Название: Предикабилии и предикаменты Отправлено: Iohannes от 07 Январь 2013, 04:08:26 Общее унивокальное понятие* иногда просто называется "общим" или "универсалией" (universale).
"Общее", или "универсалия", определяется как "одно, приспособленное к тому, чтобы быть присущим многим и сказываться о них унивокально и по отдельности" (unum aptum inesse multis et praedicari de illis univoce et distributive). В качестве такового универсалия подразделяется на метафизическую универсалию и логическую универсалию. Метафизическая универсалия (universale metaphysicum) есть природа вещи, воспринятая в разуме без индивидуальных характеристик (например, "человек" или "лошадь"). Логическая универсалия (universale logicum) есть само общее рассмотренное в аспекте его общности. Метафизическая универсалия подразделяется на десять предикаментов (категорий); логическая универсалия подразделяется на пять предикабилий. ---------------- * Общее унивокальное понятие (conceptus universalis univocus) есть то, которое сказывается о многих объектах в одном и том же смысле (например, "животное" — о человеке и собаке). Название: Re: Предикабилии и предикаменты Отправлено: Iohannes от 07 Январь 2013, 04:09:16 ПРЕДИКАБИЛИИ
Любая универсалия как "нечто одно" может сказываться о многом сообразно пяти модусам: т.е. 1) как род, 2) как вид, 3) как отличие, 4) как собственный признак и 5) как акциденция. 1) Род (genus) есть "одно, приспособленное к тому, чтобы быть присущим многим, различным по виду, и сказываться о них в смысле "что" незавершенно" (unum aptum inesse pluribus specie differentibus et praedi cari de illis in quid incomplete). Иначе говоря, "животное" есть род, поскольку "быть животным" присуще многим различным по виду живым существам (например, о лошадях и людях), сказывается о них в смысле "что" (т.е. отвечает на вопрос "что есть это?", по способу существительного), но при том не обозначает их сущность полностью (поскольку человек по своей сущности есть не просто животное, но "разумное смертное животное"). 2) Вид (species) есть "одно, приспособленное к тому, чтобы быть присущим многим, различным по числу, и сказываться о них в смысле "что" завершенно" (unum aptum inesse pluribus numéro differentibus et praedi- cari de illis in quid complete). Иначе говоря, "человек" есть вид, поскольку "быть человеком" присуще всем человеческим индивидам (например, Сократу, Платону и т.д.), различным только по числу, сказывается о них в смысле "что" (т.е. отвечает на вопрос "что есть это?", по способу существительного), и при этом обозначает их сущность полностью (поскольку всякий человек по своей сущности есть человек). 3) Отличие (differentia) есть "одно, приспособленное к тому, чтобы быть присущим многим и сказываться о них в смысле "какое по сущности"" (unum aptum inesse pluribus et praedicari de illis in quale quid). Иначе говоря, "разумное" есть отличие, ибо сказывается о части сущности (входит в определение сущности человека, поскольку он есть "разумное животное"), однако обозначает эту часть сущности, отвечая на вопрос "какое?", т.е. по способу прилагательного. 4) Собственный признак (proprium, proprietas, attributum) есть "одно, приспособленное к тому, чтобы быть присущим многим и сказываться о них в смысле "какое" и необходимым образом" (unum aptum inesse pluribus et praedicari de illis in quale neces- sario). Так, "способное смеяться" есть собственный признак человека, поскольку хотя и не сказывается о сущности человека (ибо "способное смеяться" не включено в его определение), тем не менее, является неотъемлемой характеристикой человека, будучи обусловленным его сущностью, и потому сказывается о человеке в смысле "какое" необходимо (всякий человек способен смеяться: это обусловлено его природой). Собственный признак подобает всем индивидам того вида, собственным признаком которого он является, сказывается только о них и всегда. Поэтому можно сказать, что собственный признак обратим с тем, чему он принадлежит: всякий человек способен смеяться и всякое способное смеяться есть человек. 5) Акциденция (accidens) есть "одно, приспособленное к тому, чтобы быть присущим многим и сказываться о них в смысле "какое" и не-необходимым образом" (unum aptum inesse pluribus et praedicari de illis in quale contingenter). Иначе говоря, акциденцией является все то, что сказывается о многом в смысле "какое", но никоим образом не обусловлено сущностью того, о чем сказывается, и может быть как присуще ему, так и не присуще (например, "белый" является акциденцией по отношению к цвету кожи человека). Название: Re: Предикабилии и предикаменты Отправлено: Iohannes от 07 Январь 2013, 04:10:06 Предикабилия "род" подразделяется на высший род (genus supremum), низший род (genus infimum) и подчиненный род (genus subaltemum).
