consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Мариология => Тема начата: azamat от 05 Апрель 2009, 22:39:07



Название: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: azamat от 05 Апрель 2009, 22:39:07
сказав о прообразах Марии,ныне вступаем в область предвечных логосов.

итак,вспомним слова Кавасилы о том,что только Марии удалось явить подлинного человека.

Бог всё (а значит не только человека) привёл в бытие,предвидя чистоту и превосходство души Девы,Которая стала Богом по благодати в падших условиях мира сего.

причём не просто озарилась энергиями Божества,а вместила в Себя Источник нетварных энергий,более того,дав Ему чистейшее и обоженное человеческое естество.

и,как я уже говорил,тропосы существования человеческой природы в ипостасях Той,Кто дала природу и Того,Кто восприял природу,совпали.

это равнобожественность,единопрестольность,равночестность.

Дамаскин Тело Иисуса именует Богом.

Кавасила пишет об исключительном событии,когда тот же самый божественный тропос существования человеческой природы видим и у Христа,и у Марии.

У7:
"Блаженная же Дева настолько святее всякой жертвы, что и высказать невозможно. Ведь кровь этой новой жертвы не алтарь воспринял и не огонь потребил, но Сам Бог взял Себе и облекся в ризы спасения и в одежду веселия (Ис.61:10 по LXX), защитительную для людей от всякого страдания. И не устыдился Он сего покрова, но подлинно именует его Своей славой и Своим царством. И поистине, когда, облачившись в это одеяние, Он приобщился человеческого бытия, тогда, говорит [Писание], - Царство Небесное стало близко при дверях (Мк.13:29). О сем царственном наряде ангелы вопрошали Спасителя: "Отчего же одеяние Твое красно?" (Ис.63:2). В нем Господь царствует (Пс.65:10), как говорит Писание. В эту силу Он облекся и в эту славу."

"О, новые Таинства! О, восхищения достойная праведность!
О, душа, таковым целомудрием уцеломудрившая свое тело!
О, тело, не видавшее естественного, вознесенное вместе с душой.
О, ум, [исполненный] тамошнего света!
Что скажу, что вымолвлю (ср. Дан.10:17), говорит в затруднении пророк. Бога, Которого никакое не вмещает место и не заключает в себе творение, даже если бы оно и увеличилось в бесчисленное число раз, Сего Дева одела Своими кровями, и, что более того, сделалась прекрасной ризой Прекрасному Царю, хотя Бог не так соединился с плотью, как тело с одеждой, и не так человеческая природа стала причастна Божественному лучу, как одежда царскому блаженству. Ведь в том, что касается воплощения Спасителя, не произошло слияния природ между собой, но каждая остается несмешанной с другой и сохраняет все свои свойства. В остальном же, [ипостасное единение] настолько превосходит тот образ, насколько полное соединение совершенное разделение. Соединение это и не может явиться для прочих примером и для него нельзя привести пример, но оно является совершенно особенным, первым и единственным: кровь Девы становится кровью Бога. Как о том сказать? С взятым [от Девы] он вошел в такое совершенное общение, что оно становится равночестным, единопрестольным, и собожественным Его Божественной природе. На такую высоту святости взошла Дева! Так относящееся к Ней превосходит всякое разумение!"

именно для этого сотворил Бог мир человеческий,ангельский,животный,растительный...,человека поставив главой и богом для всей вселенной,как раннее прообразовательно поставил богом Моисея для иудеев.

как пишет Кавасила Бог не мог явиться в мир,пока не явился,наконец,истинный и совершенный человек Мария.

Её имена получила Ева (жизнь,помощница) и как прообразы Марии сотворено всё во всей вселенной.

и если бы Адам не пал,Мария всё равно бы родилась для того,чтобы в Ней была осуществлена цель творения мира.

потому благодаря Богородице мы были сотворены Троицей.

Она помощница Тому,Кто должен был воплотиться (независимо от падения Адама) в деле обожения всего космоса.

Р17:
"у Адама, единственной помощницей из всех живых существ была Ева; Богу же, в том чтобы явлено было изобилие благодати, одна из всех сущих, помогала Дева. Ведь никто из остальных не приобщился естеству Бога, а потому и не имел ничего общего для Его деяний. И Никто из сущих не оказался, таким образом, причастен благости Божией, чтобы смочь стать помощником. Лучший из художников делает свое дело и показывает себя лучшим, после того, как достанет инструмент, пригодный для всякого художества. Бог же проявил Себя после того, как Он нашел не просто орудие, во всем Ему подходящее, но сообразнейшую соработницу, Блаженную Деву. Все остальное время, можно так сказать, Он по большей части был сокрыт, ибо не было никого, кто бы Его явил. Когда же пришла в бытие Дева, тогда Он стал повсюду виден подобно тому, как из всех тел только через воздух мы ясно видим солнце, - ибо воздух не имеет ничего такого чтобы составило препятствие глазам для восприятия света. Таким же образом Она не имела ничего кроме чистоты и это было то, что исключительно сродно Первому Свету."

небо,солнце,горы,вся природа сотворена для Богородицы,для прославления Её души и тела.

в Марии всё обретает свой изначальный смысл,потому что Бог предвидел Её,потому Она в была в замыслах Троицы,потому что в Боге есть предвечный логос Марии,вложенный во всё мироздание.

и когда Она рождается о Ней,Благодатной,радуется вся тварь.

Р18:
"Поэтому, празднуя со всякой радостью, светлые светло мы достигаем сего дня, в который все это восприяло свое начало, дня рождества не более Девы, чем всей Вселенной, дня, который первый и единственный узрел истинного человека, через которого всем стало доступно подлинное человечество.

