consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Мистагогия => Тема начата: Romeo от 28 Ноябрь 2009, 23:56:25



Название: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Romeo от 28 Ноябрь 2009, 23:56:25
Как-то до сегодня я был уверен, что обожение - это и есть приобщение внутритроичной жизни. Но вот сегодня прочитал в "Догматических беседах" Беневича и Шуфрина следующий текст:

Цитировать
... никто до Пятидесятницы не был введен во внутритроичную жизнь – даже те, кто, как Мелхиседек, сподобился обожения. Даже благодать Св. Духа, полученная апостолами в лицезрении славы Божией на Фаворе, могла сделать их обоженными и нетварными – если таковым, как свидетельствует свт. Григорий Палама был уже Мелхиседек – но не причастными жизни во Христе (хотя Христос уже жил в них).

Как понять: был обожен, был по благодати нетварен, но не был приобщён внутритроичной жизни??  Получается, Адам в раю до падения не был обожен и не был приобщён внутритроичной жизни, Мелхиседек с др. ВЗ-святыми были обожены, но не были приобщены внутритроичной жизни, а НЗ- святые и так, и так?


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 29 Ноябрь 2009, 00:08:17
да,я тоже это заметил когда читал.

здесь различное толкование обоженности Мелхиседека по МИ.

в версии Лурье нет различия в степенях обоженности в любой координате времени.

а у Беневича,Шуфрина делается различие с особым упором на идиоме богосыновства,которая сообщается только в Пятидесятнице и с Пятидесятницы.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 29 Ноябрь 2009, 13:40:51
Если "до Пятидесятницы" хронологически отождествляется с "до Пятидесятницы" онтологически, то, я думаю, это ошибка.
И что это за обожение вне Троицы?


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 29 Ноябрь 2009, 14:22:21
Если "до Пятидесятницы" хронологически отождествляется с "до Пятидесятницы" онтологически, то, я думаю, это ошибка.
И что это за обожение вне Троицы?

В "Беседах" не идет речь о координате времени, а о событии Пятидесятницы как таковом. Думаю, что надо опираться на текст Бесед, где все разбирается последовательно и подробно, а не делать выводы об ошибках на основании случайно оброненных собеседником слов.
И ни о каком обожении вне Троичной энергии речи тем более нет.

Что касается сути вопроса, поднятого в теме, то, по-моему, там как раз по тексту до и после процитированного отрывка все объясняется.

Не пересказывать же здесь полностью главу Бесед.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 29 Ноябрь 2009, 14:33:09
Татьяна, я разве делал каки-то выводы об ошибках конкретных авторов?
Тем более я и книги-то, увы, еще не читал - молитвами нашего протопопа, который подаренный нам на двоих экземпляр до сих пор заныкивает  >:( 

Я ж написал "если..., то..." Соответственно "если не...", то значит и ошибки нет.

Хотя в приведенной цитате участие во внутритроичной жизни и обожение все же как-то растождествляются. Мне это пока непонятно.

"...никто до Пятидесятницы не был введен во внутритроичную жизнь – даже те, кто, как Мелхиседек, сподобился обожения. Даже благодать Св. Духа, полученная апостолами в лицезрении славы Божией на Фаворе, могла сделать их обоженными и нетварными – если таковым, как свидетельствует свт. Григорий Палама был уже Мелхиседек – но не причастными жизни во Христе (хотя Христос уже жил в них..."

Татьяна, может, Вы хоть протопопа пристыдите, чтоб он со мной книгой поскорее поделился? На мои укоризны он давно уже не реагирует  :-\
 


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 29 Ноябрь 2009, 14:46:39
Тем более я и книги-то, увы, еще не читал - молитвами нашего протопопа, который подаренный нам на двоих экземпляр до сих пор заныкивает  >:( 

да, жаль, что Вы книги-то не читали. Ваше мнение очень бы хотелось слышать.

Я ж написал "если..., то..." Соответственно "если не...", то значит и ошибки нет.

опять наезды получаются  :-\. Не моих рук дело, а вражьих. простите великодушно. Я очень не хотела, чтобы тема уехала не туда.


Хотя в приведенной цитате участие во внутритроичной жизни и обожение все же как-то растождествляются. Мне это пока непонятно.

цитата выхвачена из контекста. У этой книги не тот уровень, чтобы делать простейшие ошибки.

У меня на языке крутятся разные версии ответов при чтении книги, но во-первых не знаю, с какого начать, а во-вторых, не знаю, о чем спрашивал Роман. Тем более, что прочесть в книге ответы он и без меня может.