Так, в роде субстанции высшим родом является "субстанция", подчиненным родом — "тело" и "одушевленное", а низшим родом — "животное". Роды различаются друг с другом посредством отличий, благодаря добавлению которых из более высокого рода образуется более низкий род: например, при добавление отличия "составное" из рода "субстанция" образуется род "тело", а при добавлении к нему отличия "живое" образуется род "одушевленное". Подчиненные и низшие роды могут — в несобственном смысле слова — именоваться также и "видами", поскольку являются как бы видами для более высоких родов. Однако в собственном смысле слова — сообразно представленному выше определению — "видом" может быть назван только низший, или "наиболее видовой" вид (species specialissima), в котором род получает окончательное завершение. Таков, например, вид "человек" или "лошадь". Отличие, благодаря которому из низшего рода образуется "наиболее видовой" вид называется поэтому видовым, или видообразующим отличием (differentia specifica): таково в случае человека видовое отличие "разумный". Что касается индивидов, которые принадлежат к одному виду (например, различные люди, принадлежащие к виду "человек"), то они различаются между собой по числу (ибо они не есть нечто одно, но многое), а также благодаря различным акциденциям (например, в случае человека таковыми могут быть рост, вес, цвет волос и т.д.). Название: Re: Предикабилии и предикаменты Отправлено: Iohannes от 07 Январь 2013, 04:10:57 ПРЕДИКАМЕНТЫ (КАТЕГОРИИ)
Метафизическая универсалия подразделяется посредством десяти предикаментов, или категории. Св. Фома полностью принимает традиционное учение Аристотеля о категориях, согласно которому к числу категорий относятся следующие: 1) субстанция (substantia), 2) количество (quantitas), 3) отношение (relatio), 4) качество (qualitas), 5) действие (actio), 6) претерпевание (passio), 7) когда (quando), 8 ) где (ubi), 9) положение (situs), 10) обладание (habitus). Всё из указанного является высшими родами в своей категории, поэтому можно сказать, что категория в целом есть некий порядок родов, видов и индивидов, упорядоченных по отношению к высшему роду, название которого является названием всей категории. Св. Фома дедуцирует указанные десять категорий следующим образом: "Предикат может относится к субъекту трояко. Во-первых, когда он тождествен субъекту, например: "Сократ есть живое существо". В самом деле, Сократ есть то, что есть живое существо. И об этом предикате говорится, что он обозначает первую субстанцию, которая является частной, и о которой сказывается всё [остальное]. Во-вторых, предикат берется сообразно тому, что присуще субъекту. При этом таковое или присуще субъекту само по себе и безотносительно (либо как сопутствующее материи — и тогда оно является количеством; либо таким образом, что сопутствует форме — и тогда оно является качеством), или же оно присуще не безотносительно, но в соотнесении с чем-то (и тогда оно является отношением). В-третьих, предикат берется от того, что вне субъекта. И это происходит двояким образом. а) Одним способом — когда таковое [отчего берется предикат] всецело вне субъекта. И тогда если таковое не является мерой субъекта, предикат сказывается по способу обладания (например, "Сократ обут" или "Сократ одет"); а если оно является мерой субъекта, то (поскольку внешняя мера есть либо время, либо место), предикат сказывается по способу времени и есть "когда" или по способу места и есть "где" (в случае, если не рассматривается порядок частей в месте; если же он рассматривается, то предикат сказывается по способу положения). б) Вторым способом — когда таковое [т.е. то, отчего берется предикат] некоторым образом пребывает в субъекте, о котором сказывается предикат. И если это — начало, то предикат сказывается как действие: постольку, поскольку начало действия пребывает в субъекте. А если же это — завершение, то предикат сказывается как претерпевание: постольку, поскольку действие завершается в претерпевающем субъекте" (In V Metaph., lect. 9). Все существующие в реальности вещи подпадают под ту или иную категорию. Однако логические сущности (entia rationis), такие как, например, предикабилии, ни к одной из категорий не относятся, поскольку не существуют вне человеческого разума. Кроме того, ни к одной из категорий не относится то, что не является целым сущим (например, части), а также бесконечное (например, Бог), поскольку оно как таковое не состоит из рода и отличительного признака, а также некие собрания сущих, не образующих нечто единое по сущности (например, груда камней). |