consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Мистагогия => Тема начата: azamat от 16 Февраль 2009, 06:08:11



Название: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: azamat от 16 Февраль 2009, 06:08:11
Бог не ведает некрещёных,но ведает лишь крещёных.

некрещёные для Бога как бы не существуют вообще.

у них нет бытия,существования в перспективе нетварных энергий.

их просто нет для Бога по логосу обожения.

Он их не знает как бы опытно,поскольку не знает опытно ни греха,ни тех,кто во грехе.

их не существует в определённом смысле.

Св.Николай Кавасила.
"Семь слов о жизни во Христе".
Слово второе:

"Креститься-значит родиться во Христе и получить самое бытие и существование тем,кои ещё не существуют."

"золото и серебро и медь, пока не потечет, расплавившись от огня, представляет взору только вещество, потому и называется золотом или медью, что служит именованием вещества. Когда же образовательными формами сжато будет в определенный вид, тогда, прежде всего, представляется взору уже не вещество, а определенный вид, подобно одеждам на теле, почему получает и особое какое-нибудь наименование, ибо называется уже статуей или перстнем, или чем-нибудь подобным, что означает уже не вещество, а только вид и образ. Потому, может быть, и спасительный день Крещения называется у христиан днем наречения имен (onomasterios), потому что тогда мы образуемся и запечатлеваемся, и жизнь наша, не имеющая образа и определенного вида, получает и вид и предел. Иначе, будучи тогда познаны Знающим своих и, как говорит Павел, познавше Бога, паче же Познани бывше от Бога (Гал.4:9), мы слышим в тот день знаменующее слово - проименование, так как тогда мы истинно бываем познаны, ибо быть познану (gnosthenai) Богом значит быть истинно знаменитым (gnorimos).

Почему о тех, кои не имеют ничего общего с сею жизнью, Давид сказал: нe помяну имен их устнама моима (Пс.15:4), ибо незнаемы и неявлены те, кои поставили себя вдали от оного света. Ибо ни для глаз, без света не бывает ничего ясным из того, что может быть видимо, ни для Бога не бывает ведом тот, кому не случится принять луча оттуда. А причина та, что на самом деле совершенно не существует то, что не бывает явно для оного света, как по сему слову: позна Господь сущия своя (2Тим.2:19), так и в другом месте говорит он, что не знает юродивых дев (Мф. 25: 12).

Крещение потому есть просвещение (photisma), что доставляя истинное бытие, соделывает ведомыми Богу и руководя к оному свету, удаляет от темного зла. Потому оно есть купель, что оно просвещение, ибо дозволяет свету сообщаться непосредственно, когда всякую нечистоту, которая затеняет от душ наших Божественный луч, уничтожает как некое средостение."


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Наталия от 16 Февраль 2009, 23:48:59
А меня все время мучает мысль: что же происходит с теми людьми (и детьми), которые  не смогли креститься по причинам, совершенно от них не зависящим? (Например, нерожденые младенцы или дободетельные язычники, не знавшие о Кресте и Крещении вовсе?)


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Андрей Белоус от 17 Февраль 2009, 10:59:46
А меня все время мучает мысль: что же происходит с теми людьми (и детьми), которые  не смогли креститься по причинам, совершенно от них не зависящим? (Например, нерожденые младенцы или дободетельные язычники, не знавшие о Кресте и Крещении вовсе?)



свт. Григорий Богослов говорит в "Слове о крещении", что "не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания"

Более подробно эту тему развивает свт. Григорий Нисский в сочинении "О младенцах, преждевременно похищаемых смертью", в частности отмечая, что относительно тех, у кого еще не было ни действия ни произволения нет и повода говорить о воздаянии, полностью сочинение здесь:

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=slvbsd#niss2091

так же это мнение Григория Богослова отражено и в Постной Триоди, точнее - в синаксарии на Родительскую (мясопустную) Субботу:

"Ведати же и сие подобает, яко крещеннии младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут."

http://pravoslavnyi.narod.ru/Triodion/LastJudgement/sat_funeral_2.htm



Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Romeo от 17 Февраль 2009, 13:37:30
А меня все время мучает мысль: что же происходит с теми людьми (и детьми), которые  не смогли креститься по причинам, совершенно от них не зависящим? (Например, нерожденые младенцы или дободетельные язычники, не знавшие о Кресте и Крещении вовсе?)

К ответу Андрея хотелось бы ещё добавить:

"Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа." (Рим. 2, 9-16).

"Догматическое богословие", Москва, 2003г., издание Свято-Тихоновского Богословского института, глава "Спасение возможно только в Церкви" стр.167 :

"О тех, кто находится вне Церкви, надо говорить в двух смыслах. О тех, кто по тем или иным причинам находится вне Церкви, мы ничего не знаем. Господь сам решает их судьбу, и для тех, кто не зная Господа, вел праведную жизнь, есть, по-видимому, возможность для спасения. Здесь мы полагаемся на милость Божию. И совсем другое дело, когда мы говорим о вероотступниках, сознательно порывающих с Господом. Для них Спасения нет."."

В житии Василия Нового написано:

"О младенцах, не просвещенных святым крещением.

И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное на­слаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня.

  Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение.

Это были младенцы, не принявшие святого крещения. Возрастом все они были одинаковы."