Татьяна, может, Вы хоть протопопа пристыдите, чтоб он со мной книгой поскорее поделился? На мои укоризны он давно уже не реагирует  :-\

ага. Может, тогда и я дождусь, чтоб он за меня помолился....


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 29 Ноябрь 2009, 14:52:24
Точно-точно. Он, как святой человек, особенно за "ненавидящих и обидящих" молится, поэтому Вы его как-нибудь так, чтоб за живое задело!
Хотя как его заденешь за живое - мертв он для мира сего  :(


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Romeo от 29 Ноябрь 2009, 15:11:57

цитата выхвачена из контекста. У этой книги не тот уровень, чтобы делать простейшие ошибки.

У меня на языке крутятся разные версии ответов при чтении книги, но во-первых не знаю, с какого начать, а во-вторых, не знаю, о чем спрашивал Роман. Тем более, что прочесть в книге ответы он и без меня может.

Татьяна, чтобы понять, о чём спрашивает Роман, - вполне достаточно прочесть топик повнимательнее.

Что касается уровня книги и ошибок - то никакой причинно-следствнной связи здесь нет. У Лурье, напр., (мирового патролога между прочим) хватает ляпов типа "призвание Авраама" и ничего, другие его статьи не перестают быть оч. высокого уровня. А что касается самих "Бесед", то это уже третье место, кот. я уже не мог пропустить мимо (хотя есть ещё по поводу нетварной ипостаси, принципа "тантум-кантум", мнимого тождества понятий "движения Сущности" и "Сущность в движении")...

Ну а если, Татьяна, вернуться к сути моего вопроса, то это далеко не вырванная цитата из контекста, не слова, якобы вскользь оброненные автором. Там говорится, а потом подчёркивается, что ВЗ-святые были обожены до Пятидесятницы, но не причасны внутритроичной жизни. Мол, Христос в них жил, но они не жили во Христе...

Цитировать
В "Беседах" не идет речь о координате времени, а о событии Пятидесятницы как таковом.

Ну так аналогично и с обожением: до Пятидесятницы и его не могло быть хронологически, но онтологически ВЗ-святые превосходили пространство-время и их обожение - это именно причастие Воскресению, Вознесению и Пятидесятнице. И в первую оч. это касается Богородицы...


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 29 Ноябрь 2009, 15:27:38
Ну а если, Татьяна, вернуться к сути моего вопроса, то это далеко не вырванная цитата из контекста, не слова, якобы вскользь оброненные автором. Там говорится, а потом подчёркивается, что ВЗ-святые были обожены до Пятидесятницы, но не причасны внутритроичной жизни. Мол, Христос в них жил, но они не жили во Христе...

в качестве уточнения: слова, случайно оброненные - это слова Азамата о координате времени. Я говорила НЕ о цитате из Бесед.

Не закручивайте разговор непонятно куда, пожалуйста.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 29 Ноябрь 2009, 15:29:33
Рома, а что не так с "Призванием Авраама"?  ???

Да и с "движением сущности" и "сущностью в движении" тоже непонятно, в чем проблема. Ведь пока никто не показал, что отцы различали эти дискурсы..


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 29 Ноябрь 2009, 16:01:34
Что касается уровня книги и ошибок - то никакой причинно-следствнной связи здесь нет. У Лурье, напр., (мирового патролога между прочим) хватает ляпов типа

а я под словами "уровень книги" имела ввиду смысл написанного в ней, а смысл этот действительно на высоком уровне. Одни и те же вещи можно подать как в Беседах, а можно как в газетном варианте - лишь бы что выкрикнуть.

Маститость и известность не имеют для меня лично никакого значения.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Romeo от 29 Ноябрь 2009, 18:14:37
Рома, а что не так с "Призванием Авраама"?  ???

Да и с "движением сущности" и "сущностью в движении" тоже непонятно, в чем проблема. Ведь пока никто не показал, что отцы различали эти дискурсы...

Дим, вообще-то никто не показал, что у Отцов вообще встречается "сущность в движении".

Ну а что касается "призвания Авраама" - откройте в ЖЖ соотв. тему, напр. "что не так с "Призванием Авраама"?", имхо, этого будет достаточно.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 29 Ноябрь 2009, 18:23:59
Дим, вообще-то никто не показал, что у Отцов вообще встречается "сущность в движении".
Рома, даже если у отцов эта фраза не встречается (что еще нужно доказать), но мы определяем фразу "сущность в движении" как означающую то же, что "движение сущности" (а нам ничто не мешает ее так определять), то вот и все в порядке.

