consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Антропология и космология => Тема начата: Isolophey от 22 Январь 2010, 17:00:13



Название: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4
Отправлено: Isolophey от 22 Январь 2010, 17:00:13
Хотелось бы порассуждать на тему причастия Богу во втором послании ап. Петра, что же должно понимать под этим знаменитым выражением: "Как от Божественной силы Его [της θειας δυναμεως αυτου] (Христа? Отца?, или "сила Его" = Христос?) даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления в похоти" (2Пет. 1:3-4).

Что такое "причастие Божескому естеству" по Петру?

Пару образчиков толкования:
1) Ориген: "причастники Божеского естества", т.е. соучастники. Гом. на Лев. 4
2) Андрей Монах (VII в.): Явление Христа есть благо для восприятию нами, через которое мы можем быть причастниками Божественной природы. Катены (Ed. Cramer CEC 8, 85-86).
3) Кирилл Иерусалимский: причастниками Божеского естества, т.е. христоносцами, через причастие Тела и Крови Его [в Евхаристии], сообщающуюся нашим членам. Катех. 4
4) Иларий Пиктавийский: человек создан причастником Божеской природы, будучи ее следствием. О Троице. Кн. 1. гл. 18
5) Амвросий Медиоланский: мы причастники Божеского естества по врожденным нам способности к разумению и по некоторому сродству природы. Письма.
6) Лев Великий: Причастниками Божеского естества мы становимся в обновленной жизни [Крещение]. будучи частью Его тела [Церкви]. Омилии, 21.
7) Макарий Египетский: употребляет образ брака, где оба становятся собственниками в общем, затем переносит аналогия на причастие души со Христом: "неизреченное общение", "един дух с Ним". Слово 54 (Тип I).
8) Иларий Арелатский: Бог сделался причастником человеческой природы, вопреки природе, так и человек сделался причастником Божеской природе вопреки природе. Толк. на соборн. послания.

Итак, осьмерица голосов изрекла,
по числу совершенства,
совершенство в подобии.
И мы стали причастниками Его,
по Его божественному хотению.

А вы что об этом думаете?
 


Название: Re: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 22 Январь 2010, 21:32:44
Мое понимание философских предпосылок этой темы вот здесь: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=657.0
А Вы не могли бы привести имеющееся в виду место из Амвросия?


Название: Re: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4
Отправлено: Isolophey от 22 Январь 2010, 23:18:56
Текст, в данный момент затрудняюсь, т.к. в сети нет его писем, по крайней мере тут:  http://www.documentacatholicaomnia.eu/1815-1875,_Migne,_Patrologia_Latina_03_Rerum_Conspectus_Pro_Auctoribus_Ordinatus,_MLT_A.html
Но есть выписка в книге "Библейские комментарии". Н.З. Т.11, откуда и подчерпнул, правда сильно сократив, там говориться, что, что сродность в том смысле, что мы ищем его, или ищем причастности к Нему


Название: Re: "Причастники" или "соучастники": Тема причастия Богу в 2Пет.1:4
Отправлено: Isolophey от 23 Январь 2010, 10:05:14

А Вы не могли бы привести имеющееся в виду место из Амвросия?

Дмитрий, вот это место:
"...Что мне добавить к этому, и должен ли я как бы на всем протяжении убеждать тебя, что Бог соделал человека причастником Божеского естества, как мы читаем в послании Петра? Потому справедливо кто-то сказал: родом Его мы и являемся. Ведь Он дал нам по родству Своему способность разумения, а именно - по родству природы, чтобы мы искали то Божественное, Которое находится рядом с каждым из нас, в Котором мы и живем, и существуем, и движемся (Деян 17:28)".
Амвросий Медиоланский, Послания 6.29 (Epistulae. Eds. O. Faller (82/!), M. Zelzer (82/2. 82/3). CSEL 82/1. 82/2. 82/3(1968, 1982, 1990). Cl. 0160, lib. : l.epist. : 1, par. : 1, vol. : 82,2 , pag. : 3, linea : 1 = БКОЦ. НЗ. Т.11: 2Пет. 1:4)