С ув., Роман.
http://apologiya.orthodoxy.ru
http://orthodox-man.livejournal.com


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 20 Февраль 2009, 18:34:47
В принципе, у святых отцов встречается описание некоего промежуточного состояния между наслаждением и муками в посмертном бытии. Например, не помню кто из святых рассказывал эту историю, но в общем, в Константинополе жил один богатый и очень милостивый человек, но преданный страсти блуда. И вот когда он умер, то Господь поместил его в пограничье между адом и раем: благодаря милостыне он избавлен от страданий, но из-за своей нечистоты он не допущен в рай.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 20 Февраль 2009, 18:40:15
Да, кстати, в этом случае в пограничье между адом и раем попал крещеный и верующий человек.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Новиков Павел от 01 Март 2009, 18:06:08
В принципе, у святых отцов встречается описание некоего промежуточного состояния между наслаждением и муками в посмертном бытии.

Вы не могли бы привести пример? Это очень напоминает доктрину "Чистилища".
И еще, Иисус говорил: "Кто не крестится от воды и Духа - не может наследовать Жизнь вечную", так вот, само водное крещение, как процедура - является ли гарантией того, что Бог "тут же узнает" про этого человека? Или, допустим, крещается раб Божий, все по чину, но обязательно ли сойдет на него Дух Божий? И потом, кто крестил вновь уверовавших римлян, которые видя страдания христиан на арене Колизея, поражаясь их преданности Христу, - вдруг исповедовали Иисуса - Христом, и тут же посылались на ту же арену? Есть мнение, что они крестились своей кровью, что может и указывать на "крещение Духом". Так что я считаю, что не все так однозначно.

P.S. Хотя меня крестили в 3 месяца в Богоявленском Соборе, в Москве, и поэтому мне проще и... лучше.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: azamat от 01 Март 2009, 18:30:03
есть много видов крещения,но само крещение одно.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Новиков Павел от 01 Март 2009, 18:37:26
есть много видов крещения,но само крещение одно.

Согласен. А что думаешь про "Чистилище"?


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: azamat от 01 Март 2009, 18:40:00
о чистилище хорошо высказался свт.Марк Эфесский.

мне даже прибавить нечего.

лучше почитать.

многое удивит.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Новиков Павел от 01 Март 2009, 18:46:29
о чистилище хорошо высказался свт.Марк Эфесский.

мне даже прибавить нечего.

лучше почитать.

многое удивит.

Прочитать хочу много чего. Но ты кратко, для затравки, такскать...


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Андрей Белоус от 01 Март 2009, 18:48:51
В принципе, у святых отцов встречается описание некоего промежуточного состояния между наслаждением и муками в посмертном бытии.

Вы не могли бы привести пример? Это очень напоминает доктрину "Чистилища".



Павел, я выше приводил цитаты из св. Григория Богослова и ссылку на сочинение св. Григория Нисского, о том, что некрещеные младенцы не будут мучимы, но и не будут прославлены, и цитату из "Постной Триоди", воспроизводящую это мнение. примеров вряд ли мы найдем. так как святоотеческое богословие вообще-то старалось в целом воздерживаться от определения посмертной участи тех, кто по объективным обстоятельствам не мог принять Крещения. В конце-концов, это не дело людей, а Бога, как говорил ап. Павел - "внешних же судит Бог"


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Андрей Белоус от 01 Март 2009, 18:50:59
Чистилище здесь ни при чем, хотя бы потому, что таковое состояние (о котором говорят святые Григорий Богослов и Нисский) не предполагает "очистительного огня" - главного компонента "Чистилища"


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: azamat от 01 Март 2009, 19:29:42
Прочитать хочу много чего. Но ты кратко, для затравки, такскать...

ну,если кратко...
ад-временная темница...
души либо "вымаливаются" Церковью, либо будут вечно в геенне огненной.
предсмертные страдания очищают от укорных страстей и в этом смысле выполняют функцию "чистилища"...
поэтому страдать,чтобы очиститься после смерти-это ересь латинян.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Новиков Павел от 01 Март 2009, 19:45:17

предсмертные страдания очищают от укорных страстей и в этом смысле выполняют функцию "чистилища"...

Причем здесь предсмертные страдания, речь-то шла не о них.


некрещеные младенцы не будут мучимы, но и не будут прославлены

И разве речь шла о некрещеных? Пример с


жил один богатый и очень милостивый человек, но преданный страсти блуда. И вот когда он умер, то Господь поместил его в пограничье между адом и раем: благодаря милостыне он избавлен от страданий, но из-за своей нечистоты он не допущен в рай.

Говорит о недопустимости райского пребывания ввиду страсти, но не отсутствия крещения. Кстати, младенцы не имели никаких дел, ни хороших ни плохих, данный же товарищ - был милостивым, а что сказал Иисус в "Нагорной проповеди"? - "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут", или Вы считаете, что отсутствие мучений уже помилование? Я, пожалуй, не соглашусь.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: azamat от 01 Март 2009, 20:03:46

предсмертные страдания очищают от укорных страстей и в этом смысле выполняют функцию "чистилища"...

Причем здесь предсмертные страдания, речь-то шла не о них.

речь шла о функции чистилища очищать.

а ты спрашивал о чистилище.

свт.Марк и указывает на то,что очищение происходит не после смерти,а до или в самый момент смерти.


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Новиков Павел от 04 Март 2009, 12:21:55

свт.Марк и указывает на то,что очищение происходит не после смерти,а до или в самый момент смерти.

Кинь, плизз, цитатку!


Название: Re: Бог не ведает того,кого нет в сверхъестественном бытии (т.е.некрещёных)
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 04 Март 2009, 17:44:09
(http://www.cirota.ru/forum/images/92/92556.jpeg)

Адские мучения. Мозаика собора Торчелло (Италия). 12 век.