consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Сотериология и эсхатология => Тема начата: Iohannes от 29 Февраль 2012, 02:33:08



Название: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: Iohannes от 29 Февраль 2012, 02:33:08
Православные (из числа невежественных), основываясь на Догматике Иустина Поповича (и остальных подобных сочинениях), имеют превратное представление о католическом понимании грехопадения и крещения. Пишу, чтобы исправить ложное воззрение.

Католическая Церковь считает, что в грехопадении испортилось не только отношение (relatio) между человеком и Богом, но и повредилась человеческая природа (не в смысле изменения логоса природы, а в смысле изменения тропоса бытия).

Грех Евы и грех Адама - это их личные грехи. Но в связи с тем, что они стали праотцами всего человечества, следствия их личного падения стали присущими всем людям с самого их зачатия. Каковы же эти следствия?

1) Преграда и средостение вражды с Богом. Это самое важное, первичное и существенное следствие падения.

2) Безблагодатность и богооставленность (которая необязательно присуща абсолютно всем, кто под первородным грехом, но присуща всё же большинству людей).

3) Рабство греху и пленённость души сатаной (в смысле участи души, а не произволения). От сатаны избавляет экзорцистская часть крещения.

4) В связи с блокированием доступа к Древу Жизни, согрешившая душа потеряла возможность постоянно животворить тело. Это привело к болезням (знакам смерти), окончательному отделению души от тела (смерти) и истлению тела.

5) Изменилась иерархия сил в человеческом естестве. Ум стал неведующим Бога и ослеп. В какой-то степени повредился разум и рассудок. Это что касается элементов высшей "части" души. Повредилась воля. В низшей "части" души повредились неразумные животные силы.

6) Возникла нечистота (не в ритуальном смысле), которой запятнана душа от ее неумеренного общения с естественными страстями тела, когда это общение не контролируется и не регулируется ни благодатью, ни разумом (например, у младенцев). Такой нечистоты не было у тех младенцев, которые были от чрева матери освящены благодатью Святого Духа.

7) Сознательные грехи.

8 ) Порицаемые страсти и пороки, которые закрепляются в связи с навыком в сознательных грехах (некоторые передаются по наследству, а потому являются родовыми),

9) Хула на Святого Духа, когда грешник закрепляется в отчуждении к Богу.


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: Iohannes от 29 Февраль 2012, 02:52:32
В Средние века был спор между протестантами и католиками о понимании ими "оправдания".

Протестанты считают, что в крещении человек остаётся таким же повреждённым, но меняется лишь отношение между Богом и человеком, то есть крещёному просто вменяется праведность Христа. Кальвин, например, доказывал это словами апостола Павла, где он писал о том, что он делает то, что не хочет, а то, что хочет, не делает. В падшем человеке противоборствует воля ума и воля плоти. А поскольку Павел был крещён, то, следовательно, крещение не избавляет от падшести.

Католики анафематствовали такой взгляд на крещение, так как крещение - это таинство изменения не только отношения между Богом и человеком, но и тропоса существования человеческой природы.

5 канон из Триденсткого Вселенского Собора 1546 года, который так люто отвергают лютеране до сих пор:

"5. Если кто отрицает, что благодатью Господа нашего Иисуса Христа, которая даруется в крещении, отпущена вина первородного греха; или даже утверждает, что удалено не всё, что имеет истинную и присущую природу греха; но говорит, что оно только изглажено, или не вменяется; анафема да будет. Ибо в тех, кто рождён вновь, нет ничего, что ненавидит Бог; потому что нет осуждения тем, которые истинно погреблись с Христом крещением в смерть, которые живут не по плоти, но, совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который создан в соответствии с Богом, сделались невинными, незапятнанными, чистыми, невиновными и возлюбленными Богом, действительно наследниками Божьими, сонаследниками же Христу; так что нет совершенно ничего, что задержало бы их вход на небо. Но этот Святой Собор признаёт, и это ощутимо, что в крещёных остается вожделение или побуждение (грешить); которое, поскольку оно оставлено для нашего упражнения, не может повредить тем, кто не соглашается, но мужественно сопротивляется благодатью Иисуса Христа; действительно, кто законно подвизается, будет увенчан. Святой Собор объявляет, что это вожделение, которое апостол иногда называет "грехом", Католическая Церковь никогда не понимала так, что оно называется грехом как истинный и присущий грех в тех, кто вновь рождён, но (оно называется "грехом") потому что оно от греха, и склоняет к греху".

