Название: О сущем Отправлено: Виталий от 15 Сентябрь 2010, 12:52:50 Преподобный Иоанн в ФГ пишет:
"Глава IV. О сущем, субстанции и акциденции. Сущее есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции." Вот какие вопросы у меня возникают: 1. преподобный Иоанн пишет: «Сущее есть общее имя для всего существующего...». Вопрос: само «имя» - есть существующее? Означает ли это, что объём понятия «сущее» - включает само понятие «имя»? Не читается ли тогда эта фраза так: «Сущее есть то, что объемлет всякое имя, и в тоже время объемлется именем»? Иными словами: «сущее как содержит в себе имя, так и содержится в имени»? Что шире «сущее» или «имя»? 2. Возникает вопрос о самом имени: что есть «имя» в понимании Преподобного Иоанна? Вот скажем: допустим некто оказался на выставке самых современных японских супертехнологий, которых в продаже ещё не было. Он видит нечто, и говорит «о…, это наверное пылесос…», а на самом деле это раскладной диван. Вот вопрос: имя это что? Нечто такое, что существует у нас в голове, это то, как мы именуем нечто внешнее, то, как нечто представлено в нашем «внутреннем мире»? Или имя это нечто существующее вне зависимости от каких бы то не было наших представлений о том, что реально существует? Скажем, от того, что ты розу будешь именовать чемоданом она не перестанет пахнуть? Преподобный имеет в виду именно это обстоятельство т.е. некую объективную вещь, как бы сущность вещи, которая существует вне зависимости от каких-либо наших представлений? Или всё-таки «отпечаток» этой вещи в нашем собственном внутреннем мире вне зависимости от того - адекватен ли он реальности или нет? Название: Re: О сущем Отправлено: azamat от 15 Сентябрь 2010, 18:31:32 Не читается ли тогда эта фраза так: «Сущее есть то, что объемлет всякое имя, и в тоже время объемлется именем»? Не читается. Дамаскин просто имел ввиду то,что "сущее" -- это общее обозначение всего,что существует. Из всего,что существует есть "вещи" субстанциональные,а есть "вещи" акцидентальные. Например,человек пьет. "Человек" - это природа. "Пьет" - акциденция. Цитировать имя это что? Нечто такое, что существует у нас в голове, это то, как мы именуем нечто внешнее, то, как нечто представлено в нашем «внутреннем мире»? Да. Это человеческое слово,акцидентально существующее в нашем уме,но,в отличие от всех слов,это слово выделено как обозначающее,указующее на объект или субъект. |