Название: Православное понимание искупления Отправлено: cergiy от 25 Январь 2010, 23:01:18 Приветствую участников форума! Где можно почитать о православном понимании такого понятия как искупление? И иемесли можно в сравнение с римо-католическим его пониманием? :)
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: azamat от 25 Январь 2010, 23:17:15 думаю,что отличие очень яркое здесь:
http://www.wco.ru/biblio/books/isaaks1/H04-T.htm отсюда: http://www.wco.ru/biblio/books/isaaks1/Main.htm Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: cergiy от 26 Январь 2010, 15:29:20 Азамат, благодарю, конечно, но мне вот нужно сделать так сказать обзор этого понятия, поэтому, я обращаюсь ко всем участникам, чем больше вы мне дадите ссылок, тем будет лучше. Надеюсь на ваше понимание, благодарю.
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Romeo от 21 Февраль 2010, 16:38:51 думаю,что отличие очень яркое здесь: http://www.wco.ru/biblio/books/isaaks1/H04-T.htm отсюда: http://www.wco.ru/biblio/books/isaaks1/Main.htm Азамат, вот кстати довольно неплохая подборка Св.Отцов по "юридическому" искуплению: http://orthodoxia.narod.ru/iskuplenie.htm P.S. Ну а Мамедов дальше "рулит": оправдание Христом и Искупление (http://orthodoxia.narod.ru/iskuplenie.htm) Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Денис В.С. от 21 Февраль 2010, 22:24:36 Цитировать И иемесли можно в сравнение с римо-католическим его пониманием? :) Православная Церковь учит о принесении Жертвы Сыном Отцу, Самому Себе, Святому Духу, а католическая церковь учит о принесении Жертвы Сыном только Отцу. На этот момент нужно обратить очень серьёзное внимание, так как католики отрицая принесение Жертвы Сыну и Духу, тем самым ставят Отца выше Сына и Святого Духа, вводят в Боге субординацию, разрывая Одну Сущность Троицы. А это является арианской ересью. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: azamat от 05 Март 2010, 17:36:03 Цитировать И иемесли можно в сравнение с римо-католическим его пониманием? :) Православная Церковь учит о принесении Жертвы Сыном Отцу, Самому Себе, Святому Духу, а католическая церковь учит о принесении Жертвы Сыном только Отцу. На этот момент нужно обратить очень серьёзное внимание, так как католики отрицая принесение Жертвы Сыну и Духу, тем самым ставят Отца выше Сына и Святого Духа, вводят в Боге субординацию, разрывая Одну Сущность Троицы. А это является арианской ересью. да. католики в этом вопросе ставят Сына ниже Отца,причём не в смысле причины только,а по энергии (Христос у них почему-то не принимает Жертву как Бог),что действительно является ересью Ария. свт.Фотий высказался очень ярко по поводу приношения: голгофская Жертва никому не приносилась в строгом смысле слова,а "приносилась" Троице лишь в переносном смысле. т.е.здесь уже не важно кому принесена Жертва,а важно принесена ли она была вообще. если строго,то принесена не была. если встать на позиции,где используется нестрогий переносный смысл,то недопустимо отрицать то,что Жертва была принесена не только Отцу,но и Сыну и Духу или принята Сыном и Духом,а не только Отцом. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: azamat от 05 Март 2010, 19:06:29 Азамат, вот кстати довольно неплохая подборка Св.