Лютеране считают, что человек в крещении каким был ветхим, таким и остаётся, не становясь мгновенно новым человеком. Лютеране отрицают деятельную природу таинств, Божественные превращения, считая всё это "магией" и "оккультизмом". Это видно и по их евхаристологии.

Католики же считают, что падение Адама повредило не только отношение с Богом, но и изменило к худшему состояние его тела и души.

Вот первый канон:

"1. Если кто не признаёт, что первый человек, Адам, когда он преступил заповедь Бога в раю, немедленно утратил святость и праведность, в которых он был утверждён; и что он навлек через преступление этого уклонения гнев и негодование Бога, а следовательно, смерть, которой Бог заранее угрожал ему, и, вместе со смертью пленение под властью того, кто с тех пор обладал империей смерти, то есть, дьявола; и что весь Адам через это преступление уклонения, изменился телом и душой к худшему; анафема да будет".

Православные (такие, как Иустин Попович) говорят, будто католики утверждают лишь утрату сверхъестественной праведности, а состояние тела и души Адама осталось прежним. Но это глубокое заблуждение, исходящее из традиционного для раскола невежества.

Католическая вера строго запрещает считать, будто в падении Адам не повредил телу и душе.

Точно также католическая вера строго запрещает считать, будто в крещении это повреждение души и тела не упраздняется, не исцеляется.


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: Iohannes от 29 Февраль 2012, 03:02:23
А вот каноны, которые говорят в пользу синергизма. Сессия Триденского Собора VI (январь 1547). 33 канона об оправдании:

"4. Если кто-либо говорит, что свободная воля человека, движимая и побуждаемая Богом, согласием с побуждением и призывом Бога, никоим образом не содействует расположению и приготовлению себя к получению благодати оправдания; что она не может отказать в своем согласии, если пожелает, но что, как нечто неодушевлённое, она не делает вообще ничего, и просто пассивна; анафема да будет.

5. Если кто-либо говорит, что со времени Адамова греха свободная воля человека утрачена и угасла; или что она является вещью с одним только именем, в действительности имя без реальности, вымысел, в общем, введена в Церковь сатаной; анафема да будет.

6. Если кто-либо говорит, что не во власти человека сделать свои пути дурными, но что дела, которые являются дурными, делает Бог, так же как и те, которые являются благими, не позволяющее только, но собственным образом, и от Себя, таким образом, что предательство Иуды не менее Его собственное и в собственном смысле дело, чем призвание Павла; анафема да будет.

7. Если кто-либо говорит, что все дела, сделанные до оправдания, каким бы образом они ни были сделаны, являются истинными грехами, или заслуживают ненависть Бога; или что чем более серьезно кто-либо старается расположить себя к благодати, тем более прискорбно он грешит; анафема да будет".

"9. Если кто-либо говорит, что одной верой оправдывается нечестивый; таким образом, что подразумевается, что не требуется больше ничего для содействия, чтобы получить благодать оправдания, и что никоим образом не необходимо, чтобы он был подготовлен и расположен движением собственной воли; анафема да будет".

"14. Если кто-либо говорит, что человек поистине разрешён от своих грехов и оправдан потому, что он несомненно верит, что он разрешён и оправдан; или что никто поистине не оправдан, кроме того, кто верит, что он оправдан; и что одной только этой верой осуществляются разрешение и оправдание; анафема да будет".

