consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Экклезиология => Тема начата: Вячеслав С. от 03 Март 2010, 17:46:22



Название: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Вячеслав С. от 03 Март 2010, 17:46:22
Очередной экклезиологический казус (?) м.б. кто-то его рассматривал - интересно ваше мнение.

На первой неделе поста совершалась память великомученика Феодора Тирона - воина. Его житие наверное всем знакомо, вкратце напоминаю детали, относящиеся к заявленной теме. Жил он, и был убит за свою веру еще в доникейский период.

А вот в пост-никейское время, примерно в 360 году:

Цитировать
Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках [т.к. пища на рынках была окроплена идоложертвенной кровью], а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого кутья благословляется и раздается верующим.

Тот же самый архиепископ Евдоксий упоминается историками как активный арианин.  Например тут:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000190/st000.shtml

Цитировать
Константинополь ... такой важнейший центр в христианском мире сделался добычей арианства. Здешние епископы Евсевий, Македонии, Евдоксий, Демофил явились врагами православия, а его безупречные исповедники, как, например, Маркелл Анкирский, были объявлены в Константинополе врагами веры. Члены православной церкви составляли угнетенное и незначительное меньшинство. Достаточно сказать, что ко времени прибытия сюда Григория Богослова не было ни одного православного храма. Григорий Богослов принял сделанное ему предложение и около Пасхи 379г. прибыл в Константинополь. ... Григорий весь отдался делу возрождения здесь православия и силой своего красноречия привлек к себе многочисленных сторонников.

Собственно говоря вопрос: получается, святой Феодор явился епископу-еретику, чтобы через него поведать другим еретикам (т.е. имущим общение с еретичествующим епископом) не есть идоложертвенной пищи, а есть кутью, в честь чего мы сейчас эту традицию, принятую от ариан,  отмечаем и храним?

З.Ы.: Вопрос возник как контр пример в процессе беседы с членом РПЦ МП о допустимости/недопустимости общения с еретиками.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Алексей от 03 Март 2010, 18:53:38
Тут, мне кажется, нужно исходить из того, что контекст в этом случае предполагает не противостояние православие-ересь и их общение-необщение, а противостояние христианство-язычество. Что-то вроде религия-атеизм в советское время, когда и православные, и католики, и баптисты, и мусульмане могли выступать единым фронтом, как тактические союзники.   


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: npomonon от 03 Март 2010, 21:08:25
Контекст жития - согласен, но факт есть факт, и можно его интерпретировать как угодно.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Алексей от 03 Март 2010, 21:46:45
А зачем, как угодно? Нужно интерпретировать, как надо, в соответствии с Преданием)


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Вячеслав С. от 03 Март 2010, 22:15:11
Тут, мне кажется, нужно исходить из того, что контекст в этом случае предполагает не противостояние православие-ересь и их общение-необщение, а противостояние христианство-язычество. Что-то вроде религия-атеизм в советское время, когда и православные, и католики, и баптисты, и мусульмане могли выступать единым фронтом, как тактические союзники.    

Мы тут немало написали, исследуя новейшую историю Русской (и не только) Церкви, дискутируя о экуменизме, позициях Лурье, о. Никанора, ИПХ Греции, РПЦЗ и много еще кого.

Если есть общий принцип определяющий возможность общения/не общения с еретиками - то он должен быть все же универсальным. Если ммы хотим что-то сказать о современном состоянии экуменических контактов РПЦ - то наша позиция должна согласовываться с Преданием.

Сейчас проблема противостояния (с одной стороны) язычества, иудейства, ислама, секуляризма и (с другой стороны) православия никуда не ушла.И речь в конкретном житии идет вовсе не о тактическом союзе а именно о взаимопроникновении духовной жизни: православный святой является не другому православному святому, а архиепископу-арианину, ариане же следуют совету святого, и потом традиция, зародившаяся в кругах ариан перекочевывает в богослужебный цикл православных христиан.

Если такое нормально между православными и уже осужденными к тому времени на соборе арианами (которые даже Божество Христа отрицали), то осуждать современные контакты с католиками несколько сложнее, и менее очевидно, зачем это делать.

Есть два иных соображений которые могут иметь место в объяснение этого жития, но они - только догадки:

1) Евдоксий был не жесткий арианин, а полуарианин или еще что-то в этом роде, т.е. принадлежал какой-то фракции, которая сохраняла неполное общение после Никейского собора;
2) Явление святого произошло за 18-20 лет до приезда Григория Богослова в Константинополь. В то время Евдоксий мог еще не закоснеть в ереси, а в Кпле могло быть еще много православных приходов в общении с Евдоксием.

Иначе, если п. 1 и 2 не верны, то мы с вами имеем полное право начать праздновать, например, "явление Богоматери" в Лурдесе и совершать паломничества на место "явления" наравне со святыми местами, сохраненными в нашем Св.Предании;


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: azamat от 03 Март 2010, 23:20:10
Иначе, если п. 1 и 2 не верны, то мы с вами имеем полное право начать праздновать, например, "явление Богоматери" в Лурдесе и совершать паломничества на место "явления" наравне со святыми местами, сохраненными в нашем Св.Предании

праздновать эти явления просто не имеет смысла.

даже если эти явление признавать настоящими,то интерпретация их была явно латинской (типа Россия должна войти под омофор папы Римского).

чудеса,даже подлинные,изгнания бесов,бывали и бывают у еретиков.

они не доказывают церковность еретиков или их причастность Церкви.

это промыслительная благодать,которая действует во всех людях и сообществах,пока они еще во плоти.

Церковь,если будет в этом педагогическая необходимость,может взять традиции и писания еретиков (то,что не будет противоречить правой вере) и усвоить себе.