Ныне поистине земля дала плод свой (Пс.66:7), земля, которая все прочее время с терниями и колючками приносила тление греха. Ныне небо познало, что не напрасно оно было воздвигнуто, когда открылось то, ради чего оно было образовано; солнце увидело то, ради чего оно восприняло видимый свет. Ныне вся тварь ощутила себя исполненной большей красотой и светом, когда воссияла общая красота. Ныне все Ангелы Божии прославили и воспели Владыку громким гласом, настолько сильнее, чем когда Он украсил небо хороводом звезд, насколько ныне восходящая выше и сиятельнее всякой звезды, и полезнее для всего мира. Ныне человеческая природа получила деятельное око, слепотствуя до самого этого дня. Ведь как позднее над слепорожденным, случайно с ним встретившись, сжалился Бог, так Он сжалился и над блуждающей и претыкающейся природой, и вложил в нее это дивное око. И человек узрел то, что на протяжении времени хотел видеть во многих пророках и царях, и не мог. Ведь подобно тому, как в одном теле много частей и много членов, но ни один из них, кроме глаза, не приспособлен обращаться к солнцу, так и из всех бывших от века одной Деве был доверен истинный свет, и через Нее - всем.

Отсюда от всякой твари Ей воздается беспрестанное славословие, и всякий язык воспевает Ей хвалы единогласно; неумолкающие гимны Матери Божией исходят от всех людей и ангельских хоров."

Бог изначально создал человека для того,чтобы позаимствовать от неё для Себя Матерь.

для этого Он вложил силу размножения,но не через скотский способ зачатия,который свидетельствовал бы о падении Адама, а через неведомой нам способ,о котором писал свт.Григорий Нисский.

это предназначение Божье,которое бы обязательно исполнилось,независимо от падения Адама.

Б8:
"Он не лучшую Матерь из всех существующих, но вообще лучшую Себе избрал. Она подходила Ему не более тех в человеческом роде, но во всем Ему подходила, потому и удостоилась стать Ему Матерью.

Ибо было совершенно необходимо, чтобы человеческая природа некогда выказала себя соответствующей тому делу, ради которого она изначально была создана и принесла человека, который смог бы достойно послужить цели Творца.

Если мы часто нарушаем предназначение, в соответствии с которым были созданы различные орудия, употребляя их то для одних, то для других ремесел, то Творец создал человеческую природу с навсегда определенным для нее предназначением, а не с тем, чтобы изменить его затем на что-либо другое. Он создал ее с самого начала такой, чтобы, когда придет время Ему родиться (по человечеству), позаимствовать у нее для Себя Матерь. Положив прежде такое применение как некую норму, в соответствии с ним Он и образует затем человека. И потому с необходимостью должен был явиться человек, который бы во всем соответствовал (цели творения). Никакая другая конечная цель создания человека не может быть предпочтена этой являющейся высшей из всех и доставляющей Творцу наибольшие честь и славу. Равно невероятно, чтобы Бог не достиг поставленной цели в том, что Он творит. Ведь это под силу и строителям домов, и изготовителям одежды и обуви; и вообще повсюду дело сообразуется с конечной целью, хотя бы мастера эти не вполне властвовали над материей, и она не целиком подходила им, но в чем-то сопротивлялась; тем не менее, с помощью своего искусства они подчиняют ее и ведут к конечной цели. Бог же не только является Владыкой материи, но и сотворил ее вначале согласно Своему замыслу, зная, как она будет использоваться
."

итак,если Искупление не было предназначением,а было лишь промыслом,ввиду падения человека,поскольку Бог падение не предназначал,
то Боговоплощение является именно предназначением,ради которого всё сотворено,даже если человек и пал.

воплощение является логосом-предназначением,вложенным во всё сотворённое.

Б9:
"В силу того, что Бог с необходимостью является праведным и Создателем соответствующего (Его праведности), располагающим все мерою и весом (Прем.11:21), то Его принесла (во чреве Своем) Дева, соответствующая Ему во всем. Она явилась Матерью Того, Чьей Матерью в силу (Божественной) справедливости и должна была стать, так что допустимо сказать, что, если бы не было никакой другой пользы от того, что Бог сделался Сыном Человеческим, тем не менее воплощение должно было бы случиться, так как Дева по справедливости явилась бы Матерью Бога. Именно то, что Бог воздает каждому соответствующее и все творит по закону справедливости, и стало довлеющим основанием, чтобы вызвать новый способ бытия (двух) естеств. Ведь если Пренепорочная сохранила все, что должна была соблюсти по отношению к Богу, если Она явилась человеком в высшей степени благоразумным и не пропустила ничего из требовавшегося, возможно ли, чтобы Бог не воздал (Ей должное)? И если ничто из того, что может сделать Матерью Бога, не ускользнуло от Девы, и Она столь сильную к Нему стяжала любовь, едва ли мог Бог не ответить равносильным воздаянием и не сделаться Ее сыном. И если Он дал вождя лукавым по сердцам их, как бы Он не взял в Матери Ту, Которая во всем и истинно оказалась по сердцу Ему? Так что дар (Богоматеринства) был для Блаженной Девы самым подходящим и приличествующим. Поэтому, когда Гаврил ясно Ей сказал, что Она родит Самого Бога: И будет (Он) царствовать над домом Иакова во века, и Царству Его не будет конца (Лк.1:33), - Дева с радостью приняла его слово, как будто узнала о чем-то обыкновенном, нисколько не странном и не отклоняющемся от привычного порядка вещей. И Она сказала блаженным языком, свободной от тревоги душой и исполненным спокойствия разумом: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему."

всё обрело не только благобытие (а некоторые и присноблагобытие),но и бытие через замысел о Деве!

всё существует благодаря предвидению Богом существования Марии.

мы все являемся должниками Ей не только в спасении,но и в самом существовании.

У2:
"Ведь если мы все делаем для того, чтобы богатеть в Боге и если здесь предел для нас всех благ - а это было бы недостижимо для людей без даров Девы - то как же не к Ней, началу хвалы, должно быть обращено все, что достохвально в человеческом роде? Ибо причиной всех наших благ является соединение с Богом, а этого соединения начало - Дева.

