consensus patrum

Общий раздел => Вопросы аскетики => Тема начата: npomonon от 11 Май 2009, 22:29:46



Название: Критика латинской аскетики
Отправлено: npomonon от 11 Май 2009, 22:29:46
Мне кажется, что одной из сторон полемики с латинством должна быть и критика собственно латинской аскетики. Между тем мало кто этим занимался. Я в свое время защищал в МДА диссер об этом. Понятно, что диссер пишется для защиты, а не для чтения,  ;D но может быть кто-нибудь глянет и даст толковый совет, можно ли из этого сделать что-то реально полезное? Заранее спасибо.

http://www.psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=54


Название: Re: Критика латинской аскетики
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 13 Май 2009, 14:48:31
Не касаясь материала по ссылке, хочу сказать, что, насколько я понимаю, аскетические подвиги расцениваются в Римской церкви как "заслуги", которыми зарабатывается спасение. В этом главное отличие римо-католической аскетики от аскетики православной, где аскетика служит не для зарабатывания спасения, а служит средством для покаяния.
Может, конечно, я не прав, в таком случае, я бы с удовольствием выслушал другую точку зрения.

Кстати, мне кажется, не совсем правильно употреблять словосочетание "латинская аскетика". Поскольку примерно до 9-10 веков на латинском Западе было правильное понимание аскетики, и только потом, особенно после Великого раскола 1054 года начинается формироваться это учение о должных и сверхдолжных заслугах. Хотя предпосылки к этому были еще и раньше. Например, о заслугах можно почитать еще в трудах Тертуллиана.
Мне кажется, что более правильным термином был бы термин "римо-католическая аскетика" или "аскетика римского католицизма".


Название: Re: Критика латинской аскетики
Отправлено: Евгений от 13 Май 2009, 18:41:11
Мне кажется, что одной из сторон полемики с латинством должна быть и критика собственно латинской аскетики. Между тем мало кто этим занимался. Я в свое время защищал в МДА диссер об этом. Понятно, что диссер пишется для защиты, а не для чтения,  ;D но может быть кто-нибудь глянет и даст толковый совет, можно ли из этого сделать что-то реально полезное? Заранее спасибо.

http://www.psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=54

уже то, что не критикуют, добрый знак:-)

по мне так интересно

но как это можно расширить, не знаю; разве только анализом отдельных представителей латинской аскетики, но это работа неблагодарная

ну или привлекать западные источники, но это работа уже не просто не благодарная, а еще и научная, то есть трудная:-)


Название: Re: Критика латинской аскетики
Отправлено: Андрей Белоус от 13 Май 2009, 19:36:33
Да, исследование интересное :)

Мне кажется, не менее интересно было бы проследить генесис западной аскетики с самого начала, а не ограничиваться периодом после "Великой схизмы"


Название: Re: Критика латинской аскетики
Отправлено: Евгений от 13 Май 2009, 19:41:37
ну да, это тоже поле для возможного расширения работы
проследить постепенную деградацию латинской аскетики со времен Иоанна Кассиана Римлянина:-)

до вот такого состояния: "Ликер «Шартрёз»: единственная тайна Ордена картезинцев" http://carthusian.narod.ru/ordo.html

кстати, орден по-западному исихастский, тоже достоин изучения


Название: Re: Критика латинской аскетики
Отправлено: Солохин Максим от 02 Август 2009, 16:44:05
Дерзну высказать свое ИМХО.
Правильный вход в аскетику невозможен без имяславия.
В рамках западного понимания иконопочитания имяславие невозможно (оно и нас-то воспринимается с трудом). Поэтому католик, оставаясь католиком, может лезть в аскетику только с черного хода.
Со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос о почитании Имени Христа - ключевой для личной аскетики.
Так же как вопрос о сущности и акциденциях Причастия - ключевой для общецерковной жизни.