью-ипостасью, отнюдь на нее не сводится.

Это где это каппадокийцы противопоставляли "усию" и "фисис" ? :o


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 14 Март 2010, 23:03:28
Цитировать
...общая божественная сущность так же ипостасна, как и отдельные ипостаси этой общности. Это не значило, что между лицами не оставалось никакого различия. Все различия ипостасей оставались на месте (как нерожденность, рожденность или благодатное исхождение). Но все эти различия относились к тому, что каппадокийцы называли природой трех лиц, а не к их сущности и не к их общей субстанции, вследствие чего подчиненность, царившая внутри троичности, исключала всякий намек на какую бы то ни было субординацию (ИАЭ. Итоги. Кн. первая. Часть 1. Гл. VI. § 2. Никейское и посленикейское учение. 2. Новоникейское направление, или каппадокийцы).

Выделенное не понял: Лосев различает "природу" от "сущности" и "субстанции" ?



Лосев к догматическим вопросам подходит со своим философским категориальным аппаратом. В его философской системе я вообще не встречал понятия "природа", зато "сущность" и "субстанция" - весьма существенные для него термины, которые, однако, действительно не эквивалентны.

Я так понимаю, тут он пробует осмыслить "природу" так, чтобы это понятие могло органично "вписаться" в его представления о Боге. Я, наверно, не буду здесь воспроизводить логику Лосева, ведь я ее уже изложил (см. по ссылке). Скажу только, что "природа" это та же сущность, только взятая со стороны своей общности. Сама же сущность, по Лосеву, есть также и единичность, т.е. ипостась.

Чем же сущность отличается от субстанции? Дело в том, что, по Лосеву, в Боге есть нечто иное, чем сам Бог. Причем это иное не есть то небытие, в котором Бог творит все. Лосев движется в чисто неоплатоническом дискурсе, поэтому в Боге он видит диалектику "одного и иного". Эта диалектика приводит его к признанию в Боге особого рода "телесности", "субстанциальности", которая мыслится как "иное", воплотившее в себе "одно". При этом одно имеет структуру триады - Одно, Бытие и Становление (некий чисто формальный аналог неоплатонических "ипостасей" - Единого, Ума и Души). Эта триадичная структура "одного" впоследствии вырастает в Троицу, где Одно - Отец, Бытие - Сын, Становление - Дух, а "иное", воплотившее в себе "одно", - в Софию.

Так вот, субстанция - это сущность ("одно"), воплощенная в своем инобытии ("ином"). Конечно, в рамках этой логики "природа" как простая общность сущности не может быть по смыслу тождественна "субстанции" как софийной утвержденности этой же сущности.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 14 Март 2010, 23:10:15
Это где это каппадокийцы противопоставляли "усию" и "фисис" ? :o

Не знаю  ??? Говорю же, он "по-своему" подходит к св.-отеч. текстам, "специфически" их трактуя...


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Андрей Белоус от 14 Март 2010, 23:26:16
Чем же сущность отличается от субстанции? Дело в том, что, по Лосеву, в Боге есть нечто иное, чем сам Бог. Причем это иное не есть то небытие, в котором Бог творит все. Лосев движется в чисто неоплатоническом дискурсе, поэтому в Боге он видит диалектику "одного и иного". Эта диалектика приводит его к признанию в Боге особого рода "телесности", "субстанциальности", которая мыслится как "иное", воплотившее в себе "одно".

я помню, что нечто иное, или идеальная материальность, у Плотина возникала на стадии Ума, а в становление переходила уже на уровне мировой души (если не путаю) В Едином по-любому никакой идеальной материальности не было. И у Прокла ну уровне Первоединого и генад - тоже не было. У Лосева же, выходит, сразу в Боге и идеальная материальность, и становление? Мне кажется, он черезчур увлекся диалектикой :)




Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 15 Март 2010, 00:01:47
я помню, что нечто иное, или идеальная материальность, у Плотина возникала на стадии Ума, а в становление переходила уже на уровне мировой души (если не путаю) В Едином по-любому никакой идеальной материальности не было. И у Прокла ну уровне Первоединого и генад - тоже не было. У Лосева же, выходит, сразу в Боге и идеальная материальность, и становление? Мне кажется, он черезчур увлекся диалектикой :)

Ну, да, у Плотина умная материя возникает в Уме, так что сам Плотин именует свой Ум софийным, т.е. "умно-материально" осуществленным  :) И становление это именно Душа, да.