Отцов по "юридическому" искуплению: http://orthodoxia.narod.ru/iskuplenie.htm спасибо. там почему-то Отцы (=Учителя) Церкви не отделены от тех,кого нельзя назвать Отцами Церкви: Святитель Игнатий (Брянчанинов), Святитель Филарет Московский, Святитель Тихон Задонский, Святитель Феофан Затворник, Святитель Иннокентий Херсонский, Святитель Макарий (Невский) Московский и Коломенский, Св.Прав.Иоанн Кронштадский, Святитель, Свщмч.Серафим (Чичагов), Свщмч.Владимир,митр.Киевский и Галицкий, Свщмч.Василий Кинешемский, Свщмч.Иоанн Орнатский, Свщмч.Сергий Кедров, Святитель Николай Сербский. эти святые сами должны оцениваться через богословие Отцов (=Учителей) Церкви. не всё у этих святых было безукоризненно (особенно это заметно в их ложном понимании "богооставленности" Христа на кресте). Мамедов не понимает,что Христос воспринял не просто истленную природу тела (логос), но и тленный способ бытия тела (тропос),"непорицаемый грех",т.е.тот тропос,который не должен был быть у Адама в раю. по природе истленное тело Адама должно было существовать нетленно. тленный тропос бытия тела возник после грехопадения. вот этот тленный тропос (а не только природу тела) и воспринял Сын вольно на Себя. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Денис В.С. от 06 Март 2010, 17:15:08 Цитировать да. католики в этом вопросе ставят Сына ниже Отца,причём не в смысле причины только,а по энергии (Христос у них почему-то не принимает Жертву как Бог),что действительно является ересью Ария. И не только католики, а также миафизиты (армяне) и несториане. Преп. Анастасий Синаит писал, что Диодор Тарсийский Божественную волю Отца ставил выше Божественной воли Сына. "Если же уничтожается воля святой и мыслящей души Его, то в таком случае обнаружится, что [Христос] по Божеству рабски подчинялся и исполнял волю Отца. А ведь таким образом Арий, Диодор и Феодор возводили хулу [на Бога], говоря о двух волях по Божеству у Отца и Сына — владычествующей воле Отца и рабской воле Сына." Преп. Анастасий Синаит "Путеводитель" : Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 07 Март 2010, 23:19:43 Православная Церковь учит о принесении Жертвы Сыном Отцу, Самому Себе, Святому Духу, а католическая церковь учит о принесении Жертвы Сыном только Отцу. На этот момент нужно обратить очень серьёзное внимание, так как католики отрицая принесение Жертвы Сыну и Духу, тем самым ставят Отца выше Сына и Святого Духа, вводят в Боге субординацию, разрывая Одну Сущность Троицы. А это является арианской ересью. А как понять слова из канона ко св. причащению "...единою Себе принес яко приношение Отцу Своему, присно закалается..."? Тоже арианство? :-XНазвание: Re: Православное понимание искупления Отправлено: azamat от 08 Март 2010, 00:46:56 А как понять слова из канона ко св. причащению "...единою Себе принес яко приношение Отцу Своему, присно закалается..."? Тоже арианство? :-X нет,арианство будет тогда,когда будет отвергаться приношение еще и Сыну,и Духу. а так,говорить просто о приношении Жертвы Отцу -- это православно. главное,не отрицать то,что приношение была и Самому Сыну,и Духу. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 08 Март 2010, 01:02:42 Ну, так надо еще привести вероучительные тексты Католической Церкви, где бы отрицалось принесение Жертвы Сыну и Духу.
