Название: Понятие "ереси" в 1 Вас. В. Отправлено: Любопытный от 30 Январь 2012, 16:42:11 В первом каноническом послании свт. Василия Великого говорится о еретиках:
"Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся... Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати..." Вопрос 1.: Слово "отметати" означает только догматическое непризнание совершения таинства Крещения у еретиков, или и практическое указание на обязательную практику перекрещивания еретиков в то время? Вопрос 2: Почему в списке ересей отсутствуют ариане и савеллиане? Название: Re: Понятие "ереси" в 1 Вас. В. Отправлено: Андрей Белоус от 31 Январь 2012, 15:49:42 В первом каноническом послании свт. Василия Великого говорится о еретиках: "Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся... Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати..." Вопрос 1.: Слово "отметати" означает только догматическое непризнание совершения таинства Крещения у еретиков, или и практическое указание на обязательную практику перекрещивания еретиков в то время? Вопрос 2: Почему в списке ересей отсутствуют ариане и савеллиане? 1. предполагаю, что сам Василий Великий в отношении перечисленных им ересей в 1Вас.В. имел ввиду и то, и другое. По крайней мере, ниже, на примере пепузиан он рассматривает как фактор непризнания их крещения и "чуждость веры" , и поврежденность крещальной формулы ("крестят в Монтана и Прискиллу"), которая делает необходимым их перекрещивание. 2. насчет ариан - наверное, потому, что Церковь на момент составления правила еще находилась в ситуации "захваченности" арианской проблемой и не дала окончательной соборной рецепции, позволяющей говорить как о повсеместном признании Никеи, так и об окончательном отверждении арианства со всеми его разновидностями. Насчет савеллианства - предположу, что савеллианство на тот момент не было каким-то оформленным движением/сообществом, со своим крещением, поэтому и не было практической необходимости чиноприема савеллиан. |