consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Антропология и космология => Тема начата: Г е о р г и й от 07 Апрель 2009, 08:20:29



Название: Первозданный человек – образ и подобие Троицы.
Отправлено: Г е о р г и й от 07 Апрель 2009, 08:20:29
Дева Мария выполнила то, что не выполнила Ева.
Но после грехопадения Адама и Евы потребовались века, чтобы родилась Дева Мария, в которой естественным путем через многие поколения праведников сосредоточилась та праведность, которую и ждал Бог для Своего воплощения от Девы.
То, что привел Азамат в нескольких своих сообщениях, ссылаясь в основном на св. Николая Кавасилу, все абсолютно верно, ну может быть за исключением того, что спорно:
и если бы Адама не пал,Мария всё равно бы родилась для того,чтобы в Ней была осуществлена цель творения мира.
В связи с этим я приведу мнение, несколько противоположное (и тоже спорное, но с которым я согласен), ссылаясь на монографию иеромонаха Адриана (Пашин) «Образ Троицы в разделении человечества на ипостаси», который в свою очередь ссылается на преп. Анастасия Синаита.
http://www.pravoslavie.ru/put/2965.htm
Вот, что пишет иеромонах Адриан (Пашин):
«Преп. Анастасий ссылается здесь на мысль сщмч. Мефодия Патарского. Переводчик «Слов об устроении человека» А.И. Сидоров так комментирует эту ссылку: «Среди фрагментов из неизвестных сочинений святителя Мефодия есть один, гласящий» и далее приводит текст из русского издания 1905 г. произведений сщмч. Мефодия Патарского: «Может быть, три прародительские главы всего человечества, эти единосущные лица, были, как думает и Мефодий, прообразовательно некоторым подобием Святой и единосущной Троицы, именно: не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его — представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происшедшая (от него) Ева означала исходящее лице Святого Духа».
То есть, получается, что:
1. Адам — образ Отца: без (вещественной, тварной) причины, не рожден;

2. Сын Адама и Евы — образ Сына Божия: рожден;

3. Ева — образ Святого Духа: не рождена и не беспричинна, а по восприятию, по исхождению неизреченным образом приведена в бытие от сущности беспричинного Адама.
Но так как Адам и Ева пали во грехе, то гадать о том каким образам Бог Сын воспринял бы в Свою Ипостась плоть первозданного человека, есть дело уже вторичное.
А мы же должны всячески восхвалять Пресвятую Богородицу, которая действительно первая из человеков после падения Адама и Евы по своей собственной воле, и своими силами, заложенными Творцом в природе человека, ни в чем не преступила Волю Божию чем и дала полное основание для воплощения Бога Слова.
Богородица Своим непоколебимым произволением только к Богу сделала то, к чему была призвана Ева, которая не устояла в добре и по собственной воле устранилась от Бога ко злу.


Название: Re: Первозданный человек – образ и подобие Троицы (или «а теперь ягодки»).
Отправлено: Г е о р г и й от 07 Апрель 2009, 10:39:34
С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!

Пресвятая Богородица, спаси нас!


Название: Re: Первозданный человек – образ и подобие Троицы (или «а теперь ягодки»).
Отправлено: Новиков Павел от 07 Апрель 2009, 11:02:35
С Праздником!


Название: Re: Первозданный человек – образ и подобие Троицы (или «а теперь ягодки»).
Отправлено: Romeo от 07 Апрель 2009, 11:38:06
1. Адам — образ Отца: без (вещественной, тварной) причины, не рожден;

"... для Иринея, Оригена, Афанасия, Григория Нисского и других учителей и отцов Церкви, в том числе Максима Исповедника и Григория Паламы, Первообразом человека является Христос. Следующий отрывок из Николая Кавасилы, перекликающийся с только что цитировавшейся мыслью св. Григория и вместе дающий ей новое освещение, не оставляет в этом никаких сомнений: "Человеческое естество было сотворено для Нового Адама; для Него были и ум, и желание. Мы приняли разум, чтобы познавать Христа, желание - чтобы устремляться к Нему. Нам дана память, чтобы носить Его в себе, поскольку Он - Первообраз всем сотворенным. Ибо не Новый Адам подобен ветхому, а ветхий - Новому"..." 

см. http://www.pagez.ru/olb/062.php


Название: Re: Первозданный человек – образ и подобие Троицы (или «а теперь ягодки»).
Отправлено: Г е о р г и й от 07 Апрель 2009, 12:31:24
см. http://www.pagez.ru/olb/062.php

Согласен.

см., также:
"Потенциальное единство уже существует между материальным творением и человеческим телом, между телом и душой, между душой и Богом. Преп. Максим пишет о том, что "душа поставлена между Богом и материей и имеет силы, объединяющие ее с обоими" . Адаму предстояло, правильно употребив эти соединяющие силы, привести потенциальное единство в исполнение, преодолевая и тем самым уничтожая четыре главные разделения мироздания: человека - на мужской и женский пол, земли - на рай и прочую землю (вселенную у Епифановича, стр. 76), всего видимого творения - на землю и небо; всего тварного мира - на умный и чувственный. Наконец, ему надлежало преодолеть и пятое разделение - высочайшее и неизреченное - между тварью и Творцом".

http://www.pagez.ru/olb/066.php



Название: Re: Первозданный человек – образ и подобие Троицы (или «а теперь ягодки»).
Отправлено: azamat от 08 Апрель 2009, 12:19:34
если Адам-образ Бога Отца,Ева-образ Святого Духа,а их сын должен был быть образом Сына Божьего,
то это нисколько не противно тому,чтобы Богу воплотиться от Марии.

Кавасила прямым текстом пишет о том,что из-за Марии не только благобытие,но и бытие.


Название: Re: Первозданный человек – образ и подобие Троицы (или «а теперь ягодки»).
Отправлено: Г е о р г и й от 08 Апрель 2009, 13:13:21
Кавасила прямым текстом пишет о том,что из-за Марии не только благобытие,но и бытие.

Конечно.
Историю вспять не повернешь.
Вы заметили, что святые отцы почти не писали о том, как развивалась бы история человечества и всего творения, если бы Адам и Ева не пали?
Но никто из них не говорил, что Адам и Ева по необходимости должны были пасть, чтобы Богу Слову иметь от этого возможность воплотиться.
Никто не будет спорить с тем, что Бог силен воплотиться и от первозданного человека во всей его чистоте, если бы человек во всём выполнил волю Божию, к чему он был и призван.