Название: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Вячеслав С. от 10 Июль 2009, 19:30:57 Ставя во главу угла правое исповедание веры как экклезиологический критерий мы часто приводим пример преп.Максима Исповедника, как пример человека, который единолично, узрев ересь в учении архиереев и даже Патриархов - отказался причащаться с еретиками.
Подвиг преп.Максима действительно является примером того, как один человек может противостать ереси и сподвигнуть на решительную борьбу верных православию христиан, сплотить их вокруг себя. Однако вот что сам Максим отвечал, когда его еретики принуждали причаститься с ними [все примечания в квадратных скобках - мои]: Цитировать Через неделю патриций Троил спрашивает преподобного [Максима]: – Но разве ты не анафематствовал типоса? [преп. Максим] отвечал: – Несколько раз уже я говорил, что анафематствовал.... – Где же ты анафематствовал? – спросил Троил. – На поместном соборе, в Риме, – отвечал святой Максим, – в церкви Спасителя и Пресвятой Богородицы. И далее: Цитировать Когда в той же беседе вспомнили о поместном соборе, который, по инициативе преп. Максима, созван был в Риме блаженным папою Мартином для осуждения монофелитов... ... [преп. Максим сказал]: Если утверждаются только постановления соборов, созываемых по царскому повелению, то не может быть православной веры. .... Все эти [разбойничьи] соборы созывались по царским повелениям; однако все они отвергнуты и преданы анафеме, так как на них были составлены вероопределения безбожные и богопротивные. Притом, почему вы не отвергаете того собора, который осудил Павла Самосатского и предал его анафеме? [12] ... Этот собор происходил без царского повеления, однако он тверд и неопровержим. Православная Церковь признает истинными и святыми только те соборы, на которых установлены истинные и непреложные догматы. ....[каноны требуют] в каждой христианской стране созывать поместные соборы дважды в год – как для защищения спасительной веры нашей, так и для исправления того, что требует исправления; Итак, несмотря на понимание того, что ересь сначала должна быть идентифицирована, дабы осудить ее на соборе, преп. Максим явно опирается на соборы и их рецепцию в Церкви как инструмент установления истины в Церкви. Следовательно, без того чтобы опереться на авторитет какого-либо Собора мы не можем по своему усмотрению разрывать общение с той или иной общиной. Если бы не было Поместного собора в Риме и если бы св.Максим не имел бы возможности лицезреть рецепцию этого собора, как он поступил бы? Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Вячеслав С. от 10 Июль 2009, 19:33:01 А следовательно, если какая-либо ересь на наш взгляд соборно не осуждена, мы обязаны добиваться ее соборного обсуждения (и осуждения), прежде нежели выступать с инициативой разрыва общения?
Вот на основании примерно такой логики я предполагаю, что учение изложенное относительно "таинств инославных" в документах РПЦ МП - не является сейчас основанием для выхода из МП. Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Romeo от 10 Июль 2009, 21:35:35 А следовательно, если какая-либо ересь на наш взгляд соборно не осуждена, мы обязаны добиваться ее соборного обсуждения (и осуждения), прежде нежели выступать с инициативой разрыва общения? Вот на основании примерно такой логики я предполагаю, что учение изложенное относительно "таинств инославных" в документах РПЦ МП - не является сейчас основанием для выхода из МП. Именно сами док-ты РПЦ МП - не явл., что доказывает и сам канонист РПАЦ "логофет". Другое дело в том, что Двукрат.15 указывает, что Собор не обязательно, если есть консенсус патрум у Отцов. Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Дмитрий Бирюков от 10 Июль 2009, 21:49:14 А следовательно, если какая-либо ересь на наш взгляд соборно не осуждена, мы обязаны добиваться ее соборного обсуждения (и осуждения), прежде нежели выступать с инициативой разрыва общения? Ну например имела место анафема на экумензим в РПЦЗ в 1983 г., там все это прописано.Вот на основании примерно такой логики я предполагаю, что учение изложенное относительно "таинств инославных" в документах РПЦ МП - не является сейчас основанием для выхода из МП. Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: azamat от 10 Июль 2009, 22:56:54 Ну например имела место анафема на экумензим в РПЦЗ в 1983 г., там все это прописано. да,и этот знаменитый современный анафематизм стал своим (по-крайней мере,должен был стать) для РПЦ МП после унии с РПЦЗ. соборно уже всё решено. официально с 1983 года экуменисты подпадают под анафему. а после унии с РПЦЗ подпадают под анафему,теперь уже ставшую своей,и сами члены WO. Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Вячеслав С. от 10 Июль 2009, 23:03:41 Другое дело в том, что Двукрат.15 указывает, что Собор не обязательно, если есть консенсус патрум у Отцов. Да, consensus patrum... Цитировать Правило 15. ...отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некие ереси, осужденные святыми соборами или отцами ...аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. не выдвигаю никаких возражений, просто обдумываю ... Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Вячеслав С. от 10 Июль 2009, 23:28:05 Да, я думаю, правило 15 вполне однозначно говорит о согласии св.отцов как о критерии веры.
Эта часть проблемы мне, кажется, понятна. Правда, все же мне думается, что преп.Максим большую часть времени был твердо уверен в каноничности своего размежевания с патриархами в значительной степени благодаря поддержавшим его Поместным соборам в Риме и Карфагене. Т.е. пример преп.Максима это скорее иллюстрация размежевания от соборно осужденных еретиков, нежели чистый пример применения consensus patrum. -------------------------------------- Один еще вопрос в эту тему на понимание, о применимости: а относительно креационизма (буквального понимания 6 дней творения) есть согласие отцов? Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: Андрей Белоус от 10 Июль 2009, 23:37:33 Один еще вопрос в эту тему на понимание, о применимости: а относительно креационизма (буквального понимания 6 дней творения) есть согласие отцов? Мне кажется, нет. Название: Re: На каком основании св.Максим Исповедник отказывался причащаться с монофелитами? Отправлено: azamat от 10 Июль 2009, 23:48:46 а относительно креационизма (буквального понимания 6 дней творения) есть согласие отцов? насколько я знаю,у св.отцов чаще присутствует символическое понимание чисел. мне кажется,что время после падения тоже подверглось как бы "тлению",стало механически отсчитывать срок. думаю,до падения такого не было. |