И поэтому для [человеческого] рода Она является многопетым началом всякой красоты, всякой святости, всех гимнов, и к Ней Одной восходит всякая хвала. Впрочем, подобает отнести к Блаженной Деве и то, что люди остались живы и вообще остаются людьми. И не только они, но и небо, и земля, и солнце, и вселенная через Блаженную Деву - как растение через плод - обрели благобытие и вообще бытие. И если мы хвалим древо по его плоду, а тот, кто испытывает радость о древе, похвалит обыкновенно и плод, то кто же не поймет, что от всего сущего всякое почитание, благодарение и украшение, если то добродетель и похвала (Флп.4:8 ) - по слову ап. Павла - подобают одной Деве? Так что можно сказать, что суд Божий, наименовавший [создание] хорошим и хорошим весьма (ср. Быт.1:31), был похвалой Деве."

т.е.творение создано "добро зело" именно в ознаменовании Приснодевы и относилось напрямую к Ней.

У1:
"Ведь Ей подобает множество похвал, не только за то, что через Нее начало быть, но и за то, что было даровано людям прежде [воплощения]."


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Новиков Павел от 05 Апрель 2009, 23:24:05
Я так понимаю, что это к празднику Благовещения! Пресвятая Богородица - моли Бога о нас!!! А можно бы еще иные мнения св. Отцов, общее мнение т.с. а то Златоуст, вообще, где-то писал, что Мария к Иисусу не сразу всерьез стала относиться, а кто-то где-то писал, что и грехи прощать может... вот для избежания подобного винегрета мнений и суждений - "консенсус патрум" и необходим. Кавасила хорошо, а вот соборное мнение - лучше.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Новиков Павел от 05 Апрель 2009, 23:26:44
Нашел:

"Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Она еще не вполне осознала природу и цель Его искупительного служения. Ни Она, ни прав. Иосиф, как отмечает евангелист Лука, «не поняли сказанных Им (Христом.– М. И.) слов: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (2. 49–50). Объясняя евангельский текст Мф 12. 46–49, свт. Иоанн Златоуст отмечает, что Дева Мария о Своем Сыне в то время «еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя» (Ioan. Chrysost. In Matth. XLIV 1)".


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 06 Апрель 2009, 02:14:29
антийохийцы блж.Феодорит Киррский,свт.Иоанн Златоуст исповедовали мнение,усвоенное из своего еретического окружения.

свт.Игнатий Брянчанинов не имел под рукой других толкований "уничижительных" мест о Богородице в Новом Завете,
а потому просто повторил нетрадиционное для святых отцов мнение несториан.

никто,кроме этих трёх не считал,будто всецело Обоженная "еще не думала высоко" о Сыне,Которого Сама же родила сверхъестественно!

вот,если бы ты родил Сына Всевышнего сверхъестественно,ты бы тоже думал,что Он такой же человек как и все?

а может с Благовещенья пошла деградация?

такую вот ерунду и не заметили эти три св.отца,включая не святого Вл.Лосского.

все остальные св.отцы даже не сомневались в том,что Мария-не просто объект атаки Господа,а синергично удостоившаяся Схождения Творца,а потому всецело обоженная,предельно святая в Боговоплощении.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 06 Апрель 2009, 02:16:36
А можно бы еще иные мнения св. Отцов, общее мнение т.с.

будут.

и это не мнения.

в аскетике мнение считается грехом.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 06 Апрель 2009, 02:25:21
Св. Андрей Критский, Слово на Рождество Богородицы (четвертое):

"Ныне Создателю всего устроился созданный Храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества - Марию, в Которой (новый Адам) делается хлебом для восстановления (человеческого) рода. Ныне отверзается великое недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую жемчужину истинной непорочности. Ныне достоинство человеческое принимает дар первого творения и возвращается в прежнее состояние: помраченное безобразием греха благолепие красоты, чрез соединение природы человеческой с рожденною Материю Краснаго добротою (Пс. 44, 4), человек получает в превосходнейшем и Богоприличнейшем виде. И это творение делается, по истине, созданием, и воссоздание - обожением, и обожение - возвращением первого совершенства! Ныне неплодная становится, сверх ожидания, материю и, родив Родившую без мужа, освящает естественное рождение. Ныне приготовлен благолепный цвет для Божественной багряницы и бедная природа человеческая облеклась в царское достоинство. Ныне - по пророчеству - произросла отрасль Давидова, Которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл силы Христа. Ныне от Иуды и Давида происходит Дева Отроковица, изображая собою царское и священническое достоинство Принявшего (священство) Аарона по чину Мелхиседекову (Евр. 7, 15). Ныне благодать, убелив таинственный ефуд Божественного священства, соделала его из Левитского семени, и Бог украсил царскую порфиру кровью Давида. Кратко сказать, ныне начинается восстановление природы нашей, и обветшавший мир, принимая Богоприличное образование, получает начало второго Божественного творения."

Свт. Софроній Іерусалимскій,
Слово на Благовещеніe Пресвятыя Богородицы, 25:

"И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто изъ нихъ не былъ до такой степени исполненъ благодати, какъ — Ты; никто не былъ настолько полонъ божества, какъ — Ты; никто не былъ такъ украшенъ святостью, какъ — Ты; никто не былъ такъ возвеличенъ, какъ — Ты, никто не былъ такъ предъочищенъ, какъ — Ты; никто не былъ такъ осіянъ светомъ, какъ — Ты; никто не былъ такъ озаренъ, какъ — Ты; никто такъ не возвысился, какъ — Ты. Потому что никто такъ не приблизился къ Богу, какъ — Ты; и никто такъ не обогатился Божіими дарами, какъ — Ты; никто не получилъ столько благодати отъ Бога, какъ — Ты. Все прекрасное, что когда-либо было достигнуто людьми, Ты превзошла; дарованія, данныя отъ Бога кому-либо Ты превозвысила; потому что преимущественнее всехъ Ты обогатилась стать Обителью Божіею; никто до такой степени, какъ Ты, возмогъ вместить въ себе; Бога; никто до такой степени не былъ силенъ принять въ себе; Бога; никто до такой степени не удостоился такого озаренія отъ Бога. И посему не только Ты приняла въ Себе; Бога, Творца всехъ и Владыку, но Ты уже имеешь Его въ Себе;, чудеснымъ образомъ воплощаемаго и чревоносимаго Тобою, а после; сего имеющаго родиться и освободить всехъ людей отъ прародительскаго осужденія и даровать имъ спасеніе, которому не будетъ конца."