Ну а что касается "призвания Авраама" - откройте в ЖЖ соотв. тему, напр. "что не так с "Призванием Авраама"?", имхо, этого будет достаточно.
Зачем мне открывать такую тему, когда я раза два читал "Призвание Авраама", и мне кажется, что это один из лучших научных трудов Лурье? Вы же вроде считаете, что там есть что-то не то, ну так и поделитесь - что именно? Может быть, я что-то пропустил и Вы мне откроете глаза на какие-то существенные недостатки этого труда..


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: npomonon от 29 Ноябрь 2009, 22:37:18
ага. Может, тогда и я дождусь, чтоб он за меня помолился....

 ::) Обязательно помолюсь!
А книжку вот завтра на епарх. собрании дочитаю - и сразу дам Алексею! Честно-честно!


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: npomonon от 29 Ноябрь 2009, 22:38:17
А насчет "Призвания" - я тоже там не нашел никаких косяков.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 29 Ноябрь 2009, 22:47:51
Как же? А фамилия автора?


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: bar-ieremias от 29 Ноябрь 2009, 22:51:27
Тем более я и книги-то, увы, еще не читал - молитвами нашего протопопа, который подаренный нам на двоих экземпляр до сих пор заныкивает  >:( 




Татьяна, может, Вы хоть протопопа пристыдите, чтоб он со мной книгой поскорее поделился? На мои укоризны он давно уже не реагирует  :-\

Слушайте, а может отксерокопировать книгу? Я так делал, с редкими изданиями в библиотеке, когда в интернете их не найти и не купить, потому что они старые ( годов эдак 50-60-х ). У меня в городе есть несколько мест, где ксерокопия 1 руб./лист, на листе А4 может уместиться разворот из двух страниц. Я у Азамата видел эту книгу, вроде бы не толстая, должно получиться очень даже по карману.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 29 Ноябрь 2009, 23:21:45
На самом деле можно приобрести книгу у одного из авторов в Питере. Я могу дать координаты.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 29 Ноябрь 2009, 23:35:11
Обязательно помолюсь!

спаси Господь, отче!


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: npomonon от 29 Ноябрь 2009, 23:35:53
На самом деле можно приобрести книгу у одного из авторов в Питере. Я могу дать координаты.

А может ты нам приобретешь? А мы воздадим по заслугам!


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 29 Ноябрь 2009, 23:43:39
ок, постараюсь (главное чтобы получилось до моего отъезда встретиться). А сколько?
(чтобы здесь не флудить, можно в личку перейти)


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: npomonon от 29 Ноябрь 2009, 23:54:41
Обязательно помолюсь!

спаси Господь, отче!

В ответ прошу взаимности в молитвах!


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 30 Ноябрь 2009, 01:02:30
В ответ прошу взаимности в молитвах!

всенепременно... по мере сил.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 30 Ноябрь 2009, 17:26:15
в версии Лурье нет различия в степенях обоженности в любой координате времени.

прочитал вчера проповедь Лурье о Пятидесятнице.

Лурье различает дарования Духа,которые были и вне Пятидесятницы (ветхий завет) от дарования ипостаси Духа в Пятидесятницу (новый завет).

в-первом случае,это не обожение,а движение к нему,т.е.логос благобытия,когда эти дарования устремляют к ипостасному Логосу,где они укоренены вечно.

во-втором случае,это обожение,отроичивание,причастие превечному почиванию Духа в Сыне,усыновление Отцу.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 30 Ноябрь 2009, 17:45:07
Так и Ветхий Завет не всегда хронологическое понятие.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Romeo от 30 Ноябрь 2009, 17:59:50
в версии Лурье нет различия в степенях обоженности в любой координате времени.

прочитал вчера проповедь Лурье о Пятидесятнице.

Лурье различает дарования Духа,которые были и вне Пятидесятницы (ветхий завет) от дарования ипостаси Духа в Пятидесятницу (новый завет).

в-первом случае,это не обожение,а движение к нему,т.е.логос благобытия,когда эти дарования устремляют к ипостасному Логосу,где они укоренены вечно.

во-втором случае,это обожение,отроичивание,причастие превечному почиванию Духа в Сыне,усыновление Отцу.

Это понятно, ведь не идёт речь о том, что ВЗ-праведники каким-то образом обоживались БЕЗ-Пятидесятницы, а о том, что ВЗ-праведники были причасны самой Пятидесятнице (онтологически) до Пятидесятницы (хронологически).


