consensus patrum

Общий раздел => Вопросы аскетики => Тема начата: Евгений от 20 Сентябрь 2017, 16:42:21



Название: О свободе
Отправлено: Евгений от 20 Сентябрь 2017, 16:42:21
Basil Lourie. A Freedom beyond Conflict: The Logic of Internal Conflict and the Free Will in Maximus the Confessor https://www.academia.edu/34581468/A_Freedom_beyond_Conflict_The_Logic_of_Internal_Conflict_and_the_Free_Will_in_Maximus_the_Confessor

Уже несколько раз читаю в статьях автора на эту тему про выбор из одной возможности (у обоженного человека), что, мол, это тоже (вопреки Аристотелю) выбор и свобода выбора. А отсутствие выбора -- это (вопреки всей западной патристике) когда нет вообще никаких возможностей.

Я с этим согласен, но, по-моему, в проблеме свободы и свободного выбора это отнюдь не главное.

Свобода только в Боге, это очевидно ("Где Дух Господень там свобода"). Но разве свобода в Боге ограничена только одним выбором? Наоборот, свобода в Боге -- это ничем не ограничиваемая свобода, так как Бог по Своей природе ограничен только Самим Собой (не может перестать быть Собой). Быть ограничиваемым только самим собой -- это и есть истинная свобода, а вовсе не свобода выбора из исчислимого множества вариантов, как всегда считали на Западе. Если выбор (обоженным человеком одного только) Бога вообще считать выбором, то это выбор целого (неисчислимого) множества, а не одного варианта. У этого выбора есть измерение, делающее его неисчислимым и ничем не ограничиваемым.

Человеческая же свобода выбора из исчислимого множества вариантов -- это, конечно, никакая не свобода (здесь, конечно, МИ радикально пересмотрел понятие свободы). В силу ограниченности человеческой природы этот выбор всегда ограничен и по определению исчислим и потому не свободен.

Изначальная данная человеку свобода выбора дана была ему для того, чтобы он свободно от нее отказался в пользу истинной свободы. Человек должен был самостоятельно сделать шаг от ограниченной свободы в сторону ничем не ограниченной, и делает этот шаг каждый раз перед тем, как подвергается обожению. Он умаляется, отказываясь от собственного мнимо-свободного выбора и взамен получает божественную свободу. Собственная жизнь становится в нем бездействующей, так как в нем возобладает и "является ему сверху" (МИ) божественная свобода


Название: Re: О свободе
Отправлено: Андрей Белоус от 22 Сентябрь 2017, 15:56:11
тем не менее Максим подчеркивает, что самовластие не упраздняется, а лишь приводится в соответствии с природой:

Из всего этого мы рассудительно приемлем по уподоблению только будущее, а не бывшее и погубленное, причастие благости достойными, поскольку то, чего мы чаем, есть и превыше всего сего, как сущее, по написанному, за пределами [возможностей] слуха и помышления (Ср. 1Кор.2:9). И, возможно, это и есть то подчинение, о котором говорит божественный апостол, что Сын покоряет Отцу тех, кто добровольно соглашается покориться, после чего, или по причине чего «последний враг испразднится смерть» (1Кор.15:26), [покориться] насколько это от нас зависит, то есть добровольно всецело уступив Богу самовластие (посредством коего соделав вход к нам, [смерть] утвердила на нас владычество тления) и управление тем, что полностью управляет [нами], перестать хотеть чего-либо, кроме того, что хочет Бог, как Сам Спаситель говорит, принимая на Себя отпечаток свойственного нам: «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:30). И после Него божественный Павел, как бы отрицаясь самого себя и не сознавая боле, имеет ли он еще собственную жизнь: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.10:20).
   Пусть вас не потрясает сказанное. Ибо я говорю не об отмене самовластия, но скорее о расположении согласно природе, твердом и непреложном, то есть о сознательной уступке (εκχώρησιν γνωμικήν), дабы откуда имеем мы бытие, оттуда же желали бы получать и движение, подобно образу, восшедшему к своему первообразу (τό αρχέτυπον), и отпечатку печати, обыкновенно точно соответствующему оригиналу и не имеющему куда еще иным образом двигаться, да и не могущему. Точнее же и правильнее будет сказать: даже и пожелать не могущему, как восприявшему божественное действие, или, скорее, как ставшему в обожении богом и в большей степени наслаждающемуся исступлением, нежели тем, что в нем естественно пребывает или разумевается [т.е. тем, что может постигнуть благодаря природным свойствам своего ума], по причине победившей его благодати Духа, и показавшему себя имеющим одного лишь Бога действующим в себе, так чтобы во всем было одно лишь единственное действие – Бога и достойных [Его], вернее же – одного Бога, как всецелого [Себя] всецелым достойным [Его] благолепно соединившего9. Итак, настоит всяческая необходимость прекратить всякое самовольное движение по желанию чего-либо иного, когда последнее желаемое явилось и причаствуется, и невместимо, – скажем так, – вмещается сообразно силе причастников, и к которому устремляется вся жизнь и помышление возвышенного [ума]10, «и в котором останавливается всякое желание, далее же которого никуда не простирается, ибо и не имеет [куда], и к которому устремляется всякое движение [человека] ревностного, и у которого – успокоение всех бывших умозрений»11, – говорит блаженный этот учитель. Ибо тогда не будет даже ничего являемого вне Бога, или кажущегося противопоставляемым Богу, чтобы прельстило кого-нибудь уклонить к нему свое желание, поскольку все – и умом, и чувствами постигаемое – будет объято им в неизреченном Его явлении и пришествии, как не днем свет звезд и сами звезды при явлении солнца в великом и несравненном свете, от которого и то, что и они являются светом, скрывается, и что, вообще, существуют – делается непознаваемым для чувств.


Название: Re: О свободе
Отправлено: Евгений от 22 Сентябрь 2017, 17:00:48
тем не менее Максим подчеркивает, что самовластие не упраздняется, а лишь приводится в соответствии с природой:

Да, я тоже так думаю. Самовластие не упраздняется, а становится полностью, неограниченно свободным. Поскольку Бог и те, кто в Нем, ограничены только Им Самим. Таков и был конечный замысел о человеческой природе в Боге


Название: Re: О свободе
Отправлено: Сергий от 22 Сентябрь 2017, 19:06:16
Согласен со всем сказанным. Так и я понимаю.
Свобода не в самой возможности выбора, это не свобода, а в избрании правильного действия, а это возможно только в Боге, когда воля человека добровольно следует воле Бога. Стать Богом по благодати и значит обрести такой ум у такую волю в себе, чтобы воля человека естественным и свободным её движением всегда сама собой не принудительно следовала воле Бога. Это и есть обретение человеком самовластия Бога. Только это и означает "быть Богом по благодати". Вот как этого состояния достичь? Вот вопрос ...


Название: Re: О свободе
Отправлено: Евгений от 22 Сентябрь 2017, 19:30:52
Согласен со всем сказанным. Так и я понимаю.
Свобода не в самой возможности выбора, это не свобода, а в избрании правильного действия, а это возможно только в Боге, когда воля человека добровольно следует воле Бога. Стать Богом по благодати и значит обрести такой ум у такую волю в себе, чтобы воля человека естественным и свободным её движением всегда сама собой не принудительно следовала воле Бога. Это и есть обретение человеком самовластия Бога. Только это и означает "быть Богом по благодати". Вот как этого состояния достичь? Вот вопрос ...

Как Вы обычно правильно говорите, только через любовь:-)
Но вообще вопрос обширный. Вот прп. Каллист (как никто другой более эксплицитно) пишет о явном для подвижника причастии Духу как о начатке такого обожения