Лосев абсолютно приемлет всю эту диалектику, но только в чисто, так сказать, формальном виде. Что же он делает с этой диалектикой?

1. Он лишает ее языческого субординационизма. Теперь Единое, Ум, Душа и Космос (т.е. у Лосева - Одно, Бытие, Становление и Субстанция) помещаются как бы на одну линию.

Может быть, ты помнишь, Андрей, что уже у Плотина Единое в разной степени "едино". Есть по крайней мере две таких степени: Одно как чистое сверх и Одно как сверхсущая потенция бытия. Вот Единое в первом смысле это у Лосева сущность в чистом виде, которая выше ипостасности. А Единое во втором смысле - уже Отец, как абсолютная мощь и источник бытия. Но заметь, это все одно и то же Единое  ;) Далее, Ум (Бытие) - это то же Единое, только уже существующее, бытийствующее, отличенное от иного (небытия); Душа же (Становление) - опять-таки Единое, но уже вобравшее в себя иное... И все это "развертывание" Единого (сущности) происходит как бы на одной линии, без онтологического убывания и ущерба для каждой новой категории. Также и Космос (София) у Лосева не есть что-то, существующее отдельно от Единого, но то же Единое, только субстанциально утвержденное в себе самом.

2. Абсолютно та же диалектика существует в неоплатоническом Уме. Поэтому систему Лосева можно было бы проиллюстрировать и иначе  ;) Итак, переведем основные категории Плотина-Прокла на язык Лосева.

Единое - сущность сама по себе;

Ум - Троица. Внутри Ума полагается, во-1-х, Ум в аспекте своего собственного Единства, или Отец; Ум - как эйдетическое бытие, или Сын; Ум - как движение (становление) целокупности эйдетического бытия, или Дух Святой; Ум - как софийно утвержденное эйдетическое бытие, или София.

Душа - энергия сущности Божией.

Космос - тварное бытие.

При этом, конечно, Единое, Ум и Душу нужно понимать именно "координационно" (как говорит Лосев), а не по-язычески субординационно.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 15 Март 2010, 00:13:01
Ну а все же, если быть ближе к теме, допустимо ли, с т.з. православного богословия, говорить о Боге как Абсолютной Личности (Ипостаси)?


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 15 Март 2010, 00:36:16
Любая формула бессмысленна без подробного раскрытия ее составляющих. И эта тоже. Поэтому пока даже ставить вопроса о допустимости/недопустимости нельзя.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: azamat от 15 Март 2010, 00:36:30
http://euhenio.livejournal.com/254015.html
http://euhenio.livejournal.com/254392.html?mode=reply
(это безотносительно того,прав ли Евгений Павленко относительно православности учения Булатовича).

мне понравилось то,что написал Беневич:

""личность" - это тот, к кому можно и нужно обращаться: "на Ты". Теперь остается задать вопрос: есть ли такие обращения к Богу-Троице в православном Предании?"


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 15 Март 2010, 01:06:19
Любая формула бессмысленна без подробного раскрытия ее составляющих. И эта тоже. Поэтому пока даже ставить вопроса о допустимости/недопустимости нельзя.

Ну, вот у Лосева это допустимо и даже необходимо. А в рамках св.-отеч. предания можно ли так говорить? Сразу вроде бы напрашивается ответ, что нельзя. А почему нельзя-то? У меня такой "вариант ответа":

Если допустимо говорить о том, что Бог - это еще и единая ипостась, то эта ипостась должна иметь свой собственный ипостасный признак (идиому). Ипостасная идиома, как известно, - это особенность ипостаси, которая

1. принадлежит только данной ипостаси,

2. отличает эту ипостась от других ипостасей той же сущности.

У Отца идиома "нерожденности", Сына - "рожденности", Св. Духа - "исхождения". Это то, чем ипостаси Троицы отличаются друг от друга и не сливаются в неразличимое тождество.