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 10 Декабрь 2009, 17:59:31
Тем более я и книги-то, увы, еще не читал - молитвами нашего протопопа, который подаренный нам на двоих экземпляр до сих пор заныкивает  >:( 

да, жаль, что Вы книги-то не читали. Ваше мнение очень бы хотелось слышать.


Прочитал. Первые четыре главы очаровали, а последующие несколько разочаровали.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Romeo от 10 Декабрь 2009, 18:02:58
Прочитал. Первые четыре главы очаровали, а последующие несколько разочаровали.

Поделитесь вкратце разочарованиями, плиз


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 11 Декабрь 2009, 03:30:47
Прочитал. Первые четыре главы очаровали, а последующие несколько разочаровали.

там самая рульная вроде 8 глава.

про партийность и тоталитаризм мне тоже понравилось.

а в приложении "Суббота по преп.МИ" Беневича как тебе?


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 13 Декабрь 2009, 19:06:09
Да, 8-я очень понравилась, статья про субботу тоже.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 13 Декабрь 2009, 19:34:31
Прочитал. Первые четыре главы очаровали, а последующие несколько разочаровали.

Поделитесь вкратце разочарованиями, плиз

Некоторое разочарование связано с персоналистским пониманием ипостаси.

Хотя авторы вначале справедливо критикнули Давыденкова за несоответствие его же собственной декларации о следовании отцам, а не их современным интерпретациям, сами в толковании ипостаси (а эта тема в книге сквозная) зависимы, насколько могу судить, от Янараса (или непосредственно Хайдегера), Лосского, Мейендорфа, Софрония Сахарова.

Чувствуется противопоставление ипостаси, как начала свободы, природе, как началу необходимости. Постоянно подчеркивается, что ипостась - несводимость к природе, ипостасное бытие - открытость к ипостасированию иной природы и т.п. (будто бывает какое-то неипостасное бытие) и т.о. сама возможность обожения обосновывается ипостасностью.

В книге говорится, что природа "навязывается" нам с необходимостью, но благодаря именно тому, что каждый человек ипостась, он может выйти за пределы своей тварной природы и обожиться.

И неразумным тварям человек, а тем более Троица противопоставляются именно как ипостаси в каком-то особом смысле.

Мне показалось, что во всем этом рулит как раз тоталитаризм, точнее его изживание. Социальная проблематика вклинивается в богословие.

    


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 13 Декабрь 2009, 20:09:47
В книге говорится, что природа "навязывается" нам с необходимостью, но благодаря именно тому, что каждый человек ипостась, он может выйти за пределы своей тварной природы и обожиться.

я тоже заметил лосскианство.

у Шуфрина это было ещё заметно,когда он отстаивал в жж самоидентичность и неизменяемость ипостаси Логоса до и после воплощения.

в принципе,я согласен.

но такое понимание ипостаси нужно,на мой взгляд,уравновешивать и дамаскиновским пониманием,где ипостась-это конкретная сущность,реализация сущности.

в лосскианстве мне не нравится сама идея отталкивания своей природы.

это противоречит МИ,конечно.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 13 Декабрь 2009, 20:55:04
В книге говорится, что природа "навязывается" нам с необходимостью, но благодаря именно тому, что каждый человек ипостась, он может выйти за пределы своей тварной природы и обожиться.

я тоже заметил лосскианство.

в лосскианстве мне не нравится сама идея отталкивания своей природы.

это противоречит МИ,конечно.

что интересно, именно через одного из авторов этой книги я восприняла столь близкую мне лично идею МИ о том, что движение в соответствии с волей Божией - это движение по логосу природы, то есть природное, естественное движение для человека.

Я, честно говоря, не столь внимательно читала еще, чтобы понять, проводится ли там эта идея, или она была вытащена на свет уже после издания.



Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 13 Декабрь 2009, 21:07:09
Мне показалось, что во всем этом рулит как раз тоталитаризм, точнее его изживание. Социальная проблематика вклинивается в богословие.
 

да, наверняка... Это гораздо серьезнее, чем мы можем себе представить. Во времена ссср социальная проблематика вклинивалась прежде всего в душу, а уж через нее во все сферы, ее касающиеся.

Поэтому в противостоянии тоталитаризму для людей той эпохи я вижу большой плюс для них, а не минус.

Понятно, что любое явление должно оцениваться в контексте, и особенно такие вот богословские размышления, буквально проросшие сквозь все бетонные преграды тоталитарного государства.

Это же касается, на мой взгляд, всех других богословов, чья молодость пришлась на советское время. Нынешним молодым богословам задуматься бы обо всем этом, прежде чем искать ляпы в их трудах...



Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 13 Декабрь 2009, 21:43:20

в лосскианстве мне не нравится сама идея отталкивания своей природы.

это противоречит МИ,конечно.

Да, по МИ и ИД хотя обожение для нас сверхприродно, тяготение к нему заложено в нашу природу. Ларше пишет, что это тяготение соответствует логосу человеческой природы. Т.е. каких-то нарочито ипостасных сверх усилий, какого-то отторжения от своей природы для превосхождения тварного и обожения не требуется. Требуется как раз следование собственной природе, ее логосу.

И мы по отношению к неразумным тварям ипостаси в превосходящем смысле, как раз потому что мы ипостаси разумной природы и именно по природе, а не как ипостаси, обладаем свободой, самовластием и т.п.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 13 Декабрь 2009, 21:49:34
что интересно, именно через одного из авторов этой книги я восприняла столь близкую мне лично идею МИ о том, что движение в соответствии с волей Божией - это движение по логосу природы, то есть природное, естественное движение для человека.


Книга 2004 г., с момента издания прошло аж целых пять лет!


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Андрей Белоус от 13 Декабрь 2009, 21:58:42

в лосскианстве мне не нравится сама идея отталкивания своей природы.

это противоречит МИ,конечно.

Да, по МИ и ИД хотя обожение для нас сверхприродно, тяготение к нему заложено в нашу природу. Ларше пишет, что это тяготение соответствует логосу человеческой природы. Т.е. каких-то нарочито ипостасных сверх усилий, какого-то отторжения от своей природы для превосхождения тварного и обожения не требуется. Требуется как раз следование собственной природе, ее логосу.

И мы по отношению к неразумным тварям ипостаси в превосходящем смысле, как раз потому что мы ипостаси разумной природы и именно по природе, а не как ипостаси, обладаем свободой, самовластием и т.п.

И мы по отношению к неразумным тварям ипостаси в превосходящем смысле, как раз потому что мы ипостаси разумной природы и именно по природе, а не как ипостаси, обладаем свободой, самовластием и т.п.

Алексей, ты имеешь в виду, что в книжке Беневича черезчур акцент на ипостасном "произволении"? Но ведь произволение, по отцам, действительно, есть, и оно, вроде бы, действительно, отличается от общей природной воли (?)

кстати, от Беневича я много раз слышал предположение, переходящее в утверждение, что у МИ содержится мысль о наличии логосов индивидов, а не только природных. Правда, я не могу вспомнить, на какой текст конкретно он ссылался...


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 13 Декабрь 2009, 22:31:23
Да, наверное, именно чрезмерный акцент.
Произволение отличается от природной воли, но не как какая-то другая реальность, а как способ ее реализации. Самовластие, которое у меня по природе, я могу самовластно реализовать не природным образом.

Про индивидуальные логосы я у МИ тоже встречал, даже пометил вроде эти места. Понятно, в замысле Божьем содержатся не только общие природы, но и каждая конкретная ипостась.
Только я не понимаю, как это свидетельствует в пользу персонализма, т.е. примата ипостаси, что ипостась - это нечто, точнее некто над природой.

Противоположный чрезмерный акцент на природе тоже будет перекосом.
Нужно как-то балансировать и сохранять равновесие.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 13 Декабрь 2009, 22:32:16
Книга 2004 г., с момента издания прошло аж целых пять лет!

дык и идеям примерно столько же... (это если про меня говорить). Щас от идей одни уа-уа остались  ;)

Прошу прощения, ни в коем случае не мешаю разговору.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 13 Декабрь 2009, 22:56:11
кстати, от Беневича я много раз слышал предположение, переходящее в утверждение, что у МИ содержится мысль о наличии логосов индивидов, а не только природных. Правда, я не могу вспомнить, на какой текст конкретно он ссылался...

В Письме 15 об этом очень подробно. МИ говорит о индивидуальных логосах, называя их логосом ипостаной особенности, логосом нераздельной личной единичности, , логосом единой ипостаси, логосом, отличающим от других ипостасей и соблюдающим единство собственной личной нераздельной единицы и т.п.

Есть где-то еще, где именно, не помню.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 14 Декабрь 2009, 12:48:33
Да, 8-я очень понравилась, статья про субботу тоже.

в связи с той работой о Субботе,у меня такие мысли появились:

посвящённость тварного кусочка времени Богу,освящённость времени,закреплённая 4-й заповедью,на мой взгляд,является главным основанием (иудейского,а потому и христианского) иконопочитания и,вообще,почитания тварного.

