consensus patrum

Общий раздел => Вопросы патрологии и церковной истории => Тема начата: azamat от 25 Август 2009, 19:00:38



Название: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: azamat от 25 Август 2009, 19:00:38
отделено из http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=338.0

как бы мы ни хотели "избавиться" от блж.Августина,всё же он признан на каком-то Всел.Соборе одним из Учителей Церкви )

хотя,думаю,таким образом Восток просто подлизался к Западу.

на Западе реально круты св.папы Римские Климент и Григорий Двоеслов.


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Андрей Белоус от 25 Август 2009, 19:23:29
как бы мы ни хотели "избавиться" от блж.Августина,всё же он признан на каком-то Всел.Соборе одним из Учителей Церкви )


на 5-м:

"Мы последуем во всем Святым Отцем и Учителям Церкви - Афанасию,
Иларию, Василию, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу,
Иоанну Епископу Константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу - и принимаем все то,
что они изложили касательно правой веры и осуждения еретиков"

кажется, акты 5-го собора сохранились только на латыни, что дало повод св. Марку Евгенику выступать против имени Феофила Александрийского, как гонителя Златоуста, если не ошибаюсь. Впрочем, против авторитета Августина свт. Марк не выступал


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Romeo от 25 Август 2009, 19:27:17
как бы мы ни хотели "избавиться" от блж.Августина,всё же он признан на каком-то Всел.Соборе одним из Учителей Церкви )

хотя,думаю,таким образом Восток просто подлизался к Западу.

на Западе реально круты св.папы Римские Климент и Григорий Двоеслов.

Как это ты забыл упомянуть "крутейшего" папу Льва Великого?   ;)


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Алексей от 25 Август 2009, 19:31:51
Ну Августина-то на Востоке вряд ли кто-то читал.

Кстати, "во что верили все, всегда, повсюду" преп. Викентий сказал в пику блж. Августину.

Романидис, кажется, высказался, что если бы Августина перевели и прочли в свое время, его бы постигла участь Оригена.
Но это, конечно, перебор...


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: azamat от 25 Август 2009, 22:46:30
Как это ты забыл упомянуть "крутейшего" папу Льва Великого?   ;)

а да,точно!


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: azamat от 25 Август 2009, 22:52:01
Впрочем, против авторитета Августина свт. Марк не выступал

когда св.Марку вроде возразили,что блж.Августин был тоже филиоквистом,а потому латиняне всё правильно говорят,св.Марк,кажется,сказал,что вообще не знает такого Учителя, и поэтому мало ли что он (Августин) там говорил ))


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Андрей Белоус от 26 Август 2009, 03:29:38
Впрочем, против авторитета Августина свт. Марк не выступал

когда св.Марку вроде возразили,что блж.Августин был тоже филиоквистом,а потому латиняне всё правильно говорят,св.Марк,кажется,сказал,что вообще не знает такого Учителя, и поэтому мало ли что он (Августин) там говорил ))

ты путаешь. свт. Марк говорил не о том, что Августин неизвестен, а о том, что его учение на Востоке не известно, и не по вопросу филиокве, а по вопросу очистительного огня. По вопросу филиокве он сам цитировал Августина в "Силлогических главах" в свою поддержку.


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: Андрей Белоус от 26 Август 2009, 03:48:33
Что касается последующих изречений, взятых из блаженного Августина и божественнаго отца Амвросия, то одни из них не говорят ничего определенного об очистительном огне, а другия — хотя и определенно говорят об этом, однако мы не доверяем тем ссылкам: не были ли когда испорчены и доданы, как это случалось с писаниями многих наших святых, тем более, что на наш язык они совершенно не были переведенными и, как мы сказали, отнюдь не имеют основания из Писания. (из "Первого Слова об очистительном огне")

Интересно, различение, которое делает Марк Эфесский относительно двух западных отцов - Августина и Амвросия, называя Амвросия "божественным", а Августина - только лишь "блаженным", тем самым как-бы устанавливая иерархию авторитетов, в которой авторитет Августина стоит ниже авторитета Амвросия. Но при этом святости Августина Марк нигде не отрицает, напротив - везде его называет "блаженным".



Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: Денис В.С. от 26 Август 2009, 09:16:21
Цитировать
на Западе реально круты св.папы Римские Климент и Григорий Двоеслов.

Ещё свт. Иларий Пиктавийский.


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Денис В.С. от 26 Август 2009, 09:20:17
Цитировать
кажется, акты 5-го собора сохранились только на латыни, что дало повод св. Марку Евгенику выступать против имени Феофила Александрийского, как гонителя Златоуста, если не ошибаюсь. Впрочем, против авторитета Августина свт. Марк не выступал

Преподобный Анастасий Синаит назвал Феофила Александрйиского в числе величайших святых Отцов :

"Также следует анафематствовать и того, кто из Халкидонского Собора изобретает и извлекает новую веру, помимо образа мыслей святых отцов: Дионисия, Иринея, Климента, Амвросия, Юлия, Евстафия, Афанасия, Василия, обоих Григориев, Амфилохия, Иоанна, Епифания, Феофила, Прокла, Ефрема, Исидора, блаженного отца и учителя [нашего] Кирилла и остальных отцов, единодушных с ними. Тех, кто не следует этим святым учителям, мы считаем осужденными Церковью и чуждыми Ей."

Преподобный Анастасий Синаит (Путеводитель)


Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Андрей Белоус от 26 Август 2009, 12:39:06
Цитировать
кажется, акты 5-го собора сохранились только на латыни, что дало повод св. Марку Евгенику выступать против имени Феофила Александрийского, как гонителя Златоуста, если не ошибаюсь. Впрочем, против авторитета Августина свт. Марк не выступал

Преподобный Анастасий Синаит назвал Феофила Александрйиского в числе величайших святых Отцов :

"Также следует анафематствовать и того, кто из Халкидонского Собора изобретает и извлекает новую веру, помимо образа мыслей святых отцов: Дионисия, Иринея, Климента, Амвросия, Юлия, Евстафия, Афанасия, Василия, обоих Григориев, Амфилохия, Иоанна, Епифания, Феофила, Прокла, Ефрема, Исидора, блаженного отца и учителя [нашего] Кирилла и остальных отцов, единодушных с ними. Тех, кто не следует этим святым учителям, мы считаем осужденными Церковью и чуждыми Ей."

Преподобный Анастасий Синаит (Путеводитель)

у святителя Марка Эфесского была, очевидно, иная точка зрения на личность Феофила, так как он вообще его считал анафематствованным за гонение на Златоуста:

"7. Итак, это — наш ответ на приведенные вами места из Божественнаго Писания. Затем, желая изложить изречения божественных Отцев, которые говорят в пользу сего догмата об очистительном огне, вы прежде сего привели некоторые слова Пятого Вселенского Собора, определяющие, что во всем долженствует последовать тем Отцам, изречения которых вы преднамеревались привести, и полностью принять сказанное ими, в числе которых были Августин и Амвросий, которые, кажется, учат отчетливее иных об этом очистительном огне. Но эти слова нам неизвестны, ибо у нас совершенно не обретается книги деяний того Собора, почему мы и просим вас представить ее, если она имеется у вас написанной по-гречески. Ибо мы весьма удивляемся, что в помянутом тексте и Феофил причислен к прочим Учителям, которого, вообще, не писание какое, а дурная слава известна всюду за его бешенство на Златоуста, и который на основании сего убийства и за иные беззакония, хотя и после смерти, низлагается и анафематствуется в одном послании, приписываемом блаженному папе Иннокентию." (из "Первого Слова об очистительном огне")




Название: Re: Что такое первородный грех?
Отправлено: Денис В.С. от 26 Август 2009, 13:46:42
Цитировать
у святителя Марка Эфесского была, очевидно, иная точка зрения на личность Феофила, так как он вообще его считал анафематствованным за гонение на Златоуста:

Тем не менее Феофил Александрйиский полностью ортодоксальный Отец Церкви в догматике, не зря ведь в числе Отцов Церкви его назвали святые Кирилл Александрйиский, Анастасий Синаит, Отцы Пятого Вселенского Собора. Это значит, что для Церкви он был правилом веры в догматике. Свт. Григорий Нисский писал Феофилу Александрйискому против ереси Аполлинария.