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 06 Апрель 2009, 02:54:49
Свт. Фотій Константанопольскiй,
Бесѣда на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы (2):

"Нынѣ Дѣва отъ лица всего человѣческаго рода становится невѣстою общаго Господа, и — человѣческое естество, отвергнувъ союзъ любострастія и рабскаго грѣха, опять, послѣ продолжительнаго времени, обращается къ супружеской и дружеской добродѣтели и благоразумно, а вмѣстѣ и съ радостью пріобрѣтаетъ любовь къ такому сожитію. Нынѣ Дѣва приносится отъ людей Господу какъ начатокъ, и — чудеснымъ образомъ совершается великая и отъ вѣка тайна человѣческаго возсозданія. Нынѣ дщерь Адама, спасшись отъ паденія праматери Евы и оставшись чистою отъ происходящей изъ сего скверны (!), является предъ Создателемъ прекрасною и цвѣтущею и устрояетъ человѣческому роду спасеніе... Архангелъ является къ Маріи, благоухающей и безгрѣшной отрасли изъ рода Давидова."

Св. Ириней Лионский.
Против ересей, 3, 10, 2:

"И Мария, радуясь сему, воскликнула пророчествуя о Церкви: «величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем."

Св. Ириней Лионский.
Против ересей 3, 22, 4:

«Так узел неповиновения Евы был развязан покорностью Марии. Ибо то, что первая дева Ева связала своим неверием, то Дева Мария развязала Своей верой»

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ.
2 Слово на Рождество Пресвятой Богородицы:

"Она есть земля не та, которая прежде проклята была, и которой плоды наполнены терніемъ и волчцами, но та, на которой благословеніе Господне, и которой плодъ чрева благословенъ, какъ говоритъ Священное Писаніе (Лук. 1, 42)."

я не хочу от руки печатать слова свт.Геннадия Схолария,надеясь на то,что кому надо,кто ищёт Истину,тот сам найдёт и прочтёт,потому что в его мариологии я не вижу даже разницы с догматом "Непорочного зачатия" у латинян.

если у Кавасилы упор на силу против закона греха в самом естестве,то Схоларий говорит о предочищенности Марии в самом зачатии от Иоакима и Анны.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 06 Апрель 2009, 03:42:39
Пресвятая Богородица - моли Бога о нас!!!

не просто моли,а спаси нас.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 06 Апрель 2009, 04:15:21
Святитель Григорий Палама.
Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм (во Святая Святых) Пречистыя Владычицы нашея Богородицы:

1."прежде всех веков Бог предопределил Ее для дела спасения и воззвания нашего рода и избрал Ее из числа всех от века сущих, не только в количественном смысле, но и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами, и словами и делами."

4."Было же невозможным, чтобы Оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством; потому что единое, что - невозможно для Бога, это - сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая была и предопределена и возникла и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно."

8."Но поскольку, вот, они таким образом получили то о чем молились, и увидели, что Божие обещание, данное им, исполнилось на деле, то и сами заботясь об исполнении обещания, которое они дали Богу, как честные и вместе богоугодные и боголюбивые, как только вскормили, приносят в Божий храм и тамошнему архиерею воистину священную Богоотроковицу, ныне предызбранную Богоматерь Деву. Она же и в этом (раннем) возрасте будучи исполнена божественных благодатей и не лишенная зрелого ума, более чем прочие сознавала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и тем, что было в Ее силах, показала это: так что не столько Она была ведома, сколько Сама по Себе приступает к Богу по Своему почину, как бы естественно окрыляемая к священной и божественной любви и полагающая за вожделенный и за достойный Ее (Девы) вход во Святая Святых и обитание там. Поэтому и тогдашний архиерей Божий, сознающий, что Отроковица имеет обитающую в Ней божественную благодать, превосходящую всех, удостоил Ее и большего, чем всех иных, и вводит Ее во Святая Святых и убеждает всех тогда присутствовавших приветствовать то, что происходило, при Божием содействии, а вместе и явном изволением Его воли, свыше посылающего чрез ангела Деве неведомую пищу, которой лучше укреплялось естество и по телу Она сохранялась и совершалась более чистой и превосходной, чем бесплотные (ангелы), имея Небесные Умы служащими Ей, и не один только раз вошедшая во Святая Святых, но входившая не на малые периоды времени, чтобы жить там, как приглашенная Богом, в знамение имеющих благодаря Ей открыться в надлежащее время небесных обителей, имеющих быть данными на вечное жительство верующим Ее Преславному Сыну."

9."Итак, таким образом и ради сего Избранная из всех от века, явившаяся Святейшая святых и имеющая тело более чистое и божественное, чем добродетелью очистившие себя духи, как не образом лишь бывшая приятелищем Божиих слов, но как приявшая и Самое Воипостасное и Единородное Слово Пребезначального Отца, Она помещается сегодня в Святейших сокровенных местах храма, словно некое Сокровище Бога, имеющего применить его в свое время, которое и наступило, для обогащения и украшения всего сущего в мире и выше мира: и, таким образом, Он и этим прославляет Свою Матерь и прежде чем родился от Нее, и после Рождества."

заметьте,Ей было всего лишь три года,а Она уже по собственному почину приходит в Свой собственный дом,в Святая Святых,место,заранее уготованное для Неё Богом,место,отделённое от всего осуждённого и греховного мира,место,куда можно было входить только предварительно принеся жертвы и очистившись.