а если учесть,что слово "Шаббат"-это одно из имён Иисуса Христа,то это и есть,наряду с именем (3 заповедь),самая ранняя иудейская икона Мессии.

хотя,наверное,почитание имени,если вспомнить Еноха-это вообще самое изначальное иконопочитание,бывшее до Моисея и закона,а значит и до почитания Мессии в качестве Субботы.

о почитании тварного эксплицитно ("чти","почитай") говорит и 5 заповедь,даже если это тварное не свято.

почитательное отношения к другим людям 6,7,8,9 заповедями естественно вытекают из 5 заповеди о почитании родителей,какие бы они ни были.

и ещё возникли мысли о соотношении времени и пространства,в связи с чтением "Введения в критическую агиографию" Лурье.

Лурье пишет:

"...Оказавшись на небе,где земное время имеет пространственную структуру,в которой можно перемещаться,Медиатор (тот,кто одновременно и тут,и там-прим.ioann22) получает способность видеть всю земную историю от начала до конца...
В "земной" системе координат Медиатор движется во времени,но не движется в пространстве.
На земле эта неподвижность в пространстве выглядит либо как неподвижность,либо как исчезновение из пространства-например,вознесение Еноха,мирадж Магомеда и т.д.
В то же время,в "небесной" системе координат (в пространственноподобных измерениях,свойственных небесам) Медиатор движется в пространстве (точнее,в пространственноподобных измерениях),но неподвижен во времени (которого там и нет,так как оно целиком принадлежит нашему обычному миру).
Неподвижность во времени и подвижность в пространстве меняются местами при переходе с земли на небо. На небе Медиатор движется в том,что для неба является аналогом пространства,а для земли является временем. При этом на земле движение времени для него останавливается.
Пространство и время оказываются обратимы при переходе между землёй и небом. Это явление можно назвать обратимостью места и времени..."


В общем,отсюда понятно,какое великое значение имела и имеет Суббота.

Суббота-это как бы ракета,которая снизу переносит святых в "небеса",отрывая их от "земных дел",от земного пространства.

святым открываются небеса (мученик Стефан:"вижу небеса отвёрстыми") и оттуда они видят время от начала до конца.

если следовать далее,то естественным образом возникает мысль о том,что святой мог являться на земле до своего зачатия.

полезной иллюстрацией по этой теме могут быть современные фильмы: сериал Lost и Куб.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 14 Декабрь 2009, 13:27:56
если следовать далее,то естественным образом возникает мысль о том,что святой мог являться на земле до своего зачатия.


прикольная мысль. Но мне кажется, она несовместима с отрицанием предсуществования душ в христианстве.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 14 Декабрь 2009, 14:05:10
Почему несовместима?


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: tatiana от 14 Декабрь 2009, 14:44:34
так раз святой являлся на земле до зачатия, значит, он уже где-то существовал до своего зачатия, на небе ли, на земле ли.
Человек-то образуется в момент зачатия. Душа и тело образуют единство, называемое человеком. До момента зачатия человека не было и не могло быть нигде ни на земле, ни на небе.

То, что Бог предведает появление его на свет, и то, что логос этого индивида есть в Боге - это не означает, по-моему,  предсуществования человека.

Чтобы стал человек, нужны душа и тело. Причем не какое-то тело, а самое что ни на есть осязаемое.

Человек имеет начало, и лишь имеющая начало человеческая природа может стать безначальной по благодати (в виде конкретной ипостаси).

Иначе получается семейство богов, в дурном смысле, которые сходят на землю, живут в теле, и опять возносятся.

Здесь чувствуется какая-то очень глубокая глубина, но мне она пока не очень ясна...




Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 14 Декабрь 2009, 15:04:20
если следовать далее,то естественным образом возникает мысль о том,что святой мог являться на земле до своего зачатия.


прикольная мысль. Но мне кажется, она несовместима с отрицанием предсуществования душ в христианстве.

это если по природе. по Оригену предсуществовали сами природы (души) до их вхождения в тела.

а когда у обоженного все времена "под рукой",и он всё видит,то возникает мысль,а мог ли он проявить себя в прошлом или он просто созерцает прошлое?

идея предсуществования Церкви (а значит святых) до хронологического воплощения--это древняя иудейская вера,которая канонизирована во втором Послании свт.Климента и в самой традиции ранней Церкви.

Церковь прежде солнца и луны.

то,что медиатор созерцает прошлое,это неоспоримо.

но мог ли он являться до своего существования-это,конечно,вопрос...


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 14 Декабрь 2009, 15:17:42
и ещё по поводу остановки в пространстве.