По поводу нападок Феофила на свт. Иоанна Златоуста конечно это неприятно, но это были недогматические разногласия - и Феофил и свт. Иоанн Златоуст оба верили одинаково.

Здесь можно вспомнить нападки и хулы Феодорита Киррского на свт. Кирилла Александрийского, глашатая правой христианской веры Церкви, хотя Церковь посчитала Феодорита святым, несмотря на его ересь в богословии.

А если сравнивать Феофила и Феодорита я конечно выбираю Феофила являвшегося Отцом Церкви для величайших святых Кирилла и Анастасия, чем криптонесторианина Феодорита.


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: azamat от 26 Август 2009, 16:23:04
интересный у вас тут разговор получился.

я смотрю,что св.Анастасий Синаит из западных перечисляет Климента и Амвросия,а об Августине ни-ни, молчок.


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: azamat от 26 Август 2009, 16:31:41
Цитировать
на Западе реально круты св.папы Римские Климент и Григорий Двоеслов.

Ещё свт. Иларий Пиктавийский.

да,только у него (как и у Мефодия Патарского,Афанасия Великого,Никифора Константинопольского) есть обороты,которые могут соблазнить думать неправославно о Христе.

Св. Иларий Пиктавийский. О Святой Троице в 12-ти книгах. Из 10-й книги. Попов И. В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский. БТ №4. 1968. с. 164-165:

"Божественные животворящие силы, переполнявшие тело Христа, препобеждали все слабости человеческой природы. Слабость сотворенной природы была свойственна и телу Христа, но она превозмогалась силою высшей природы и могла обнаруживаться лишь в том случае, если Божественные силы, как бы отдаляясь, предоставляли Его собственной природе.."

хорошо,что он написал "как бы",потому что никуда нетварная энергия не отдалялась,когда Он попускал чел.природе двигаться естественным образом,выказывая актуализированную падшим Адамом тленность.


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: Денис В.С. от 26 Август 2009, 17:58:59
Цитировать
я смотрю,что св.Анастасий Синаит из западных перечисляет Климента и Амвросия,а об Августине ни-ни, молчок.

Преп. Анастасий говорит здесь о Клименте Александрйиском, а не свящмч. Клименте, папе Римском.

Кстати, на Климента Александрийского ссылался и преп. Максим Исповедник.

Жалко, что не признали Климента Александрийского святым.

Из западных Отцов святой Анастасий упоминает свт. Амвросия и папу Юлия. На пап Юлия и Феликса ссылался также свт. Кирилл Александрйиский.

А вот на блаж. Августина святой Анастасий действительно не сослался.  


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: Дмитрий Бирюков от 26 Август 2009, 18:06:06
Климент Александрийский почитался во святых, но потом, где-то с начала 2-го тысячелетия, его имя перестало встречаться в диптихах. Т.е. МИ его очевидно почитал.


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: azamat от 26 Август 2009, 18:12:53
классная тема.  столько нового для себя узнаю )


Название: Re: Место бл. Августина в традиции Восточной Церкви
Отправлено: Алексей от 26 Август 2009, 20:04:51
Относительно блж. Августина интересная тема - его неизменный авторитет в РКЦ при постоянной ревизии его богословского наследия.
Т.е. сам Августин всегда почитался как отец № 1, а его идейные наследники много раз осуждались как еретики.