Если Бог есть единая ипостась, то

1. какая у этой ипостаси идиома?

2. если идиома есть, то она должна отличать единоипостасную сущность от ипостасей Троицы.

Сколько я читал св. отцов по триадологической проблематике (а я несравненно меньше читал, чем любой из участников форума  :(), ни у кого из них я не видел признания за сущностью Бога какой-то ипостасной идиомы.

Однако предположим, что вдруг такая идиома у сущности появилась. Что же отсюда следует?

Эта идиома, как сказано, должна отличать сущность от трех ипостасей. По условию, ипостасная идиома - то, чем одна ипостась отличается от другой ипостаси той же сущности. Следовательно:

1. внутри единоипостасной сущности необходимо различить ипостась и сущность, при этом ипостась не будет самой сущностью, а сущность уже не будет какой бы то ни было ипостасью.

2. в "один ряд" с тремя ипостасями встает четвертая ипостась, которая так же имеет свою собственную идиому и ту же сущность, общую для других ипостасей.

В итоге, признание того, что сущность есть ипостась, или что Бог есть одновременно и ипостась, и три ипостаси, приводит к учению о нетварной ЧЕТВЕРИЦЕ. К этому выводу неизбежно приводит святоотеческий "дискурс", логика православного учения о Боге.

А то, что в системе А.Ф. Лосева представляется возможным и даже логически необходимым говорить о том, что Бог есть одна и три ипостаси, это следствие его чисто философского дискурса, отличного от св.-отеч. Я так думаю...


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Андрей Белоус от 15 Март 2010, 08:16:15
Лосев абсолютно приемлет всю эту диалектику, но только в чисто, так сказать, формальном виде. Что же он делает с этой диалектикой?

1. Он лишает ее языческого субординационизма. Теперь Единое, Ум, Душа и Космос (т.е. у Лосева - Одно, Бытие, Становление и Субстанция) помещаются как бы на одну линию.

Погоди, но если Лосев помещает космос (тварь) на один онтологический уровень с Божеством, даже если этот космос представляет лишь идеальную совокупность божественных идей ("субстанция", "София") - это-то как раз и вызывает вопросы и сложности с соотнесением конйепции Лосева и святоотеческого богословия и ассоциации с языческим пантеизмом :)

Согласно отцам, идеи относятся не к самой божественной природе, и даже не к непосредственно ее энергии (если мы рассматриваем энергию безотносительно творения мира - по Паламе "энергии безначальные и бесконечные", или "энергия сущности Троицы", "безначальные и бесконечные осияния"), а к такому, что-ли,  специфическому виду энергии, которая именуется "волей", "промыслом", "парадигмами", "логосами", "предопределениями" (по Паламе - "деяния безначальные и конечные").


отличие от энергий в первом смысле в том, что, хотя воля (промысел) Бога о мире и безначальна, но не является необходимостью для Бога, для Его существования, т.е. Бог бы мог и не желать появления мира; в противном случае Бог и мир становятся взаимозависимыми частями одной системы, по сути пантеистической. У Лосева же, насколько я понимаю, нет этой святоотеческой (а в своем корне - библейской) акцентировки на "воле" как причине появления мира. Иное в Боге (как ты говоришь, "субстанция, или "София", по терминологии Л.) имманентно Ему и составляет взаимозависимую диалектическую пару с Богом. Как думаешь?



Цитировать
Может быть, ты помнишь, Андрей, что уже у Плотина Единое в разной степени "едино". Есть по крайней мере две таких степени: Одно как чистое сверх и Одно как сверхсущая потенция бытия. Вот Единое в первом смысле это у Лосева сущность в чистом виде, которая выше ипостасности. А Единое во втором смысле - уже Отец, как абсолютная мощь и источник бытия. Но заметь, это все одно и то же Единое  ;)

Вот здесь мне не очень понятно, насколько это может быть соотнесено с отцами. Ведь по отцам в Боге непостижим (есть "чистое сверх" :)) не только "логос природы" Троицы ("непознаваемая сущность" по Паламе или "сверхсущность" по Ареопагиту) , но и "тропос существования" Единицы, то есть три ипостаси. Отцы неоднократно подчеркивали, что мы не можем знать, в чем заключается "безначальность" и "нерожденность" Отца, "рождение" Сына и "исхождение" Святого Духа. Не кажется ли тебе, что у Лосева упущен/смазан этот аспект? ::) У него соотношение ипостасей представлено в виде вполне себе катафатического процесса, претендующего на некое раскрытие ипостасных особенностей, примерно, как у Августина, только не в психологическом ракурсе, как у Августина, а в философско-диалектическом. (?)



Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 15 Март 2010, 13:28:33
Погоди, но если Лосев помещает космос (тварь) на один онтологический уровень с Божеством, даже если этот космос представляет лишь идеальную совокупность божественных идей ("субстанция", "София") - это-то как раз и вызывает вопросы и сложности с соотнесением конйепции Лосева и святоотеческого богословия и ассоциации с языческим пантеизмом :)

Согласно отцам, идеи относятся не к самой божественной природе, и даже не к непосредственно ее энергии (если мы рассматриваем энергию безотносительно творения мира - по Паламе "энергии безначальные и бесконечные", или "энергия сущности Троицы", "безначальные и бесконечные осияния"), а к такому, что-ли,  специфическому виду энергии, которая именуется "волей", "промыслом", "парадигмами", "логосами", "предопределениями" (по Паламе - "деяния безначальные и конечные").

Нет, у Лосева София - это не совокупность божественный идей, это лишь момент самоутвержденности Бога в себе самом. И утвержденность эта мыслится как особого рода Тело Бога, такое же нетварное, как и Сам Бог, но не тождественное ни сущности, ни ипостасям. (Это, кстати, тоже одна из его идей, которая противоречит св.-отеч. мысли, где Бог - бестелесен по естеству.)

Сами же идеи тварного мира возникают у Лосева именно на "стадии" (диалектика ведь развивается от категории к категории  :)) нетварной энергии. Т.е., по Лосеву, идеи тварного мира суть нетварные энергии. Но это лишь общее определение, которое внутри системы Лосева имеет свою конкретизацию.

У свят. Григория Паламы, мы знаем, различаются три "вида" энергий - безначальные и бесконечные, безначальные и конечные и начальные и конечные. У Лосева нет таких терминов, и все же в его системе можно найти некоторую аналогию всем трем "видам" энергии, однако же это будет лишь мое предположение.

Прежде чем назвать сии энергии по именам, а у Лосева все они имеют свои имена, определения, нужно сначала кое-что пояснить. Дело в том, что у Лосева везде работает известная еще с Платона триада: идея, материя и вещь (тождество идеи и материи). Работает она и в вопросе о "видах" энергии. Как именно?

Идея - Троица;

Материя - София;

Вещь - софийно утвержденная Троица.

Нетварная энергия, по Лосеву, есть то, что выявляет и выражает Бога, но выражать она может как любые смысловые моменты, которые есть в Боге, так и Бога в Его, так сказать, целом.

Так вот, первый "вид" энергий, по свят. Григорию, у Лосева - это энергии, выражающие чистую идею, т.е. Троицу в Ее чисто смысловой стихии, без софийной утвержденности. Это - Сила, Свет и Благодать, выражающие соответственно Отца, Сына и Духа Святого.

Второй "вид" энергий у Лосева - это энергии, выражающие Софию и софийно утвержденную Троицу, а также, как ни странно, саму же энергию (энергия, выражающая сама себя; в тварном бытии это энергия, которая активно воздействует на человека, насаждает себя в его жизни и т.д.). И это:

энергии, выражающие Софию -

1. знамение,
2. икона,
3. обряд.

Энергии, выражающие софийно утвержденную Троицу -

1. Царство,
2. Слава,
3. Церковь.

Последнюю триаду Лосев называет предельной парадигмой для тварного бытия, и в этом смысле Царство, Слава и Церковь - это и есть "деяния безначальные и конечные".

Еще нужно сказать об энергии, выражающей себя саму. Это -

1. спасение,
2. молитва,
3. таинство.