"24. Если кто-либо говорит, что полученная праведность не сохраняется, а также не увеличивается перед Богом через добрые дела; но что сказанные дела - просто плоды и знаки полученного оправдания, но не причина его возрастания; анафема да будет".

"32. Если кто-либо говорит, что добрые дела того, кто оправдан, являются таким образом дарами Бога, что они не являются также благими заслугами того, кто оправдан; или что сказанный оправданный, добрыми делами, которые он исполняет через благодать Божью и заслугу Иисуса Христа, Чьим живым членом он является, не поистине заслуживает возрастания благодати, вечной жизни, и достижения этой вечной жизни, - при том, однако, если он умирает в благодати, - а также возрастания славы; анафема да будет".

Так что "крайности августинизма" характерны именно для лютеран и особенно для кальвинистов, но ни в коем случае не для католиков, которые в своём отрицании пелагианства никогда не доходили до такого "августинизма", до какого дошли протестанты.

Антипелагианство католиков умеренное и среднее, а не крайнее, как у протестантов.


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: George от 29 Февраль 2012, 07:54:05

В принципе Вы правильно трактуете богословие латинян.
Но беда их в том, что порвав с богословием Востока, они не смогли, – когда пришло время раскрытия догмата о благодати Божией, как божественной энергии, – понять и принять его (этот догмат).
А он-то как раз и завершал воссоздание целостной православной вероучительной картины домостроительства спасения.
Да, по обращению, уверованию и истинному покаянию святым крещением и миропомазанием ради Христа Искупителя и Спасителя крещаемому подается прощение всех его личных грехов и снимается вина первородного греха, а самое главное – подается залог (начаток, печать) Духа Святого) – сила Божия (каждому в свою меру), которая и есть благодать (энергия) Божия, подаваемая Отцом через Сына Духом Святым.
Этой-то силой Божией уверовавший и крестившийся уже даже в своем (то есть в наших) смертном теле имеет полную возможность противостоять проискам лукавого, соблазнам мира сего и похоти плоти. С этих пор уже сам верующий труждается (в синергии с Богом) в приобретении Царствия Небесного, Которое как известно силою берется. Конечно, происходит это не без отступлений и падений, но путь покаяния, смирения под волю Божию, борьбы с лукавым и самим собой начат.
Это усвоение Царствия Небесного, Которое суть внутри истинно верующих – и есть стяжание благодати Духа Святого, о котором (почти во всех своих трудах) говорил преп. Сименон Новый Богослов, преп. преп. Серафим Саровский и другие отцы.

И еще Вы правильно начали с критики мировоззрения Кальвина и вдруг перескочили на лютеран.
Но Вам должно быть известно, что вероучение лютеран и кальвинистов (в частности и в отношении Таинств Христовых) радикально отличаются.


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: Iohannes от 07 Март 2012, 01:15:22
Но беда их в том, что порвав с богословием Востока, они не смогли, – когда пришло время раскрытия догмата о благодати Божией, как божественной энергии, – понять и принять его (этот догмат).

1) Я не знаю ни одного экскатедрального документа РКЦ, в котором бы отвергалась "благодать как энергия Бога". Может Вы знаете? Приведите.

Вот примерная система приоритетов (привожу по Александру Коневу) в вопросе правильного толкования Писания и Предания (включая и толкования определений прошлых Вселенских Соборов) в современности:

а) на первом месте по авторитетности стоит Догматическая Конституция Собора,
б) затем идёт Пастырская Конституция,
в) далее Декрет,
г) потом Энциклика,
д) ещё ниже Папская катехеза,
е) проповедь того или иного епископа в присутствии Папы,
ж) обычное епископское учительство и т.д.

