consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Экклезиология => Тема начата: Любопытный от 30 Январь 2012, 16:42:11



Название: Понятие "ереси" в 1 Вас. В.
Отправлено: Любопытный от 30 Январь 2012, 16:42:11
В первом каноническом послании свт. Василия Великого говорится о еретиках:

"Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся... Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати..."

Вопрос 1.:  

Слово "отметати" означает только догматическое непризнание совершения таинства Крещения у еретиков, или и практическое указание на обязательную практику перекрещивания еретиков в то время?

Вопрос 2:

Почему в списке ересей отсутствуют ариане и савеллиане?


Название: Re: Понятие "ереси" в 1 Вас. В.
Отправлено: Андрей Белоус от 31 Январь 2012, 15:49:42
В первом каноническом послании свт. Василия Великого говорится о еретиках:

"Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся... Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати..."

Вопрос 1.:  

Слово "отметати" означает только догматическое непризнание совершения таинства Крещения у еретиков, или и практическое указание на обязательную практику перекрещивания еретиков в то время?

Вопрос 2:

Почему в списке ересей отсутствуют ариане и савеллиане?

1. предполагаю, что сам Василий Великий в отношении перечисленных им ересей в 1Вас.В. имел ввиду и то, и другое. По крайней мере, ниже, на примере пепузиан он рассматривает как фактор непризнания их крещения и "чуждость веры" , и поврежденность крещальной формулы ("крестят в Монтана и Прискиллу"), которая делает необходимым их перекрещивание.

2. насчет ариан - наверное, потому, что Церковь на момент составления правила еще находилась в ситуации "захваченности" арианской проблемой и не дала окончательной соборной рецепции, позволяющей говорить как о повсеместном признании Никеи, так и об окончательном отверждении арианства со всеми его разновидностями. Насчет савеллианства - предположу, что савеллианство на тот момент не было каким-то оформленным движением/сообществом, со своим крещением, поэтому и не было практической необходимости чиноприема савеллиан.