consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Терминологические вопросы и проблемы => Тема начата: Romeo от 30 Октябрь 2009, 17:32:53



Название: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Romeo от 30 Октябрь 2009, 17:32:53
Диякон Андрей Белоус (РПЦ МП) (в ЖЖ ник andrej_belous) на форуме Кураева в теме, где обсуждается уход в РПАЦ о. Никанора (http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=312617.new;topicseen#new) на моё замечание, что Нетварная Энергия - это Сам Бог заметил:

"То-то и оно, что это не Сам Бог, а дейтвие Бога. Не сущность или ипостась, а проявление."

Я аж растерялся, что именно процитировать из Паламы, чтобы было поменьше, но чтобы показать и про "Сам Бог" и про "проявление"...


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 30 Октябрь 2009, 18:10:04
то настолько общее место, что его и доказывать не надо, на мой взгляд.
Ну вот напр., нашел по поиску :) : "Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы и благости Бога, и они суть Сам Бог" (О Божественном единении и различении 15)


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Romeo от 30 Октябрь 2009, 18:15:40
то настолько общее место, что его и доказывать не надо, на мой взгляд.
Ну вот напр., нашел по поиску :) : "Таким образом Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы и благости Бога, и они суть Сам Бог" (О Божественном единении и различении 15)

Это да. Если б не последний день месяца, я б сам бы в поисковике порылся. А не напомните какую-нить цитату, что Энергия - не просто проявление во вне (ad extra), но и внутриТроичное взаимопроникновение Ипостасей (если ничего не путаю)...


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 30 Октябрь 2009, 18:20:12
а это я не в поисковике, а по распознанному скану переводов Нектария :)
Насчет перихоресиса это нужно книжки полистать, а у меня щас тоже загруз, попозже мож.


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Romeo от 30 Октябрь 2009, 18:54:08
Диякон Андрей Белоус (РПЦ МП) (в ЖЖ ник andrej_belous) на форуме Кураева в теме, где обсуждается уход в РПАЦ о. Никанора (http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=312617.new;topicseen#new) на моё замечание, что Нетварная Энергия - это Сам Бог заметил:

"То-то и оно, что это не Сам Бог, а дейтвие Бога. Не сущность или ипостась, а проявление."

Я аж растерялся, что именно процитировать из Паламы, чтобы было поменьше, но чтобы показать и про "Сам Бог" и про "проявление"...

И ещё он пишет:
Цитировать
"Энергия есть действие природы вне себя, вне своей ипостаси."

Азамат, что скажешь?.. Ты в нескольких темах как-то на это обращал внимание.


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Андрей Белоус от 30 Октябрь 2009, 19:29:43
Григорий Палама:

"каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκάστη δύναμνς ή ενέργεια αυτός εστίν ο Θεός)" (Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340 = Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).)

цитата  взята  из "Священной тайны Церкви" Алфеева

http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr2.htm#gl2_10


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Romeo от 30 Октябрь 2009, 19:42:59
Григорий Палама:

"каждая [божественная] сила или каждая энергия есть Сам Бог (εκάστη δύναμνς ή ενέργεια αυτός εστίν ο Θεός)" (Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340 = Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).)

цитата  взята  из "Священной тайны Церкви" Алфеева

http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr2.htm#gl2_10

Да, эту цитату уже Алексей в ЖЖ привёл в паралельной теме:  http://orthodox-man.livejournal.com/11014.html


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Алексей от 30 Октябрь 2009, 21:21:47

И ещё он пишет:
Цитировать
"Энергия есть действие природы вне себя, вне своей ипостаси."


Жестоки словеса сии  :'(


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Андрей Белоус от 02 Ноябрь 2009, 23:51:25


И ещё он пишет:
Цитировать
"Энергия есть действие природы вне себя, вне своей ипостаси."

Азамат, что скажешь?.. Ты в нескольких темах как-то на это обращал внимание.

1.Вы процитируйте ему из Григория Богослова, где он говорит об "существенном" схождении Святого Духа в  Пятидесятницу и спросите, что это, по его мнению , значит.,

2.затем процитируйте ему толкование Гр. Богослова из Николая Мефонского:

"Тогда же, в праздник Пятидесятницы, пришел к апостолам существенно (ουσιοδως) (Св. Дух) не только по общей сущности, которая познается и созерцается через (εκ) энергию, но, очевидно, и по (ипостасной) особенности (κατα το ιδκον) (пришла) ипостась Духа.Ведь не Отец и не Сын, но Сам Дух виден был в образе огненных языков и разделялся" (цитата из статьи Лурье http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=844 )

3. Затем, приведите цитату из Максима, где он говорит, что Христос это не только ипостась Бога Слова, но и две природы. Соответственно, если Христос - две природы, спросите его. следует ли из этого, что Святой Дух почивал на Христе не только по божеству в превечном бытии Троицы, но и по человечеству?









Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Андрей Белоус от 03 Ноябрь 2009, 00:01:37
Предвидя аргумент о человечестве Христа вновь напоминаю об осуждении изохристов, считавших, что человек обожаясь во всем становится подобным Христу, вторым Христом, а Церковь - многими Христами.

Скорее, обвинение в исохрисме, если следовать логике моего одноименца/однофамильца, можно предъявить Вл. Лосскому, так как по Лосскому ипостась Святого Духа сходит на ипостась каждого верующего как-бы в отдельности  (а не почивает на общей чел. природе), и делает верующего "христом" (найду цитаты, приведу)


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: azamat от 03 Ноябрь 2009, 01:34:57
заметил:

"То-то и оно, что это не Сам Бог, а дейтвие Бога. Не сущность или ипостась, а проявление."

мне кажется,тот дьякон смешивает энергию с эргоном,вернее,энергию понимает как эргон.

энергия-это движение сущности. и если эта сущность вечна и независима от творения,то и энергия вечна,не сводится к одной только икономии.

следовательно,она не вне ипостасей Троицы,не вне Троицы,а сама жизнь Троицы,существование (ипарксис) ипостасей.

а эргон может быть четырёх видов,о чём уже говорил наш Андрей Белоус:

1. безначальный и бесконечный.
2. безначальный и конечный.
3. начальный и бесконечный.
4. начальный и конечный.

кроме того,нужно ещё отличать энергию от тропоса энергии.

и это ещё не всё. нужно исповедовать различные логосы.

в итоге,следует отличать различные модальности в Боге:

1. ипостаси,
2. сущность,
3. идиому или тропос существования сущности (у каппадокийцев смешивается с ипостасью,а у свт.Евлогия Александрийского-нет),
4. энергию (единое движение Троицы),
5. тропос энергии (например,воплощение именно Сына,а не Отца и Духа),
6. эргоны (дела) или праксисы (деятельности),
7. логосы (ум Бога,домостроительные замыслы,предназначение,ведение конечной судьбы всех вещей).

есть ещё ипарксис определённых ипостасей. наверное,ипарксис следует отнести к идиоме (в терминологии свт.Григория Богослова) или к характиру (по терминологии свт.Василия Великого).


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: azamat от 03 Ноябрь 2009, 01:55:15
мне кажется,что надо бы побольше нам писать об эргонах,т.к.энергия-это понятие более общее,широкое.

например,МИ писал о тварных логосах. но логосы нетварны,потому что это энергия Божья.

а Палама писал о небезначальных и конечных энергиях,что тоже будто бы противоречит нетварности энергий Божьих.

но чтобы понимать богоприлично следует проводить различение внутри энергии,т.е.исповедовать эргоны.

как тот дьякон Андрей решает такую апорию? :

1. Бог творит мир. творение-это действие (энергия). мир небезначален,следовательно и действие сие было небезначальным.
2. Действия (энергии) Божьи нетварны,а значит всегда безначальны и бесконечны.

я выход нахожу в эргонах.


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: azamat от 03 Ноябрь 2009, 02:04:13


И ещё он пишет:
Цитировать
"Энергия есть действие природы вне себя, вне своей ипостаси."

Азамат, что скажешь?.. Ты в нескольких темах как-то на это обращал внимание.

1.Вы процитируйте ему из Григория Богослова, где он говорит об "существенном" схождении Святого Духа в  Пятидесятницу и спросите, что это, по его мнению , значит.,

2.затем процитируйте ему толкование Гр. Богослова из Николая Мефонского:

"Тогда же, в праздник Пятидесятницы, пришел к апостолам существенно (ουσιοδως) (Св. Дух) не только по общей сущности, которая познается и созерцается через (εκ) энергию, но, очевидно, и по (ипостасной) особенности (κατα το ιδκον) (пришла) ипостась Духа.Ведь не Отец и не Сын, но Сам Дух виден был в образе огненных языков и разделялся" (цитата из статьи Лурье http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=844 )

3. Затем, приведите цитату из Максима, где он говорит, что Христос это не только ипостась Бога Слова, но и две природы. Соответственно, если Христос - две природы, спросите его. следует ли из этого, что Святой Дух почивал на Христе не только по божеству в превечном бытии Троицы, но и по человечеству?