2) Св.Фома мыслил в другой системе и по существу между Фомой и Паламой нет критических противоречий именно в плане учения о блажестве (обожении). У св.Фомы эта вера проходит красной нитью во всём его творчестве. Это увидит всякий православный, который хоть раз в жизни почитает его "Сумму Теологии". Просто православные ленятся, к сожалению (это в лучшем случае), а чаще полностью закрывают себя для непредвзятого изучения всей полноты Истины. Св.Фома писал, что сущность Божья непостижима. Св.Фома часто цитирует Ареопагита.  А причастие "сущности" св.Фома понимает в духе Послания апостола Петра, как причастие такому аспекту сущности, модусу, в каком сущность Божья открывается людям. То есть, Бог, по св.Фоме, познаётся блаженными не тварным способом, а так, как Бог знает Самого Себя (=нетварно), хотя и не в той же степени, в какой Бог Себя знает. Как видите, тут между св.Фомой и Паламой отличия в дискурсах.
 Я все доказательства с цитатами из Суммы потом приведу. Нужно время.

3) Учение о различении сущности и энергии в Самом Боге требует очень хорошего владения материалом (как минимум, Суммой Теологии), так как тут не всё просто. В филиоквической системе функцию паламитских "внутритроичных энергий" исполняет учение о персональной Любви Отца и Сына.
Вообще, здесь надо открыть отдельную тему о том, в каком смысле и когда субстанция-сила-воля-акт различаются не только в нашем уме.

4) И ещё один момент. Вероучение РКЦ не сводится к томизму, так как в рамках католичества существовали и конфликтующие с томизмом течения. Вероучение РКЦ шире томизма. Православные часто имеют стереотипный взгляд, будто томизм=католицизм. И это при том, что православные, как правило, ничего не знают о томизме, но что-то такое пишут, почитав устаревшие труды Лосского, Мейендорфа или православных батюшек на сайтах.

Цитировать
И еще Вы правильно начали с критики мировоззрения Кальвина и вдруг перескочили на лютеран.
Но Вам должно быть известно, что вероучение лютеран и кальвинистов (в частности и в отношении Таинств Христовых) радикально отличаются.

Да. Но это не важно в данной теме. Они в своём понимании "оправдания верой" друг от друга по сути не отличаются.


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: George от 07 Март 2012, 11:30:02
Может Вы знаете? Приведите.

Честно говоря, вдаваться в полемику что-то стало уже лень :)
Да и бесполезна она, думаю, на данном этапе, потому что:
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1119.msg17613#msg17613
Но я во многом согласен с Вами.

Да. Но это не важно в данной теме. Они в своём понимании "оправдания верой" друг от друга по сути не отличаются.

Я бы так упрощенно не считал. Вы должны досконально знать своих прямых супротивников :)
Ведь лютеранство – это не один только Лютер. Традиционное конфессиональное лютеранство возрастало в долгой полемике лютеран с одной стороны с папистами, - с другой стороны с кальвинистами и анабаптистами.
Есть очень интересная книга консервативного лютеранского богослова  Мюллера Д. Т. «Христианская догматика» Эта книга может глубже раскрыть суть лютеранства, которое по большому счету не понимают ни католики, ни православные.


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: Павел Недашковский от 17 Март 2012, 17:27:24
Св.Фома писал, что сущность Божья непостижима

Более того, это исходная точка богословского метода аналогии бытия/мышления которому следовал Фома, поскольку о Боге, как Непознаваемом (Фома апофатик!) для творения, мы можем говорить лишь аналогически. Это развитие учения IV Латеранского собора

Цитировать
Невозможно сделать высказывание о сходстве между Творцом и творением, которое не включало бы еще большее различие


Название: Re: Католическое понимание грехопадения и крещения
Отправлено: Павел Недашковский от 17 Март 2012, 17:52:59
И ещё один момент. Вероучение РКЦ не сводится к томизму

Думаю тут следует говорить не о Вероучении (оно то точно не сводится к тому или иному дискурсу), а о католическом богословии. Так ведь достаточно посмотреть на неровность топографии истории теологии, разломы между Фомой и томизмом, между Фомой и Бонавентурой - у православных странный стереотип, все как то гладенько-сладенько и упрощено