По Лосеву, это не что иное, как деятельность имени Божия в тварном мире. Имя - спасает, именем молимся и именем совершаем таинства. Вот этот "вид" энергий как будто можно было бы отнести к "деянием начальным и конечным". Но я пока предварительно отнесу его ко второму "виду", по свят. Григорию.

А что касается "начальных и конечных деяний", то я предположу, что у Лосева место этих идей и энергий занимает Небесная иерархия. По Лосеву, ангел - это воплощение "идеи" внутри тварного бытия. (Соответственно, весь вещественный космос - воплощение "материи", а человек - "вещи") и является носителем нетварной энергии и проводником ее в человеческую жизнь.

Наконец, следует сказать об энергии, которая выражает всего Бога, а не только те или иные Его смысловые моменты. Эту энергию Лосев называет Именем Бога, абсолютно недоведомым и непостижимым Его Именем. И эта абсолютная энергия, безусловно, в системе Лосева относится к "безначальным и бесконечным деяниям" Бога.

Вроде бы так. Но это только предположение  :-\


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 15 Март 2010, 14:33:50
Вот здесь мне не очень понятно, насколько это может быть соотнесено с отцами. Ведь по отцам в Боге непостижим (есть "чистое сверх" :)) не только "логос природы" Троицы ("непознаваемая сущность" по Паламе или "сверхсущность" по Ареопагиту) , но и "тропос существования" Единицы, то есть три ипостаси. Отцы неоднократно подчеркивали, что мы не можем знать, в чем заключается "безначальность" и "нерожденность" Отца, "рождение" Сына и "исхождение" Святого Духа. Не кажется ли тебе, что у Лосева упущен/смазан этот аспект? ::) У него соотношение ипостасей представлено в виде вполне себе катафатического процесса, претендующего на некое раскрытие ипостасных особенностей, примерно, как у Августина, только не в психологическом ракурсе, как у Августина, а в философско-диалектическом. (?)

Ну, у Лосева тоже все, что познается в Боге, познается только через его энергии. Он прямо оговаривает, что наше знание о Боге, в том числе то, которое я (т.е. Лосев) сейчас формулирую здесь, возможно только в свете энергий Божьих. (Стало быть, он говорит о том, что его ум обожен?  :o)

Насчет Августина и философско-диалектического ракурса ты точно подметил  :)


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: azamat от 15 Март 2010, 21:08:40
У свят. Григория Паламы, мы знаем, различаются три "вида" энергий - безначальные и бесконечные, безначальные и конечные и начальные и конечные.

Ещё начальные и бесконечные.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Александр А.С. от 15 Март 2010, 21:57:50
У свят. Григория Паламы, мы знаем, различаются три "вида" энергий - безначальные и бесконечные, безначальные и конечные и начальные и конечные.

Ещё начальные и бесконечные.

А что это?  ???


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: azamat от 16 Март 2010, 05:24:56
У свят. Григория Паламы, мы знаем, различаются три "вида" энергий - безначальные и бесконечные, безначальные и конечные и начальные и конечные.

Ещё начальные и бесконечные.

А что это?  ???

Например,бытие ипостасей разумных природ.  Это дело (=эргон) не безначальное,а имеющее начало.  Но само это бытие конца иметь не будет.

А может это эргон начальный и конечный (?)  У Андрея спросить надо.

Еще под этим можно обожение понимать. Ведь это особый эргон,который дарит непадательное состояние и обогащение Бож.силами. А обожение бесконечно.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: azamat от 16 Март 2010, 05:40:47
Любопытный текст. Святитель Григорий Палама Беседа о Домостроительстве Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа:

"если бы не воплотилось Божие Слово, тогда ни Отец не явился бы как истинно Отец, ни — Сын, как истинно Сын; ни — Дух Святой, и Сам происходящий от Отца, ни Бог в существе и ипостасях, но представлялся бы созданию как некая Сила, именно как и говорили безумные древние мудрецы, а теперь — последователи взглядов Варлаама и Акиндина."

Последня фраза "а теперь — последователи взглядов Варлаама и Акиндина" говорит о том,что для Паламы неисповедание различия между сущностью и энергией является языческой философией,в котором бог предстаёт как "некая Сила".