тому дьякону не помешало бы прочитать полностью "Беседы на догм.богословие" Беневича/Шуфрина.

меня выход из этого сложнейшего положения ("противоречивого" толкования Пятидесятницы у св.отцов),найденный там,вполне удовлетворил.


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: npomonon от 03 Ноябрь 2009, 02:08:37

тому дьякону не помешало бы прочитать полностью "Беседы на догм.богословие" Беневича/Шуфрина.

меня выход из этого сложнейшего положения,найденный там,вполне удовлетворил.

Боюсь, что вряд ли он сможет их где-то найти.
кстати, огромная благодарность Диме, подарившему нам сей ценный экземпляр!


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: azamat от 03 Ноябрь 2009, 02:14:24
кстати, огромная благодарность Диме, подарившему нам сей ценный экземпляр!

в свою очередь,ещё раз поблагодарю Таню и Диму за гениальные книги )


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: azamat от 03 Ноябрь 2009, 02:23:08
отец Дмитрий,а где Вы нашли ту замечательную лампочку под названием "Фавор"? )))

это же надо на заводе так было назвать лампочку! )  класс вообще )


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Алексей от 03 Ноябрь 2009, 09:48:22

тому дьякону не помешало бы прочитать полностью "Беседы на догм.богословие" Беневича/Шуфрина.

меня выход из этого сложнейшего положения,найденный там,вполне удовлетворил.

Боюсь, что вряд ли он сможет их где-то найти.
кстати, огромная благодарность Диме, подарившему нам сей ценный экземпляр!

Я что-то до сих пор не пойму, "нам" - это лично Вам? Или же все-таки нам, т.е. тебе и мне?


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: npomonon от 03 Ноябрь 2009, 15:56:31
отец Дмитрий,а где Вы нашли ту замечательную лампочку под названием "Фавор"? )))

это же надо на заводе так было назвать лампочку! )  класс вообще )

Я купил ее в магазине "Копейка", в Обнинске. Но думаю, что и в Москве в "Копейках" должны быть.


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: npomonon от 03 Ноябрь 2009, 15:57:54

Я что-то до сих пор не пойму, "нам" - это лично Вам? Или же все-таки нам, т.е. тебе и мне?

Мне и тебе, конечно же!


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: tatiana от 03 Ноябрь 2009, 16:13:41
отец Дмитрий,а где Вы нашли ту замечательную лампочку под названием "Фавор"? )))

это же надо на заводе так было назвать лампочку! )  класс вообще )

вообще-то, есть такое слово в английском (да и в других европейских языках наверное что-то похожее) "favour", которое уже давно транскрибировано и усвоено в русском как "фавор" ("в фаворе императрицы", например).

так что возможно, ета лампочка не имеет никакого отношения к нетварной энергии )))))



Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: npomonon от 03 Ноябрь 2009, 22:13:21
А тогда в фаворе у кого эти лампочки?


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: azamat от 04 Ноябрь 2009, 01:16:11
мне понравился коммент про директора )

не является ли директором того завода какой-нибудь Варлаам или Акиндин )


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: npomonon от 04 Ноябрь 2009, 15:33:04
А у Дунаева сколько акций завода?


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: Алексей от 04 Ноябрь 2009, 15:45:12
Трудно сказать. Фаворский свет, как он признавался, не только тварный, но и нетварный. А вот процентное соотношение тварности и нетварности точно не указал :)


Название: Re: Нетварная энергия это "не Сам Бог, а ... проявление"
Отправлено: tatiana от 16 Ноябрь 2009, 01:23:44
вообще-то, если честно, подобные случаи (типа назвать лампочку Фавором) у меня вызывают приступы тошноты.
Все равно что назвать кошку каким-нибудь святым именем. А потом звать ее по этому имени...

(очень люблю кошачьих кстати)

_________________________


Низведение сакрального в область профанного происходит.

То же самое, возможно, происходит и в имяборческо-имяславских спорах: если не выводить имя Божье из области сакрального в область профанного, как это делают имяборцы, то и спорить будет не о чем.
ПОтому что та и другая партия находятся в разных областях - имяславцы - в сакральной области, когда говорятт об имени Божьем как о Боге, а имяборцы - в профанной (относительно Самого Имени), когда говорят, что нельзя говорить об имени Божьем как о Боге.