Название: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: azamat от 12 Март 2010, 16:12:43 спорю с одним антипаламитом-католиком Павлом Недашковским:
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12532.100 Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: tatiana от 12 Март 2010, 16:32:09 бейте меня ногами, но для начала надо определиться с дискурсом, а потом - разговаривать. Философия твоего собеседника, Азамат, попросту невоцерковлена. То есть ты говоришь на языке св.отцов, он - нет.
в духе "Вы любите тигров?" - "вы просто не умеете их готовить". Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: azamat от 12 Март 2010, 16:38:49 да,у него там сущность/энергия соотносятся между собой так же,как сущность/бытие.
я его просил высказать свою аргументацию на языке свв.отцов,а не на языке философии. когда он стал говорить,что в паламизме принцип причастия Божеству через энергии распространяется и на Христа,то только тут у меня появилась возможность говорить с ним в святоотеч.дискурсе. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Андрей Белоус от 12 Март 2010, 16:46:30 Если это тот Павел, что писал на католическом форуме "У Заглобы", то это интересный собеседник
Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: tatiana от 12 Март 2010, 17:46:44 вот и я говорю, что и Азамат интересно говорит, и Павел тоже интересно. только на разных языках.
Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Василий от 29 Апрель 2010, 06:45:30 Так понимаю этот вопрос: Григорий Палама объяснял не отделимость Фаворского света и сущности Бога. И, в то же время он пытался объяснить, что энергии внешность Свят Духа. Они в частности. А, никакая частность не может существовать без сущности, но таковой не является.
Пример возьмём с Христа. Его внешность и есть частность Ипостаси, но она не выходит за пределы сущности, а представляет её внешними свойствами. И, Паламна так же объяснял людям Свят Дух. Фаворский свет не есть сущность, но есть внешность сущности Свят Духа. Он не разделял сущность и частность, а объяснял внешность видимую. Он ввёл новые терминологию в объяснении энергиями внешности Свят Духа Фавормким светом и к сожалению многие его не поняли. Католичество отвергло божественные энергии, так как ошибочно поняли Палама, что он разделяет Фаворский свет от Бога энергиями В православии есть ошибочная теория о выходе энергий за вне сущности Бога. На самом деле знергии(Фаворский свет) не выходят вовне природы Божественной, а представляют её видимую внешность. И, такое понимание не противоречит объяснению Паламы и находит соответствие о учении Василия Великого о Ипостасях Святой Троицы. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Наблюдатель от 14 Май 2010, 15:36:53 И, в то же время он пытался объяснить, что энергии внешность Свят Духа ... Фаворский свет не есть сущность, но есть внешность сущности Свят Духа. Он не разделял сущность и частность, а объяснял внешность видимую. Он ввёл новые терминологию в объяснении энергиями внешности Свят Духа Фавормким светом и к сожалению многие его не понял ... В православии есть ошибочная теория о выходе энергий за вне сущности Бога. На самом деле знергии(Фаворский свет) не выходят вовне природы Божественной, а представляют её видимую внешность. " внешность Святого Духа", "внешность сущности" ... "видимая внешность природы"... Какая-то странная у вас косноязычная терминология Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: azamat от 14 Май 2010, 16:34:43 В православии есть ошибочная теория о выходе энергий за вне сущности Бога. На самом деле знергии(Фаворский свет) не выходят вовне природы Божественной В православии энергия -- это движение сущности. Конечно,в Троице оно происходит между ипостасями (так называемый перихорисис). Поэтому в православии энергия прежде всего внутритроична. Только на этом основании энергия ещё и "выходит" в мир и делает мир причастным Божественной жизни. В этом домострительном смысле говорится,что энергия Божества ad extra, а не в том смысле,что энергия может как бы оторваться от сущности. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: azamat от 14 Май 2010, 16:38:24 Фаворский свет не есть сущность, но есть внешность сущности Свят Духа. фаворский свет -- это вечная энергия всей Троицы,а не только Святого Духа. Это не "внешность" Святого Духа,а внутреннее движение Троицы. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: azamat от 14 Май 2010, 16:40:11 вот и я говорю, что и Азамат интересно говорит, и Павел тоже интересно. только на разных языках. Там проблема не только в языках. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Василий от 14 Май 2010, 20:10:04 Цитировать внешность Святого Духа", "внешность сущности" ... "видимая внешность природы"... Какая-то странная у вас косноязычная терминология Нормальнапя терминология. Фаворский Свет есть видимая в нашем мире внешность Святого Духа. Это частность.Природой Свят Дух единосущен Отцу, и есть сущность Отца. Это общность. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Наблюдатель от 14 Май 2010, 20:33:09 Нормальнапя терминология. Она не святоотеческая. Святые отцы употребляли совсем другую терминологию. Где вы вычитали такое, например - "Фаворский Свет есть видимая в нашем мире внешность Святого Духа." Это кто из отцов так выражался, можно цитату узнать? Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Василий от 15 Май 2010, 05:46:28 Цитировать Она не святоотеческая. Святые отцы употребляли совсем другую терминологию. К сожалению, я не святой отец и наверное Господь простит меня за понимание и объяснение Его таким языком, который понятен мне и людям. Да, кстати, неужели святые отцы аппелировали такими словами: - Триадология, Христология, Экклезиология, Сотериология и эсхатология...... Цитировать "Где вы вычитали такое, например - Фаворский Свет есть видимая в нашем мире внешность Святого Духа." Я не вычитал, а говорю, как понимаю внешность явлением в мир Свят Духа и Сына Божия. Ибо и Сын при жизни имел внешность и былд вполне видимый, осязаемый и ощущаемый людьми. И, скажите, что это не так.Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Андрей Белоус от 15 Май 2010, 07:38:07 Полагаю, пользователю "Василий" на нашем форуме делать нечего.
Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Patr от 15 Май 2010, 08:37:45 а скажите, Андрей,
как соотнести творение, - т.е. энергийное проявление сущности св. Троицы, как изменение. с постоянством её природы. Прростите за наивный вопрос. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Андрей Белоус от 15 Май 2010, 10:26:29 а скажите, Андрей, как соотнести творение, - т.е. энергийное проявление сущности св. Троицы, как изменение. с постоянством её природы. Прростите за наивный вопрос. изменение, становление, происходит не с энергиями Троицы (так как все логосы-воления Бога относительно творения привечно существуют в Боге), и, тем более, не с сущностью Троицы, а с самим творением, которое творится, оформляется, изменяется согласно этим божественным логосам-волениям, существующим от вечности в Боге: свт. Григорий Богослов, из "Песнопений таинственных" Все породил в себе Ум, а рождение вовне совершилось впоследствии благовременно, когда открыло великое Божие Слово. ( Слово 4, о мире) там же немного выше св. отец пишет более подробно: Но если водружен ты впоследствии; то спрашиваю: поелику Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? - Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь. св. Максим Исповедник, из 13-го вопросоответа к Фалассию: Логосы сущих, прежде веков предуготовленные в Боге, как ведает [только] Он Сам, обычно именуются у божественных мужей также благими произволениями Божиими; и они, хотя и невидимы, мысленно созерцаются [нами через рассматривание] творений. Ибо все творения Божии, с должным искусством умозрительно созерцаемые нами сообразно естеству, сокровенно возвещают нам те логосы, в соответствии с которыми они получили бытие, и вместе с собой обнаруживают в каждом творении цель Божественного [Промысла]. Поэтому небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс.18:2). А вечная сила [Его] и Божество есть Промысел [Божий], объемлющий [все] сущие, и Его обожествляющее опекаемых действие. однако есть здесь некая тонкость, на которую я хотел обратить внимание в другой теме, если интересно, посмотрите http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=748.msg11594#msg11594 Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Андрей Белоус от 15 Май 2010, 11:07:35 кстати, сейчас читал св. Нила Кавасилу (во 2-м томе "антологии восточно-христианской богословской мысли", выпущенной недавно Беневичем-Бирюковым) как раз увидел интересное место об этом:
