consensus patrum

Общий раздел => Вопросы патрологии и церковной истории => Тема начата: Денис В.С. от 08 Октябрь 2009, 00:15:47



Название: Почему Церковь не признала вселенскими учителями ?
Отправлено: Денис В.С. от 08 Октябрь 2009, 00:15:47
Почему Церковь не признала вселенскими учителями свтт. Григория Нисского и Кирилла Александрийского ?

Свт. Иоанн Златоуст признан Церковью вселенским учителем, хотя в богословии он слабее и Григория и Кирилла ?


Название: Re: Почему Церковь не признала вселенскими учителями ?
Отправлено: Андрей Белоус от 08 Октябрь 2009, 02:00:18
Почему Церковь не признала вселенскими учителями свтт. Григория Нисского и Кирилла Александрийского ?

Свт. Иоанн Златоуст признан Церковью вселенским учителем, хотя в богословии он слабее и Григория и Кирилла ?

Как это - не признала? В круге "избранных отцов", определенных 5-м вселенским собором они есть.

А, или Вы имеете в виду поминовение в богослужебном контексте в качестве "вселенских учителей и святителей" вместе с Василием Великим и Григорием Богословом? я где-то что-то такое слышал, что вначале это был местный праздник в Каппадокии, и вместо Златоуста там был, ессно, свт. Гр. Нисский. но когда в 11-м веке был установлен общецерковный праздник Трех Святителей, то Нисского заменили на Златоуста, из-за его взглядов на апокатастасис. За достоверность этих сведений ручаться не могу.



Название: Re: Почему Церковь не признала вселенскими учителями ?
Отправлено: Денис В.С. от 08 Октябрь 2009, 10:10:31
Цитировать
А, или Вы имеете в виду поминовение в богослужебном контексте в качестве "вселенских учителей и святителей" вместе с Василием Великим и Григорием Богословом?


Именно так.

Цитировать
я где-то что-то такое слышал, что вначале это был местный праздник в Каппадокии, и вместо Златоуста там был, ессно, свт. Гр. Нисский. но когда в 11-м веке был установлен общецерковный праздник Трех Святителей, то Нисского заменили на Златоуста, из-за его взглядов на апокатастасис.


Ну понятно с апокатастасисом свт. Григорий ошибся, но в триадологии и христологии он выше свт. Иоанна и заслуживает признания его вселенским учителем, не зря же он назван церковью Отцом Отцов.

Кстати, было бы интересно почитать информацию по поводу почитания в Каппадокии именно трёх великих каппадокийцев без Златоуста.

Свт. Григория можно было бы заменить на свт. Кирилла, но почему заменили на свт. Иоанна, даже не называвшего Деву Марию Богородицей - непонятно.  

Так и свт. Кирилл равный по богословию великим каппадокийцам почему-то не признан вселенским учителем, хотя он в богословии несомненно выше Златоуста. Читая свтт. Кирилла и Златоуста, (даже сравнить их Толкования на Евангелия от Иоанна) сразу бросается в глаза более точное и насыщенное богословие великого александрийца.


Название: Re: Почему Церковь не признала вселенскими учителями ?
Отправлено: Андрей Белоус от 02 Ноябрь 2009, 07:11:48
Кто-нибудь слышал о новелле Льва Мудрого, в которой в Византии предписывалось особенно праздновать память семи святителей, в числе прочих и Кирилла Александрийского (вместе с каппадокийцами, Афанасием, Златоустом и Епифанием Кипрским) ? Попытался найти ссылки на нее в инете, но ничего не нашел


Название: Re: Почему Церковь не признала вселенскими учителями ?
Отправлено: Денис В.С. от 02 Ноябрь 2009, 19:26:53
Цитировать
Кто-нибудь слышал о новелле Льва Мудрого, в которой в Византии предписывалось особенно праздновать память семи святителей, в числе прочих и Кирилла Александрийского (вместе с каппадокийцами, Афанасием, Златоустом и Епифанием Кипрским) ? Попытался найти ссылки на нее в инете, но ничего не нашел

Только одну ссылку нашёл :

Существует новелла императора Льва Мудрого (886—911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского. Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8