и питалась Она с детства пищей не от человек,потому все люди были под грехом,а Она выше вины и ответственности за грех Адама,как пишет Кавасила.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Андрей Белоус от 06 Апрель 2009, 09:01:25
антийохийцы блж.Феодорит Киррский,свт.Иоанн Златоуст исповедовали мнение,усвоенное из своего еретического окружения.

свт.Игнатий Брянчанинов не имел под рукой других толкований "уничижительных" мест о Богородице в Новом Завете,
а потому просто повторил нетрадиционное для святых отцов мнение несториан.

никто,кроме этих трёх не считал,будто всецело Обоженная "еще не думала высоко" о Сыне,Которого Сама же родила сверхъестественно!

Еще думал блаженный Феофилакт, который кратко и в более мягкой форме воспроизводит толкование Златоуста:

Цитировать
Еще же Ему глаголющу к народом, се мати Его и братия Его стояху вне, ищуще глаголати Ему. По-человечески мать хотела показать, что имеет власть над сыном, ибо в то время она еще ничего особенно великого не помышляла о Нем. Поэтому, будучи неравнодушна к чести видеть сына послушным себе, желает вызвать Его даже среди речи. Что же Христос? Поелику Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

Рече же некий Ему: се мати Твоя, и братия вне стоят, хотяще глаголати Тебе. Он же отвещав рече ко глаголющему Ему: Кто есть мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя, Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Не в укор матери говорит это, но для исправления человеческой мысли ее; ибо не сказал: она Мне не мать, но дал знать, что если она не будет исполнять воли Божией, то ей нисколько не принесет пользы то, что она родила Меня. И так Он не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством по добродетели; потому что недостойный человек не получает никакой пользы от плотского родства. Предотвратив таким образом недуг тщеславия. Он тотчас повинуется зовущей Его матери.


http://www.pagez.ru/lsn/0113.php#12

так же из ближайших нам по времени святых богословов святой Иустин Попович поддерживает антиохийскую линию:

"Правда, Православная Церковь еще с глубокой старины именует в своих богослужебных книгах Святую Богородицу Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Пренепорочной, и в превосходной степени приписывает ей все лучшее, все чистейшее, все самое святое и самое добродетельное. Но все это Православная Церковь относит не к отсутствию первородного греха в Святой Деве. а к отсутсвию в ней личных грехов, от которых Она была свободна после сошествия Святого Духа на Нее и зачатия Господа Иисуса Христа. Благодаря сошествию Святого Духа на Святую Деву и зачатию Спасителя. с момента зачатия Она стала свободной от личных грехов." ("Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). том второй, Москва, "Паломник", 2006, с. 502)


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Новиков Павел от 06 Апрель 2009, 12:16:47

не просто моли,а спаси нас.

Спасает человека только Бог, мы это обсуждали в теме "Воскресла ли Мария подобно Христу". Посмотри молитвы, Каноны и т.д. везде - помощь во спасении Богородицей через предстательство Иисусу, как, впрочем, и очищение от грехов. А что касаемо отсутствия личных грехов, может быть я дятел, но согласно учению - безгрешный только Иисус. Короче, нужно с этим разбираться скрупулезно. Иначе, уведет на ненужную обочину. И потом, что это за грех иметь мнение? Мы не древние аскеты, пустынножители, а вот они не особо-то и писали догматические сочинения.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 06 Апрель 2009, 12:54:17
все остальные св.отцы даже не сомневались в том,что Мария-не просто объект атаки Господа,а синергично удостоившаяся Схождения Творца,а потому всецело обоженная,предельно святая в Боговоплощении.
Почему об этом молчат Отцы доникейского периода? Есть, правда, среди них одинокие слова священномученика Мефодия Патарского из "Слова на Сретение":
"Посему и высшая закона, Матерь, подчиняется закону, и пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковый день; и свободная от закона, повинуется закону, и приношение делается за Того, Который освятил нас, - пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. А что это рождение было чистое и не подлежавшее очищению, свидетель слов моих об этом Исаия, ясно возвещающий вселенной: еще не мучилась родами, а родила, прежде нежели наступили боли ея, (избегла и) [2], разрешилась сыном, Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому? (Ис.66:7), Итак пресвятая Дева-Матерь избегла свойственного женам пред рождением, как и зачала без соития, потому что Святый Дух предобручил и освятил ее. Она родила первородного и единородного Сына Отца".

"Радуйся вечно, нескончаемая радость наша (пресвятая Дева); к тебе опять я обращаюсь. Ты - начало, средина и конец нашего торжества; Ты - драгоценный перл царства, истинный тук всякой священной жертвы, одушевленный жертвенник хлеба жизни. Радуйся, сокровище любви Божией; радуйся, источник человеколюбия Сына; радуйся, осененная гора Святаго Духа (Авв.3:3) [10]. Ты воссияла, вожделенная родительница Света (духовного) Солнца, неприступными лучами пламенной любви, родив в конце (времен) рожденного от начала, явив сокровенное и неизреченное таинство, Сына невидимого Отца, подателя мира, дивно уничижившегося более всякого уничижения. Посему молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою."

Хочу заметить, что эти слова были произнесены почти за 150 лет до Эфесского собора.

Однако другие отцы и учители доникейского периода выражались о Богородице довольно-таки сдержанно. Что же - они все были еретиками?!


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: bar-ieremias от 07 Апрель 2009, 04:37:31
Благовещение, фреска из церкви в Убиси ( Грузия )

(http://georgia.orthodoxy.ru/mural/pic_fres_damiane7.jpg)


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Г е о р г и й от 07 Апрель 2009, 09:09:01
Однако другие отцы и учители доникейского периода выражались о Богородице довольно-таки сдержанно. Что же - они все были еретиками?!