Но и по Божественной энергии Божество нетварно. Достаточно для нашей речи свидетельства святых и Вселенских соборов, из которых Пятый и Шестой возвещают о нетварности энергии Божией. Ибо собравшийся против Оригена - поскольку Ориген утверждал, что "творения совечны Творцу, присовокупляя к нему и причину: дескать, "Чтобы Бог не претерпел превращения, переходя из такого состояния, в котором Он творил, к творению" - святой и Вселенский Пятый собор провозглашает: " Бог, переходя из такового состояния, в котором не творил, к творению, не претерпел превращения по естеству, но по силе {потенции}; а лучше сказать, и по силе не претерпел, ибо от вечности обладал Он силою для того, чтобы творить. Но Бог привел ее в действие тогда, когда пожелал" Говоря: "...не претерпел превращения по естеству, но по силе {потенции}", Собор показал различие между Божественной сущностью и силой, а с помощью прибавки: "...от вечности обладал Он силою для того, чтобы творить", возвестил и то, что сила эта нетварна. ("Слово против неправильного понимания слов божественного Григория Нисского") в сноске говорится, что приводимая св. Нилом цитата не встречается в дошедших до нас в материалах 5-го всел. собора. Как бы то ни было, это интересное место, иллюстрирующее возможное применение (и границы этого применения) к Богу понятий силы (потенции) и энергии (акта) в контексте учения о сотворении мира. в той теме, на которую я дал ссылку выше, я оговариваюсь, что это должно быть рассмотрено в плане проводимого Паламой реального различения в Боге "энергии" и "эргона" (энергий "безначальных и бесконечных", и энергий "безначальных и конечных"), об этом писал здесь http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=53.0 Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Patr от 15 Май 2010, 19:39:01 благодарю, Андрей за указанное направление.
попробую всё сказанное вместить. Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Patr от 15 Май 2010, 19:46:11 пока не усвоил все мысли, возникла своя:
может быть, иноприродность творения позволяет оставить Его сущность неизменной ? Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Анна от 16 Май 2010, 10:13:35 Хороший раздел по данной теме:
М. М. Бернацкий "Учение о божественной сущности и божественных энергиях" в статье о свт. Григорие Паламе в ПЭ XIII: http://www.pravenc.ru/text/168057.html#part_22 (следует предупредить, что в эл. версиях данного ресурса могут встречаться опечатки). Название: Re: О характере отличия сущности и энергии в Троице. Отправлено: Павел Недашковский от 17 Август 2010, 02:04:05 спорю с одним антипаламитом-католиком Павлом Недашковским: http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12532.100 Сдрасте-сдрасте, только с чего Вы мне ярлык лепите дескать антипламит? Для меня это просто приятный разговор за чашкой чаю. Тема заезженная, думаю что критика Уильямса мимо Вас не прошла. Да и задолго до Паламы ему возражал Плотин (Против гностиков I) «Что касается Первоединого, то нельзя представить себе что-нибудь более простое и трансцендентальное. Впрочем, есть и такие, кто склонны разделять в Нем Его сущность и Его энергии. Нелепо, однако, умножать умопостигаемые начала путем противопоставления потенциального и актуального, так как их сущности проявляются исключительно через их же энергии. И как мы не можем допустить разделение в неразделимом Едином» - так в Едином нет различия сущности от «энергии сущности» и «энергии от сущности» (последние он различает в Энеадах V, 4, 2), спрашиваться от чего так? А вот он наверное когда делать нечего было Аристотеля читал (Метафизика 1069b15) «Все изменяется из сущего в возможности (греч. – dynamei. лат. – potentia) в сущее в действительности (греч. – energeia, лат. – actus)» - поэтому в Едином не может быть различия сущности и энергий, у Него нет возможности быть другим или не быть вовсе Старые мысли на ночь глядя, наверное утром гляну на этот трэш и сползу под стол... |