consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Экклезиология => Тема начата: Romeo от 09 Июнь 2009, 18:00:04



Название: поминовение на литургии
Отправлено: Romeo от 09 Июнь 2009, 18:00:04
Лет 7 назад у меня возник вопрос, о кот. я давно забыл: Можно ли подавать записочки на проскомидию (когда священники вынимают частицы) за неправославных и за номинально православных - кот. только крещены, но не живут православной жизнью - не учавствуют в таинствах??

Знаю, что есть противоположные мнения, но мне бы хотелось более по Св.Отцам...


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 09 Июнь 2009, 19:53:19
Христос проливает Свою Кровь за Церковь, омывает ее и приобретает Себе. По-моему, этот факт в святоотеческом свидетельстве не нуждается. А раз так, то поминовение того, кто явно не является членом Церкви с последующим опусканием частицы в Кровь Христову  с молитвой "отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Честною Твоею Кровию" противоречит смыслу Жертвы и является профанацией таинства.

Николай Кавасила прямо говорит, что Церковь проскомидию приносит за своих чад:

1. за тех "которых она предпослала на небо, как на новое место жительства, которых блаженный Павел называет Церковию первородных, на небесех написанных",
2. за тех, "которые находятся еще в этой жизни и конец которых неизвестен"
3. за тех, " которые отошли (от этой жизни) не с совершенно отрадными и несомненными надеждами"

http://www.pagez.ru/lsn/0244.php#10

еретики чадами Церкви не являются и поэтому поминать их на проскомидии, как мне кажется, большего смысла нету.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 09 Июнь 2009, 19:58:27
Хотя о. Александр Шмеман, говорят, поминал. И митр. Филарет (Дроздов) был, кажется, не против поминовения католиков на проскомидии.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: azamat от 09 Июнь 2009, 20:17:01
неправославные рассматриваются Кавасилой в качестве тех,у кого нет глаз,чтобы видеть свет.

поэтому если их ввести в царство света,там они всё равно ничего не увидят.

крещёным Святым Духом (не только водой,а значит только православным) духовные глаза даны.

в этом,как говорится,их плюс.

если глаза больны,то их ещё можно исцелить (=таинство покаяния).

если зрячий намеренно не хочет взирать на свет,то тут никакие молитвы не помогут,даже проскомидийное вынимание частиц.

(ведь даже Сам Христос не о всех молился,но только о некоторых).

ну а если глаз нет вовсе,то их нужно создавать (=креститься Святым Духом).


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 09 Июнь 2009, 20:18:56
неправославные рассматриваются Кавасилой в качестве тех,у кого нет глаз,чтобы видеть свет.

поэтому если их ввести в царство света,там они всё равно ничего не увидят.

крещёным Святым Духом (не только водой,а значит только православным) духовные глаза даны.

в этом,как говорится,их плюс.

если глаза больны,то их ещё можно исцелить (=таинство покаяния).

если зрячий намеренно не хочет взирать на свет,то тут никакие молитвы не помогут,даже проскомидийное вынимание частиц.

(ведь даже Сам Христос не о всех молился,но только о некоторых).

ну а если глаз нет вовсе,то их нужно создавать (=креститься Святым Духом).

Именно так.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Romeo от 09 Июнь 2009, 22:10:02
если зрячий намеренно не хочет взирать на свет,то тут никакие молитвы не помогут,

"На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно."

Свт. Игнатий (Брянчанинов)


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 09 Июнь 2009, 22:55:43
если зрячий намеренно не хочет взирать на свет,то тут никакие молитвы не помогут,

"На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самого всесильного Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно."

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Роман, слова свт. Игнатия никак не относятся к поднятой Вами теме.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 10 Июнь 2009, 07:52:46
Да, на проскомидии поминать можно только верных. За неверных можно просто молиться, мысленно, своими словами.
Вот только, мне думается, что надо все-таки сподвигать тех, кого пишем в записках, придти самим в храм и причаститься. Проскомидия, насколько я понимаю, установлена для тех, кто по каким-то причинам не может причаститься. Понятно, если человек болен и лежит, то он сам придти не сможет. Но если он вполне здрав, то что может быть причиной не придти ко Причастию?
И, кстати говоря, я что-то сомневаюсь, что батюшка поминает на проскомидии непременно всех, кого пишут в записках - ведь ему такое количество записок приносят. Говорю это без осуждения, но ведь просто физически невозможно помянуть всех, кто написан в записках. Я вообще сейчас редко пишу записки на проскомидию - все равно тех людей могут и не помянуть, так какой смысл? Лучше просто помолиться за них.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: tatiana от 10 Июнь 2009, 10:48:19
сообщение Георгия и все за ним следующие перенесены в тему "Молитва о ближних" в раздел "Вопросы аскетики". 
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=289.0

Просьба не уклоняться от заявленной темы.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 10 Июнь 2009, 15:46:37

И, кстати говоря, я что-то сомневаюсь, что батюшка поминает на проскомидии непременно всех, кого пишут в записках - ведь ему такое количество записок приносят. Говорю это без осуждения, но ведь просто физически невозможно помянуть всех, кто написан в записках.

оч часто батя благословляет кого-нить из низшего клира - алтарников или пономарей - прочитывать записки. сам был вовлечен в такую практику :)


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Romeo от 10 Июнь 2009, 15:51:25

И, кстати говоря, я что-то сомневаюсь, что батюшка поминает на проскомидии непременно всех, кого пишут в записках - ведь ему такое количество записок приносят. Говорю это без осуждения, но ведь просто физически невозможно помянуть всех, кто написан в записках.

оч часто батя благословляет кого-нить из низшего клира - алтарников или пономарей - прочитывать записки. сам был вовлечен в такую практику :)

Если не ошибаюсь, аналогично происходит и во время сугубой ектинии


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: azamat от 10 Июнь 2009, 15:59:59
да,я тоже читал записки,когда был алтарником в монастыре.

тормозил,правда,но меня заставляли быстрее их прочитывать )


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 10 Июнь 2009, 16:05:15

И, кстати говоря, я что-то сомневаюсь, что батюшка поминает на проскомидии непременно всех, кого пишут в записках - ведь ему такое количество записок приносят. Говорю это без осуждения, но ведь просто физически невозможно помянуть всех, кто написан в записках.

оч часто батя благословляет кого-нить из низшего клира - алтарников или пономарей - прочитывать записки. сам был вовлечен в такую практику :)

Если не ошибаюсь, аналогично происходит и во время сугубой ектинии

совершенно верно.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 10 Июнь 2009, 18:18:45
Кстати, у греков, насколько мне известно, нет практики вынимать отдельные частицы за каждого из "принесших и ихже ради принесоша" как у нас


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 10 Июнь 2009, 20:36:17
У греков много чего нет из того, что есть у нас. На самом деле, так и должно быть, единство в многообразии.


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: azamat от 11 Июнь 2009, 08:53:02
у них разумно отсутствует интерполированный в славянские служебники тропарь третьего часа в евхаристическом каноне.

в субботу они не постятся. тоже правильно.

а ещё у них нет партеса.

короче,ваще всё супер )


Название: Re: поминовение на литургии
Отправлено: Андрей Белоус от 11 Июнь 2009, 08:59:09
На самом деле, так и должно быть, единство в многообразии.

извините, но по такой логике этим Вашим "единством в многообразии" можно покрыть все, что угодно, даже явную ерунду. Впрочем, это отступление. в данном случае различие действительно непринципиально.