Потому, что так устроил Господь.
Церковь изначально, обладающая всей полнотой знаний во Святом Духе, через святых отцов постепенно оформляет их Священным Преданием, которое и есть граница Церкви, которая ограждает верных от еретиков и отступников.
По мере того как всё больше и больше восставали еретики и лжеучители, всё глубже и глубже оттачивалось учение Церкви, постепенно усваиваемое всей полнотой членов Тела.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Новиков Павел от 07 Апрель 2009, 22:43:41

заметьте,Ей было всего лишь три года,а Она уже по собственному почину приходит в Свой собственный дом

Иисус назвал Храм домом Отца Своего.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Новиков Павел от 07 Апрель 2009, 22:46:24

антийохийцы блж.Феодорит Киррский,свт.Иоанн Златоуст исповедовали мнение,усвоенное из своего еретического окружения.

Как интересно, а больше никто ничьего влияния не испытывал? Если речь идет о таких серьезных вещах, то как можно полагаться на мнение внешних, да еще с сомнительной репутацией и излагать свое видение на этой основе?


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Андрей Белоус от 08 Апрель 2009, 02:05:50
всё бывшее-это цветочки.

а теперь ягодки.

сказав о прообразах Марии,ныне вступаем в область предвечных логосов.

итак,вспомним слова Кавасилы о том,что только Марии удалось явить подлинного человека,а потому только Она является первым человеком,а Христос-вторым.

Бог всё (а значит не только человека) привёл в бытие,предвидя чистоту и превосходство души Девы,Которая стала Богом по благодати в падших условиях мира сего.

причём не просто озарилась энергиями Божества,а вместила в Себя Источник нетварных энергий,более того,дав Ему чистейшее и обоженное человеческое естество.

и,как я уже говорил,тропосы существования человеческой природы в ипостасях Той,Кто дала природу и Того,Кто восприял природу,совпали.

это равнобожественность,единопрестольность,равночестность.

Дамаскин Тело Иисуса именует Богом.

Кавасила пишет об исключительном событии,когда тот же самый божественный тропос существования человеческой природы видим и у Христа,и у Марии.


 ...


всё обрело не только благобытие,а некоторые-присноблагобытие,но и просто бытие через замысел о Деве!

всё существует благодаря предвидению Богом существования Марии.

мы все являемся должниками Ей не только в спасении,но и в самом существовании.


Азамат, Вы перегибаете палку.

Во первых, я сразу хочу отметить, что нисколько не буду спорить с тем, что говорит о Богородице святой Николай Кавасила - я полностью с ним согласен. С одним только уточнением - тему о месте Богородицы в домостроительстве и в цели творения нельзя рассматривать отдельно от всего учения о цели творения в целом, и нельзя расссматривать в отрыве от всего домостроительства. всей христологии -  боговоплощении и искуплении, как, фактически, это делаете Вы. у Вас Кавасила не проясняет Максима Исповедника, как Вы писали в какой-то из тем, а, напротив, входит в совершенное противоречие с Максимом и другими отцами - и только потому, что Вы рассматриваете его взгляд на Марию в отрыве от всего остального. Тем самым Вы и Кавасиле делаете медвежью услугу, пытаясь сейчас на нем одном формулировать мариологию, закладывая семена недоверия к этому отцу Церкви у малосведущих в патристике.

 божественный Максим Исповедник:

Познавший таинство Креста и Гроба Господня познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие

Но у Вас таинство Марии никак не связана с таинством Креста и Гроба - с таинством Искупления - так как Вы сами исключили Марию из участия этом таинстве, заявив, что Крест и искупление Ей не нужны; тем самым, как мне представляется, Вы  Марию не сделали целью творения, но наоборот - исключили ее совершенно из этой цели, так как, согласно Максиму, невозможно познать цель творения вне тайны Креста и Гроба. 


Цитировать
причём не просто озарилась энергиями Божества,а вместила в Себя Источник нетварных энергий,более того,дав Ему чистейшее и обоженное человеческое естество.

Извините, но это совсем не так. Мария не вмещала источник божественных энергий, так как источником божественных энергий является сущность Божества, а не ипостась Бога Слова. сказать, что Мария вместила в Себя источник Божетвенных энергий - значит сказать, что она вместила в себя Триипостсную Единицу,  общую природу Отца, Сына и Святого Духа, родила сущность Троицы, что является бредом и богохульством. Я думаю, что такой оборот можно иногда употребить в качестве риторического, но, конечно, не с точки зрения строгого богословия.

Цитировать
и,как я уже говорил,тропосы существования человеческой природы в ипостасях Той,Кто дала природу и Того,Кто восприял природу,совпали.

...

Кавасила пишет об исключительном событии,когда тот же самый божественный тропос существования человеческой природы видим и у Христа,и у Марии.

В этом Ваша главная ошибка: Вы неправильно поняли Кавасилу, который совсем не имел ввиду, что Мария явила тот же тропос, что и у Христа. Кавасила пишет совсем о другом - о том, что Мария в неуклонном благом движении произволения явила природу первозданного Адама, какой она была до грехопадения, наверное можно сказать -  соответствие тропоса первозданного Адама его логосу. В этом смысле можно говорить и о примирении, так как тропос существования первозданного Адама до падения не враждовал против логоса его природы, то есть, против Бога: Своим благим произволением Мария как-бы вернула это мир с Богом природе Адама. Но из этого еще не следует, что тропос существования природы падшего Адама, какой она унаследовала, как и все люди, обычным путем, был Ей отменен или исправлен: согласно отцам, природа может иметь не один тропос, и поэтому явление первозданной природы в благом самовластии Марии, полностью подчинившемся божественной воле, само по себе еще не отменяет и не исправляет тропоса природы падшего Адама, характеризующегося гноми (хотя в Марии гноми была только и всегда в потенции), страстностью, тлением и смертностью. от этого тропоса, согласно отцам, и в первую очередь - божественнному Максиму, избавляет только воплотившийся и распятый Бог Слово, что и называется "искуплением". О том, когда над Марией было совершено окончательно искупление, можно думать - в Боговоплощении, ранее  или позднее, можно размышлять, но одно ясно - Мария так же нуждалась в искуплении и Кресте, каки все остальные люди, даже если Она и пережила причастие этим событиям до их временно-исторического осуществления.