и,наоборот,Церковь может специально отказаться от исконно православной традиции,которую разделяют также и еретики.

например,пост Ионы Церковь перестала праздновать,хотя всегда праздновала,чтобы богослужебно отличаться от еретиков (у ассирийцев он празднуется до сих пор).

таким образом,нет ничего страшного,если Церковь примет что-то нееретическое от еретиков или,наоборот,внесёт обрядовое обновление,лишь бы от еретиков отличаться.

от католиков Церковь переняла кучу всего.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Новиков Павел от 04 Март 2010, 00:06:03
чудеса,даже подлинные,изгнания бесов,бывали и бывают у еретиков.

они не доказывают церковность еретиков или их причастность Церкви.

это промыслительная благодать,которая действует во всех людях и сообществах,пока они еще во плоти.

Несколько странно это! Предположим, что нуждающийся в исцелении от демона - увидит подобное действо у пятидесятников, например, не соблазнит ли его это на мысль, что у них Истина?

Человек-то мыслит обывательски! Ему важнее не благостные рассуждения о Спасении, а конкретная помощь в беде.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 04 Март 2010, 00:06:31
Думаю, разгадка этой истории обретается где-то в глубинах агиографических напластований. То что история описанная в Житии Феодра Тирона реальна, я не верю. Но с духовной точки зрения это не имеет никакого значения. Буквальный смысл - в предостережении от употреблении идоложертвенного, но подталкивания к общению с еретиками здесь нет.
Хотя вполне возможно даже, что здесь имеет место арианская редакция, типа того, когда "Апостольские постановления" ариане, вероятно, также переписывали, внося свою редакцию. В общем, какой-то проблемы я здесь не вижу.
Кстати упоминаемый в цитате, приведенной Вячеславом, в качестве светоча православия Маркелл Анкирский - еретик.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Андрей Белоус от 04 Март 2010, 00:19:44
Думаю, разгадка этой истории обретается где-то в глубинах агиографических напластований. То что история описанная в Житии Феодра Тирона реальна, я не верю.

+

 


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: azamat от 04 Март 2010, 01:36:09
не соблазнит ли его это на мысль, что у них Истина?
Человек-то мыслит обывательски! Ему важнее не благостные рассуждения о Спасении, а конкретная помощь в беде.

если он ищет не обожения,а здоровья,то соблазнит. зачем ему христианство?


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Вячеслав С. от 04 Март 2010, 11:23:04
Цитировать
праздновать эти явления просто не имеет смысла.

даже если эти явление признавать настоящими,то интерпретация их была явно латинской (типа Россия должна войти под омофор папы Римского).

Азамат, я именно поэтому и привел явление в Лурдесе в качестве примера.

Если допустимо, что традиция освящения кутьи перенята у еретиков, то в конце концов можно "доперениматься"  до того, чтобы перейти под омофор Папы.


Кстати упоминаемый в цитате, приведенной Вячеславом, в качестве светоча православия Маркелл Анкирский - еретик.

Да, кстати, вот справка:

Цитировать
Маркелл Анкирский

- епископ (ум. в 373 г.), участник 1 вселенского собора, антагонист Ария. В своих сочинениях против Ария М. впал сам в ошибку, не допуская для второго лица Св. Троицы название "ипостасного слова", а усвояя ему лишь название Сына Божия. По М., существует вечное "ипостасное слово" Божие, но не существует вчного Сына Божия; Слово сделалось Сыном лишь в акте воплощения. По поводу этих идей М. был обвинен в сабеллианизме и в ереси Павла Самосатского. Ариане на своих соборах, иерусалимском и константинопольском, подвергли его отлучению, как и Афанасия. После смерти Константина Вел. он был восстановлен в достоинстве епископа, потом снова низвергнут, но нашел покровительство у папы Юлия, который признал его православным. Последующие соборы то принимали его сторону, то высказывались против него. С ним полемизировал Евсевий Кесарийский.

----------------


Но с духовной точки зрения это не имеет никакого значения. Буквальный смысл - в предостережении от употреблении идоложертвенного, но подталкивания к общению с еретиками здесь нет.
Хотя вполне возможно даже, что здесь имеет место арианская редакция, типа того, когда "Апостольские постановления" ариане, вероятно, также переписывали, внося свою редакцию. В общем, какой-то проблемы я здесь не вижу.

Понятно.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Вячеслав С. от 04 Март 2010, 11:24:45
+

минус один :)
а я верю в историю из жития Феодора. :)


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Новиков Павел от 04 Март 2010, 13:26:53
если он ищет не обожения,а здоровья,то соблазнит. зачем ему христианство?

Это понятно. Только не каждой матери, например, можно рассказывать про исихазм, если у нее ребенок бьется в припадке. А являясь христианкой - она ищет помощи от Христа.

И в отсутствие таковой, не думаю, что большая часть женщин прекратит свои поиски. И если это произойдет у кришнаитов, то это и будет мысленный соблазн - "Истина у них".


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Андрей Белоус от 04 Март 2010, 14:04:44
О Маркелле Анкирском и маркеллианах пишет Дамаскин в "О ста ересях":

Маркеллиане: от Маркелла из Анкиры Галатийской. Известно, что вначале он мудрствовал близко к Савелию. Хотя он часто защищал себя, и защищал письменно, тем не менее другие обвиняли его в том, что он остался при тех же мнениях. Возможно, что, переменив свои мнения, или он сам, или его ученики исправились. В защиту его книг выступали с заступничеством некоторые православные.


Название: Re: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)
Отправлено: Вячеслав С. от 04 Март 2010, 15:46:08
О Маркелле Анкирском и маркеллианах пишет Дамаскин в "О ста ересях":

Судя по всему, умер он в общении с упомянутым Папой Юлием, а с его писаниями в общем так и не стали до конца разбираться...