Т.е.когда у человека нет чёткого различения сущности и энергии в Боге,тогда три ипостаси Бога у него размываются в некое савелианское или софианское "единство".


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Денис В.С. от 17 Май 2010, 16:32:45
Цитировать
Насколько богословски корректно говорить о Боге как Абсолютной Личности?


Кстати, в последнее время очень часто среди христиан существует ложное мнение, чтобы считать Бога Тремя Личностями, а не Тремя Ипостасями (Лицами) как учили Святые Отцы.
Причём в термин Личность вкладывается атеистическо-психологический смысл личности обозначающей какое-то становление или самосознание.

У Лосского и Х.Яннараса вообще перегиб с персонализмом.

Например, Х. Яннарас считает, что при смерти человека умирает не только тело, но и душа (!), а живой остаётся ипостась (!). То есть у него получается отдельно ипостась человека и человеческая природа.



Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Samuel McYan от 06 Июль 2010, 22:24:22
Прочитал, но не понял. Бог одна Личность? Или три?


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Андрей Белоус от 07 Июль 2010, 10:41:49
Прочитал, но не понял. Бог одна Личность? Или три?

это потому что вы пытаетесь соотнести современное, очень расплывчатое и неконкретное понятие "личность" со святоотеческим дискурсом. У отцов не было такого понятия - "личность". они пользовались словами "ипостасис" или "лицо" (просопон). В вообще в современных переводах словом "личность", как правило, переводится слова "ипостась" или "просопон"



Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 07 Июль 2010, 20:16:45
Прочитал, но не понял. Бог одна Личность? Или три?

ни то, ни другое.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Isolophey от 15 Июль 2010, 20:19:58
Насколько я знаю А.Ф. Лосеф тепичный новоплатоник в триадологии и это где-то в жж, помню (кажется о. Диодор), хорошо раскрыли


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 01 Февраль 2011, 00:19:08
Цитата: Беневич
"личность" - это тот,к кому можно и нужно обращаться: "на Ты". Теперь остается задать вопрос:  есть ли такие обращения к Богу-Троице в православном Предании?

Молитва: "Пресвятая Троица, помилуй нас..."

Чисто грамматически имеем обращение ко второму лицу единственного числа (не "помилуйте",  а "помилуй")


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Samuel McYan от 07 Февраль 2012, 21:26:46
Цитата: Беневич
"личность" - это тот,к кому можно и нужно обращаться: "на Ты". Теперь остается задать вопрос:  есть ли такие обращения к Богу-Троице в православном Предании?

Молитва: "Пресвятая Троица, помилуй нас..."

Чисто грамматически имеем обращение ко второму лицу единственного числа (не "помилуйте",  а "помилуй")
А как Вам вот это: "Рота, выходи строиться!" или "Моя команда, желаю тебе победы" и т.д.?


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 08 Февраль 2012, 00:40:45
Цитата: Беневич
"личность" - это тот,к кому можно и нужно обращаться: "на Ты". Теперь остается задать вопрос:  есть ли такие обращения к Богу-Троице в православном Предании?

Молитва: "Пресвятая Троица, помилуй нас..."

Чисто грамматически имеем обращение ко второму лицу единственного числа (не "помилуйте",  а "помилуй")
А как Вам вот это: "Рота, выходи строиться!" или "Моя команда, желаю тебе победы" и т.д.?

Вашу мысль поняла. Я указала только на грамматическую форму без выводов.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 08 Февраль 2012, 00:42:25
Пресвятая Троице, помилуй нас;
Господи, очисти грехи наша;
Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Сама молитва для меня в чем-то загадочна. После обращения ко всей Троице идет последовательное обращение ко всем трем Лицам. И не вполне ясно, к какому именно Лицу обращаемся, именуя первое лицо Господом, второе - Владыкой, а третье - Святым. Тут у меня было даже расхождение во мнении с одним иеромонахом. Интересно узнать, каков молитвенный опыт участников форума.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Samuel McYan от 16 Февраль 2012, 13:36:40
Прочитал, но не понял. Бог одна Личность? Или три?

ни то, ни другое.
то есть Бог вообще не Личность. Никак, ни одна, ни три? Бог - это безличностная, то есть не имеющая самоосознания, разума, воли Субстанция?