Если же допустить Вашу мысль о том, что в Марии еще до воплощения Сына был упразднен тропос существовования падшего Адама и заменен на божественный - то тогда Мария не нуждалась не только в искуплении, но и в воплощении, что прямо противоречит Божественному Максиму, который утверждает, что тайна приснодевства и тайна воплощения Бога Слова - две связанные тайны, являемые друг через друга. и что именно воплощение Бога делает девство Марии -  нерасторжимым и неизменным -то есть приснодевством. Кроме того, такой ход мысли исключает Марию из промысла боговоплощения, ставя Ее над ним.

Цитировать
это равнобожественность,единопрестольность,равночестность.

Говорить о равнобожественности Марии, без указания на то, что эта равнобожественность относится только лишь к области энергий, но совсем  не относится к тождеству по сущности (так как по сущности Мария остается тварью, никогда не тождественной Богу Троице) - не совсем честно, и не совсем правильно. а главное - неполезно и соблазнительно для тех, кто ничего не понимает в этих тонких различиях. и который может лишь усмотреть в этом язычесткое самообожение и идолопоклоноство и благодаря этому отвратиться от чистого учения святых отцов.

Цитировать
всё существует благодаря предвидению Богом существования Марии.

мы все являемся должниками Ей не только в спасении,но и в самом существовании.

Опять же, все верно - но лишь в каком-то частном смысле, соответствующем месту Богородице в домостроительстве. Потому что есть много формулировок относительно того, благодаря чему мы существуем и о цели всего: некоторые древние отцы писали о Церкви, как о цели творения, ради нее все было создано: другие о Логосе, третьи - о причастии к божественным совершенствам и славе как цели творения. Но всеобъемлющий смысл в любом случае только в том, что один Бог-Троица является всеобъемлющей и единственной целью, как это мощно показал Максим Исповедник в 7-й Амбигве, например, в этом месте:

"Итак, ничто приводимого в бытие не остановило своего природного можения, движущегося к соответствующему ему завершению; и не успокоило действия, уперев его в соответствующее ему завершние; и не пожало плода соответствующей движению страсти (πάθους), то есть - бесстрастия и недвижности.  Ведь только Бога {удел} быть {и просто} завершением, и тем, что совершенно, и тем, что бесстрастно, -  так как {только Он и} недвижим, и полон, и не подвержен претерпеванию, {то есть бесстрастен}; а приводимого в бытие {удел}, напротив – быть подвигнутым к безначальному завершению, и неколичественным, совершенным завершением успокоить действие, и претерпеть {бескачественность}, но не  быть или стать по сущности бескачественным ( ясно, ведь,  что все приводимое в бытие, то есть тварное, не безотносительно)." (7-я Амбигва, цит. по "Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом". издательство РХГА,  С.-Пб., 2007)

Из этого текста ясно следует, что все, приводимое в бытие, то есть тварное, даже претерпевая в соединении с Целью всего бескачественность (обожение), не может сравниться с Богом, Который один в собственном смысле слова всегда остается целью творения как по сущности неподвижный и бесстрастный. И только в этом контексте следует вести речь о месте Богородицы в домостроительстве спасения и цели творения. Отдельно выделять и акцентировать эту тему о Богородице будет совершенно бесполезно, бессмысленно и только послужит смущению и соблазну, новым обвиняниям со стороны несторианствующих, протестантствующих и просто тех, кто "не в теме", в идолопоклонстве и языческом самообожении, и может посеять недоверие к византийской богословской традиции в целом.


















Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: Андрей Белоус от 08 Апрель 2009, 02:54:36
Название темы изменил в связи с его соблазнительностью.


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: Romeo от 08 Апрель 2009, 11:51:42
Азамат, Вы перегибаете палку.

... ... ...

Азамат, по всем пунктам я согласен с Андреем!..

Нужно всегда помнить, что праведность даже таких праведников, как Дева Мария и Иоанн Предтеча, чистых от утробы матери, и всех праведников живших до Христа, это все равно и всегда только через их участие в Жертве Христа. Об этом в Омилии св. Григория Паламы на Воздвижение Креста и в слове св. Григория Богослова о мучениках Маккавейских.


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 08 Апрель 2009, 15:12:54

антийохийцы блж.Феодорит Киррский,свт.Иоанн Златоуст исповедовали мнение,усвоенное из своего еретического окружения.

Как интересно, а больше никто ничьего влияния не испытывал?
Павел, я, как говорится, человек маленький, но определенные Отцы испытали влияние идей неоплатонизма...

2 Андрей, я уже давно ждал, когда же кто-нибудь наконец скажет то, что сказали Вы! ;)


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: azamat от 08 Апрель 2009, 21:17:02
у нас с Андреем давно расхождение в мариологии )

ещё со старого форума (Агапы).


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: Андрей Белоус от 08 Апрель 2009, 23:31:20
у нас с Андреем давно расхождение в мариологии )

ещё со старого форума (Агапы).

М-да уж.. Пожалуй, это единственное наше с Вами расхождение на сегодняшний момент.



Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: azamat от 08 Апрель 2009, 23:38:12
Азамат, Вы перегибаете палку.

... ... ...

Азамат, по всем пунктам я согласен с Андреем!..

Нужно всегда помнить, что праведность даже таких праведников, как Дева Мария и Иоанн Предтеча, чистых от утробы матери, и всех праведников живших до Христа, это все равно и всегда только через их участие в Жертве Христа. Об этом в Омилии св. Григория Паламы на Воздвижение Креста и в слове св. Григория Богослова о мучениках Маккавейских.

в отношении к Богородице Жертва Христова-это приношение Его по человечеству Троице.

именно этот аспект.

та "часть" Голгофы,которая была связана с самИм унижительным распинанием Сына уж никак к Марии отношения не имеет.