самое яркое проявление мы видим у столпников (сюда же относится и столпничество преп.Серафима Саровского).

они замирают и "умирают" для земного пространства и им открываются времена и сроки,в которох они "шагают" как по пространству,потому что там,на небе,время-это пространство,по которому ходят,но лишаясь ощущения времени,в котором находятся,потому что времени там нет.

и ещё. во время экстаза,по преп.Исааку Сирину,изчезает ощущение "различия между душою и телом",и ум погружается в созерцание открываемого Духом Святым (Слово 16).

вот почему апостол Павел реально не знал,в теле он или нет.

плоть в изступлении становится воздушной,самой тонкой и светящейся,нисколько не мешающей естественной чистоте ума.

об этом пишет святой патриарх Константинопольский Филофей (14 век) в "Житии преп.отца нашего Саввы Нового Святогорца".

причём,интересно и то,что он сам себя созерцал,как бы выйдя из себя.

"И сам я,не знаю каким образом,видел себя,именно естественную ту славу ума и души,которую невозможно передать словами".


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 14 Декабрь 2009, 15:53:26
Азамат, по-моему, пора уже перенести наш форум из земного виртуального пространства туда, где времена и сроки...  ;)

Хотя по смирению и ради немощи ближних (протопопа, например) можно домостроительно сохранить пока и этот формат.  :)


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 14 Декабрь 2009, 15:56:36

Человек имеет начало, и лишь имеющая начало человеческая природа может стать безначальной по благодати (в виде конкретной ипостаси).


Сами и ответили  :)


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 18 Декабрь 2009, 03:09:25
Азамат, по-моему, пора уже перенести наш форум из земного виртуального пространства туда, где времена и сроки...  ;)

 :D

кстати,как ты считаешь,причастен ли сотворению мира и самого себя,например,св.Максим Исповедник? )

вот такой хитрый вопрос )


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий от 18 Декабрь 2009, 10:50:07

Прошу прощения, что влез в диалог, но я думаю - причастен. Он ведь причастен Спасителю (через Которого все начало быть) да и самому замыслу Творца о сотворении мира.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 18 Декабрь 2009, 13:19:24
канешна!


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 18 Декабрь 2009, 13:29:38
канешна!

а теперь попробуй особновать. интересно именно обоснование.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 18 Декабрь 2009, 13:46:59
Творение - дело не природы Божией, а воли, энергии.

МИ причастен всецелой энергии Божией и, в частности, энергии творческой.

По благодати он поверх времени причаствует творению мира, в том числе и самого себя тварного во времени  ;)


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 18 Декабрь 2009, 14:09:50
Творение - дело не природы Божией, а воли, энергии.

МИ причастен всецелой энергии Божией и, в частности, энергии творческой.

По благодати он поверх времени причаствует творению мира, в том числе и самого себя тварного во времени  ;)

у меня была такая мысль,но дело (эргон) и действие (энергия) ведь в богословии не одно и то же )

вот у тебя в предложении эти слова тоже нетождественны по смыслу.

чтобы ты убедил,нужно доказать,что причаствоваться энергии=причаствоваться эргонам энергии.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 18 Декабрь 2009, 15:18:22
Убеждать и доказывать что-то на эту тему не возьмусь.

Да, причастие энергии (или обладание энергией) не всегда равно причастию (или обладанию) всем эргонам энергии. Например, Отец и Сын обладают единой энергией, а воплощается только Сын.

Мир творится Словом, Сыном, посредством Сына.
Святые причаствуют всецелой энергии Отца и Сына и Святого Духа, но и ипостасной идиоме Сына.
Из последнего нельзя разве сделать вывод, что святые причастны и эргонам Сына?   



Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: azamat от 18 Декабрь 2009, 15:29:18
Из последнего нельзя разве сделать вывод, что святые причастны и эргонам Сына?

не знаю,вряд ли,наверное.

потому что если бы это было так,то мы называли бы обоженных со-творцами,со-искупителями и т.д.

я заморочился этим вопросом в связи с тайной времени.

мы видим,что бытописатель,созерцавший творение мира,а значит начало времени,самое что ни на есть прошлое,сам вроде там не являлся,т.е.не внедрялся в пространство того времени и не принимал участия в самом деле сотворения.

сразу вспомнились ещё слова Господа бедному Иову,Который спрашивал его,где он был,когда Бог творил мир,когда творил бегемота ))

т.е.пока я вижу только пассивное созерцание прошлого обоженными.

но если есть в Предании доказательства того,что обоженные не только созерцают,а ещё и участвуют в прошлом,то это было бы очень интересно.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 18 Декабрь 2009, 16:16:51
Надо приглядеться попристальней.

