Название: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4 Отправлено: Isolophey от 22 Январь 2010, 17:00:13 Хотелось бы порассуждать на тему причастия Богу во втором послании ап. Петра, что же должно понимать под этим знаменитым выражением: "Как от Божественной силы Его [της θειας δυναμεως αυτου] (Христа? Отца?, или "сила Его" = Христос?) даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления в похоти" (2Пет. 1:3-4).
Что такое "причастие Божескому естеству" по Петру? Пару образчиков толкования: 1) Ориген: "причастники Божеского естества", т.е. соучастники. Гом. на Лев. 4 2) Андрей Монах (VII в.): Явление Христа есть благо для восприятию нами, через которое мы можем быть причастниками Божественной природы. Катены (Ed. Cramer CEC 8, 85-86). 3) Кирилл Иерусалимский: причастниками Божеского естества, т.е. христоносцами, через причастие Тела и Крови Его [в Евхаристии], сообщающуюся нашим членам. Катех. 4 4) Иларий Пиктавийский: человек создан причастником Божеской природы, будучи ее следствием. О Троице. Кн. 1. гл. 18 5) Амвросий Медиоланский: мы причастники Божеского естества по врожденным нам способности к разумению и по некоторому сродству природы. Письма. 6) Лев Великий: Причастниками Божеского естества мы становимся в обновленной жизни [Крещение]. будучи частью Его тела [Церкви]. Омилии, 21. 7) Макарий Египетский: употребляет образ брака, где оба становятся собственниками в общем, затем переносит аналогия на причастие души со Христом: "неизреченное общение", "един дух с Ним". Слово 54 (Тип I). 8) Иларий Арелатский: Бог сделался причастником человеческой природы, вопреки природе, так и человек сделался причастником Божеской природе вопреки природе. Толк. на соборн. послания. Итак, осьмерица голосов изрекла, по числу совершенства, совершенство в подобии. И мы стали причастниками Его, по Его божественному хотению. А вы что об этом думаете? Название: Re: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4 Отправлено: Дмитрий Бирюков от 22 Январь 2010, 21:32:44 Мое понимание философских предпосылок этой темы вот здесь: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=657.0
А Вы не могли бы привести имеющееся в виду место из Амвросия? Название: Re: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4 Отправлено: Isolophey от 22 Январь 2010, 23:18:56 Текст, в данный момент затрудняюсь, т.к. в сети нет его писем, по крайней мере тут: http://www.documentacatholicaomnia.eu/1815-1875,_Migne,_Patrologia_Latina_03_Rerum_Conspectus_Pro_Auctoribus_Ordinatus,_MLT_A.html
Но есть выписка в книге "Библейские комментарии". Н.З. Т.11, откуда и подчерпнул, правда сильно сократив, там говориться, что, что сродность в том смысле, что мы ищем его, или ищем причастности к Нему Название: Re: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4 Отправлено: Isolophey от 23 Январь 2010, 10:05:14 А Вы не могли бы привести имеющееся в виду место из Амвросия? Дмитрий, вот это место: "...Что мне добавить к этому, и должен ли я как бы на всем протяжении убеждать тебя, что Бог соделал человека причастником Божеского естества, как мы читаем в послании Петра? Потому справедливо кто-то сказал: родом Его мы и являемся. Ведь Он дал нам по родству Своему способность разумения, а именно - по родству природы, чтобы мы искали то Божественное, Которое находится рядом с каждым из нас, в Котором мы и живем, и существуем, и движемся (Деян 17:28)". Амвросий Медиоланский, Послания 6.29 (Epistulae. Eds. O. Faller (82/!), M. Zelzer (82/2. 82/3). CSEL 82/1. 82/2. 82/3(1968, 1982, 1990). Cl. 0160, lib. : l.epist. : 1, par. : 1, vol. : 82,2 , pag. : 3, linea : 1 = БКОЦ. НЗ. Т.11: 2Пет. 1:4) |