здесь,наоборот,Она соучаствовала Сыну в несении Креста.

чтобы обожить Пречистую,Которая пречиста в силу усердия в стяжании благодати,совсем не обязатально надо было подвергаться Сыну всему тому,чему Он подвергся от беззаконников.


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: azamat от 08 Апрель 2009, 23:40:07
я ещё раз упоминаю о 33 главе Кавасилы из "ИБЛ".

там чётко разделяется Жертва на благодарственную и ходатайственную.

на Мария направлено первое,а не второе.


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: Г е о р г и й от 09 Апрель 2009, 10:32:00
у нас с Андреем давно расхождение в мариологии )

Я думаю, что Вам надо задуматься и согласиться с замечаниями Андрея, потому что так «перегибая палку» можно уподобиться латинянам и из крайности уйти в ересь.
Латиняне, в неуемной своей «ревности» не по разуму «добогословствовались» до того, что вывели Богородицу из общего нашего плотского состояния единого для всех без исключения (кроме Христа по плоти) после падения Адама и Евы, тем самым принизив Её великий подвиг и славу противостояния греху, смирения и послушания Богу, явления в свет в первые в истории природы первозданного Адама, благодаря чему Бог и воплотился.
Они это сделали как всегда своим «юридизмом», а Вы пытаетесь это вывести из поучений св. Николая Кавасилы, который всегда был в общем русле православного учения св. отцов, и новых «сенсационных» открытий, как латиняне не делал.
Вы и сами приводили слова св. Николая Кавасилы, где он четко говорит, что Богородица сущая «от земли, общим со всеми образом, - от того самого падшего рода», «так преславно победила, что послужила и ко Своей славе и к пользе других людей»:
«Пречистая Дева, не имевшая Небо градом и произошедшая не от сущих на Небе, но от земли, общим со всеми образом, - от того самого падшего рода, который не познал свою природу».

«Значит, Пречистая Дева из Своих праведных дел Сама сплела Себе венок. Получив от Бога то же самое, что и остальные, Она тем, что добавила от Себя, настолько превзошла других, что не только победила там, где другие уступали, но так преславно победила, что послужила и ко Своей славе и к пользе других людей, как если бы все потрудились для этой победы».

«Ведь и не сочетал Ее Бог как-то специально с этим любомудрием, и не удостоил большими по сравнению с прочими вспомоществованиями Ту, Которая принесла [столь много] другим, но руководствуясь только Своим рассуждением и воспользовавшись только в равной мере всем дарованными средствами для [стяжания] добродетели, Она одержала эту новую и преславную победу».


И сейчас Богородица превыше Херувимов и славнее Серафимов вместе с нами – Церковью Христовой, как и все святые, но по благодати Божией выше всех, потому, что никто не превзошел и не может превзойти Её по Любви к Богу.


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 09 Апрель 2009, 16:29:27
никто не превзошел и не может превзойти Её по Любви к Богу.

Да, только мать может так любить...


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: azamat от 09 Апрель 2009, 21:35:23
Вы и сами приводили слова св. Николая Кавасилы, где он четко говорит, что Богородица сущая «от земли, общим со всеми образом...

ну тогда зачем спорите? и причём тут латиняне? разве не ясно,что я отвергаю их догмат?

Вы же до сих пор не поняли о чём я  ???


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: Г е о р г и й от 10 Апрель 2009, 11:07:50
ну тогда зачем спорите? и причём тут латиняне? разве не ясно,что я отвергаю их догмат?

Вы же до сих пор не поняли о чём я  ???

Да я и не спорю, и во многом с Вами согласен, но по некоторым моментам, наверное, действительно Вас не понимаю.
Но думаю, что Вас прекрасно понимает Андрей, а я понял то, что он сказал Вам вот этими словами:

Но у Вас таинство Марии никак не связана с таинством Креста и Гроба - с таинством Искупления - так как Вы сами исключили Марию из участия этом таинстве, заявив, что Крест и искупление Ей не нужны; тем самым, как мне представляется, Вы  Марию не сделали целью творения, но наоборот - исключили ее совершенно из этой цели, так как, согласно Максиму, невозможно познать цель творения вне тайны Креста и Гроба.


Название: Re: Место Пресвятой Богородицы в телеологии творения
Отправлено: azamat от 11 Апрель 2009, 08:52:57
тайна Креста и Гроба не сводится к одному только искуплению.

Мария не было в рабстве у дьявола.

по-моему,это и ребёнку понятно.


Название: Re: Мы существуем ради Марии.Всё сотворено Богом для Неё.
Отправлено: azamat от 13 Август 2009, 10:29:18
так же из ближайших нам по времени святых богословов святой Иустин Попович поддерживает антиохийскую линию:

"Правда, Православная Церковь еще с глубокой старины именует в своих богослужебных книгах Святую Богородицу Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Пренепорочной, и в превосходной степени приписывает ей все лучшее, все чистейшее, все самое святое и самое добродетельное. Но все это Православная Церковь относит не к отсутствию первородного греха в Святой Деве, а к отсутсвию в ней личных грехов, от которых Она была свободна после сошествия Святого Духа на Нее и зачатия Господа Иисуса Христа. Благодаря сошествию Святого Духа на Святую Деву и зачатию Спасителя. с момента зачатия Она стала свободной от личных грехов." ("Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). том второй, Москва, "Паломник", 2006, с. 502)

Беневич/Шуфрин.Беседы о прав.догм.богословии:

"Не всякий даже прославленный святой является отцом Церкви. Например,я глубоко почитаю св.Иоанна Шанхайского как чудотворца и подвижника благочестия. Но,скажем,когда в его писаниях я нахожу мнение,что у Богородицы были грехи,с этим я не могу согласиться. Не потому,что это моё мнение,а потому,что Церковь в целом учит,что Пресвятая Дева была совершенно без греха. То же относится,mutatis mutandis, и к учению о так называемом "первородном грехе",излагаемом в монографии преп.Иустина (Поповича)."