А насчет, святых как соискупителей, да, мы так не говорим, нет такой традиции, а только неприятные ассоциации с католической мариологией. Однако разве идея соискупления не может иметь собственно православных смыслов?

Выражения типа "сораспятие Христу" имеют ведь не только относительный смысл.

В "Пастыре Ерма" и у Климента Александрийского говорится, что апостолы по образу Христа сходили в ад, проповедовали и крестили там души умерших.

Вообще проповедь Евангелия Духом Святым - это ведь Христова проповедь, Его эргон, а святые проповедники этому эргону причаствуют. То же самое священство Христово, добродетели Христовы и т.п.

И еще, "пассивно созерцают" - как-то, по-моему, не очень, вроде "блаженного видения", не туристы же святые в Царствии Божием, а сыновья Отца.
Может, все же "пассивно соучаствуют"?

Короче тема есть  ;)  


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий от 18 Декабрь 2009, 17:41:16
Прошу прощения, но, на сколько я знаю и понимаю - именно - предувидев и предузнав и падение и покаянное спасение в Сыне, Творец начал творить мир. И если было предузнание (а оно - было), значит предузнание имело место и в отношении МИ во всех его делах и плодах дел. Таким образом МИ непосредственно причастен сотворению себя. И более того, полагаю, что в таком случае само "дело (эргон) сотворения" выступило следствием жизненной святости МИ (и ему подобных), предузнанной Богом.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Андрей Белоус от 18 Декабрь 2009, 17:54:57
На мой взгляд, МИ не причастен к творению самого себя, т.к. эргон все же не есть энергия.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий от 18 Декабрь 2009, 18:30:35
Я, всеже, полагаю, что причастен, ведь - вот какая интересная штука - Бог предузнал МИ, который во Христе. Я так понимаю. И если всеже предузнание определило (или хоть как либо повлияло на) дело сотворения, то, получается - вера и святость МИ имела непосредственное отношение к сотворению человека.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 18 Декабрь 2009, 19:31:33
На мой взгляд, МИ не причастен к творению самого себя, т.к. эргон все же не есть энергия.

Андрей, а в более развернутом виде высказать свой взгляд не мог бы? Интересно.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Алексей от 18 Декабрь 2009, 19:32:41
Я, всеже, полагаю, что причастен, ведь - вот какая интересная штука - Бог предузнал МИ, который во Христе. Я так понимаю. И если всеже предузнание определило (или хоть как либо повлияло на) дело сотворения, то, получается - вера и святость МИ имела непосредственное отношение к сотворению человека.

Вы, кажется, говорите несколько об ином.


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Дмитрий от 18 Декабрь 2009, 20:29:21
Я, всеже, полагаю, что причастен, ведь - вот какая интересная штука - Бог предузнал МИ, который во Христе. Я так понимаю. И если всеже предузнание определило (или хоть как либо повлияло на) дело сотворения, то, получается - вера и святость МИ имела непосредственное отношение к сотворению человека.
Вы, кажется, говорите несколько об ином.

Совершенно определенно - об ином.

Но, если слишком тяжело "продвигается" идея причастности МИ сотворению мира и самого себя посредством причастности Спасителю, так, что же мешает пойти с "другой стороны", в пределах термина (определения) "причастность".

Но, если серьезно - скажите - не причастен ли МИ сотворению мира, если все же такое сотворение выступило (в числе иного) следствием предузнания Богом того, что - обоженые - будут, плоды сотворения - не сгинут... Именно с такой точки зрения - нелзья ли утверждать, что действительно - причастен?

Вы говорите:
Вообще проповедь Евангелия Духом Святым - это ведь Христова проповедь, Его эргон, а святые проповедники этому эргону причаствуют. То же самое священство Христово, добродетели Христовы и т.п.

Именно так. Святые (имеющие такой дар и такое служение) - соделатели в Божьем эргоне спасения погибших.
И предузнание Богом такого будущего соделания (во исполнение творческого замысла Творца) - не подтверждает ли причастность соделывающих (сегодня) эргону сотворения (тысячелетия назад)?


Название: Re: Обожение и жизнь во Христе
Отправлено: Андрей Белоус от 10 Сентябрь 2010, 19:27:51

И предузнание Богом такого будущего соделания (во исполнение творческого замысла Творца) - не подтверждает ли причастность соделывающих (сегодня) эргону сотворения (тысячелетия назад)?

нет, не подтверждает, подробнее http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=727.msg14971;topicseen#msg14971