consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Триадология => Тема начата: Евгений от 21 Август 2017, 22:02:45



Название: Статья в ПЭ о прп. Максиме
Отправлено: Евгений от 21 Август 2017, 22:02:45
удобный повод попытаться еще раз окинуть взглядом богословие прп. Максима целиком (конечно, так, как его видят составители статьи), например, в области "онтологии" божественного: логосы -- божественные Имена -- Бог Единица и Троица. Эта привычная, на мой взгляд, схема претерпевает в статье  определенные изменения, и нельзя сказать, чтобы всегда в худшую (как можно было ожидать:-)) сторону.

Во-первых, изменения касаются Ареопагитова термина "божественные Имена", он вообще куда-то растворился и практически (насколько я заметил) не используется (может, это для того, чтобы избежать ненужной коннотации с имяславческой проблематикой?). Вместо них используется Максимов термин erga, «дела  Божии»  (έργα  Θεού), известный по обсуждениям Cap.  theol.  1 48;  ср.: Ibid.  I  50. относительно которых Бог называется  их  вечным  «Родителем»  (γεννήτωρ),  в  то время как логосы являются действиями  Бога  (ένεργείας Θεού). Смысловая разница между "порожденными" erga и действиями-логосами оказывается довольно заметной


Название: Re: Статья в ПЭ о прп. Максиме
Отправлено: Евгений от 22 Август 2017, 17:35:52
удобный повод попытаться еще раз окинуть взглядом богословие прп. Максима целиком (конечно, так, как его видят составители статьи), например, в области "онтологии" божественного: логосы -- божественные Имена -- Бог Единица и Троица. Эта привычная, на мой взгляд, схема претерпевает в статье  определенные изменения, и нельзя сказать, чтобы всегда в худшую (как можно было ожидать:-)) сторону.

Во-первых, изменения касаются Ареопагитова термина "божественные Имена", он вообще куда-то растворился и практически (насколько я заметил) не используется (может, это для того, чтобы избежать ненужной коннотации с имяславческой проблематикой?). Вместо них используется Максимов термин erga, «дела  Божии»  (έργα  Θεού), известный по обсуждениям Cap.  theol.  1 48;  ср.: Ibid.  I  50. относительно которых Бог называется  их  вечным  «Родителем»  (γεννήτωρ),  в  то время как логосы являются действиями  Бога  (ένεργείας Θεού). Смысловая разница между "порожденными" erga и действиями-логосами оказывается довольно заметной


Пока обсуждение статьи в ПЭ в теме http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1351.msg20366;topicseen#msg20366