consensus patrum

Общий раздел => Вопросы аскетики => Тема начата: иеромонах Дионисий от 29 Июнь 2012, 18:04:38



Название: Две воли в человеке. Упражнение воли.
Отправлено: иеромонах Дионисий от 29 Июнь 2012, 18:04:38
Пс.69.1-6.

1 В конец давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу.

2 Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися.
3 Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою. да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая:
4 да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже.
5 Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущии тебе, Боже: и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение твое.
6 Аз же нищь есмь и убог, Боже, помози ми: помощник мой и избавитель мой еси ты, Господи, не закосни.


***

Думаю, в псалме говорится о силах души, которые в зависимости от цели разделяются на две группы.

Для первой, целью является сам человек и исполнение его желаний (ищущии душу мою).

Для второй – Бог и исполнение Его повелений (ищущии Тебе, Боже).

***

Тоже можно увидеть и в книге Бытие, где в «человеке» представлены две линии родословия. Эгоистическая – от каина, божественная – от сифа.  Быт.4.

Какая группа преобладает в душе, волю той и творит человек.

***

Полагаю, полезным упражнением для человека будет воздержание от исполнения своих желаний и исполнение божественных заповедей.

В каждом случае неверного выбора следует обратиться к Богу словами 69 псалма, имея в мысли указанные смыслы.

Такое упражнение научит человека выполнять божественную волю (сотворит в человеке божественную волю).

***


Простите ...


Название: Re: Две воли в человеке. Упражнение воли.
Отправлено: иеромонах Дионисий от 30 Июнь 2012, 08:07:07
Каждый человек имеет достаточно разума, чтобы понять "для кого он это делает", и если у него есть желание угодить Богу, то он имеет все необходимое для того, чтобы сотворить в себе божественную волю.

Думаю, в сотворенном (воле) можно различать действия, дела, устройство и просвещение, которые познаются в упражнении.

***

Как мне кажется, полезные смыслы:

Думаю, всю совокупность приобретенного в упражнении причастия Богу можно называть обожением, а мнение о своем обожении можно называть просвещением.


Простите ...