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 18 Февраль 2012, 00:44:59
Цитата: C_Patrik
то есть Бог вообще не Личность. Никак, ни одна, ни три? Бог - это безличностная, то есть не имеющая самоосознания, разума, воли Субстанция?

Я уже привлекала к этому внимание - что не хватает святоотеческого термина "ипостась" для характеристики бытия разумной природы.

Во времена отцов понятия личность не было. Для начала нужно определиться с богословским значением этого термина. Из вашего текста можно вывести такое определение личности: то, что имеет самосознание, разум, волю (?)...


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Денис В.С. от 18 Февраль 2012, 01:30:06
Я уже привлекала к этому внимание - что не хватает святоотеческого термина "ипостась" для характеристики бытия разумной природы.

Во времена отцов понятия личность не было. Для начала нужно определиться с богословским значением этого термина. Из вашего текста можно вывести такое определение личности: то, что имеет самосознание, разум, волю (?)...

Человеческое тело по-вашему является личностью или нет ?


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 18 Февраль 2012, 20:55:26
Человеческое тело по-вашему является личностью или нет ?

Тело - нет. Человек - да.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Денис В.С. от 18 Февраль 2012, 21:41:41
Тело - нет. Человек - да.

Поэтому я и не люблю современный термин личность, только вносящий путаницу в Христианское Богословие.
Если термин личность не относится к человеческому телу, то его вообще нельзя использовать, так как он противоречит терминам ипостась и лицо, обозначающим конкретную единицу общего, абстрактного понятия природа.
Тем более термин личность неприменим к Господу.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 18 Февраль 2012, 21:44:55
А тело является человеческой ипостасью?

До сих пор думала, что тело - это один из составов человеческой природы. Самостоятельного бытия не имеет (вне симбиоза с душой).

Просветите меня в этом вопросе. Не вполне поняла вашу мысль.


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Денис В.С. от 18 Февраль 2012, 21:51:06
А тело является человеческой ипостасью?

До сих пор думала, что тело - это один из составов человеческой природы. Самостоятельного бытия не имеет (вне симбиоза с душой).

Просветите меня в этом вопросе. Не вполне поняла вашу мысль.

Человеческой ипостасью является разумная душа и тело, соединённые вместе нераздельно и неслитно. Когда мы указываем, напрмиер, на Ивана Ивановича, мы обозначая и его душу и его тело говорим, что - это Иван Иваныч, конкретная человеческая ипостась (лицо). И разумная душа и тело имеют одно ипостасное, сложное бытие, так как обе природы передаются от родителей и возникают вместе, являя человека как единое сложное существо. Даже после телесной смерти человеческая душа продолжает нести на себе облик праха, в который обратилось его тело и таинственно продолжает быть соединённой со своим прахом.  


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Samuel McYan от 22 Март 2012, 14:09:20
Понятно, что термин Личность по отношению к Богу не совсем то, но если с нужными оговорками, все-таки, Бог Троица - Одна Личность, или Три Личности?


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: seksta от 22 Март 2012, 23:16:56
Понятно, что термин Личность по отношению к Богу не совсем то, но если с нужными оговорками, все-таки, Бог Троица - Одна Личность, или Три Личности?

Если взять за основу эпизоды Писания, где даны ситуации общения Отца и Сына, то получается, что Личность не одна. Как минимум две.

Про Духа Святого  в Символе Веры  на греческом интересно формулируется. Он там назван не Господом, а "Господствующим" (причастие).


Название: Re: Бог как Абсолютная Личность. Насколько богословски корректна такая формула?
Отправлено: Samuel McYan от 23 Март 2012, 01:21:40
Понятно, что термин Личность по отношению к Богу не совсем то, но если с нужными оговорками, все-таки, Бог Троица - Одна Личность, или Три Личности?

Если взять за основу эпизоды Писания, где даны ситуации общения Отца и Сына, то получается, что Личность не одна. Как минимум две.

Про Духа Святого  в Символе Веры  на греческом интересно формулируется. Он там назван не Господом, а "Господствующим" (причастие).
Ну, если два, то уже и три.