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 10 Март 2010, 16:24:56 Цитировать католическая церковь учит о принесении Жертвы Сыном только Отцу. Откуда вообще такая уверенность? Не понимаю.Вот что пишет по этому поводу Католическая энциклопедия: "As regards the relation between the priest and the acceptor, it is usually stated in explanation that Christ acts only as sacrificing priest, and that God the Father alone receives the sacrifice. This view is false. Even though God the Father is mentioned as the only acceptor by the Council of Trent (Sess. XXII, cap. i), this is merely an appropriation, which excludes neither the Son nor the Holy Ghost in the matter of acceptance. The acceptor of the sacrifice of the Cross is thus the offended God, or the whole Trinity, to which Christ as Logos and Son of God also belongs." См. http://www.newadvent.org/cathen/13309a.htm Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Андрей Белоус от 10 Март 2010, 16:45:26 Цитировать католическая церковь учит о принесении Жертвы Сыном только Отцу. Откуда вообще такая уверенность? Не понимаю.Вот что пишет по этому поводу Католическая энциклопедия: "As regards the relation between the priest and the acceptor, it is usually stated in explanation that Christ acts only as sacrificing priest, and that God the Father alone receives the sacrifice. This view is false. Even though God the Father is mentioned as the only acceptor by the Council of Trent (Sess. XXII, cap. i), this is merely an appropriation, which excludes neither the Son nor the Holy Ghost in the matter of acceptance. The acceptor of the sacrifice of the Cross is thus the offended God, or the whole Trinity, to which Christ as Logos and Son of God also belongs." См. http://www.newadvent.org/cathen/13309a.htm да, хорошая цитата, можно сказать, православная а вот в Катехизисе Католической Церкви немного по другому говорится: Эта жертва Христова - единственная, она завершает и превосходит все жертвоприношения. Она есть прежде всего дар Самого Бога Отца: Отец отдает Сына, чтобы примирить нас с Собой. В то же время это дар Сына Божия вочеловечившегося, Который свободной волею и по любви приносит в жертву Свою жизнь Отцу Духом Святым, чтобы искупить наше непослушание. 614 Иисус заменяет Своим послушанием наше непослушание "...как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим 5,19). Своим послушанием до самой смерти Иисус стал страждущим Отроком, Который поставил Себя на наше место, "принес Свою жизнь в жертву умилостивления", чтобы "оправдать многих и принять на Себя их вину" (ср. Ис 53,10 12*). Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетвориние за наши грехи. http://www.krotov.info/acts/20/2vatican/0595.html Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 10 Март 2010, 17:06:38 да, хорошая цитата, можно сказать, православная а вот в Катехизисе Католической Церкви немного по другому говорится О принесении Жертвы Отцу говорит и Тридентский собор, однако это не противоречит представлению о ее принесении всей Троице. Прочтите внимательнее приведенную мной цитату. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Андрей Белоус от 10 Март 2010, 17:22:05 да, хорошая цитата, можно сказать, православная а вот в Катехизисе Католической Церкви немного по другому говорится О принесении Жертвы Отцу говорит и Тридентский собор, однако это не противоречит представлению о ее принесении всей Троице. Прочтите внимательнее приведенную мной цитату. Я Вашу цитату внимательно прочел, спасибо. Речь идет, как мне кажется, об акцентах. Но акцентах весьма существенных. выражение "только Отцу" в приведенной мной цитате, действительно, отсутствует. Но отсутствует так же прямое исповедание того, что Христос принес Жертву всей Троице. Правда, это исповедание есть в приведенной Вами цитате из "Католическской Энциклопедии": The acceptor of the sacrifice of the Cross is thus the offended God, or the whole Trinity... - но этого исповедания нет в Катехизисе КЦ. Там говорится о принесении Жертвы Отцу. "Католическая энциклопедия" (если я правильно понимаю) не является вероучительным текстом, исповеданием веры, в отличие от Катехизиса КЦ. А в Катехизисе почему-то ни слова не говорится о принесении Жертвы всей Троице, а только о принесении Жертвы Отцу. Такие вот акценты. :) Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 10 Март 2010, 17:29:13 Могу предположить, что католикам просто не пришлось сталкиваться с еретиками, отрицающими принесение Жертвы Троице, с чем и связано отсутствие такого акцента, как у нас. Но в любом случае это не повод обвинять католиков в арианстве.
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Андрей Белоус от 10 Март 2010, 17:29:49 Вот, нашел интересный пост Азамата с курайника
А теперь по теме. В замечательной,на мой взгляд,"Энциклике Верховного Понтифика Иоанна Павла II о Евхаристии и о ее связи с Церковью,данная епископам, пресвитерам и диаконам,монашествующим и всем верным мирянам" от 17 апреля 2003 года заметно отсутствие мыслей,говорящих прямо о том,что Сын приносит Себя Самому Себе и Святому Духу,а не только Отцу: "Сын Божий стал человеком, чтобы в высшем акте прославления возвратить творение к Тому, Кто вызвал его из небытия. Тем самым Он, Вечный Первосвященник, вступая посредством крови своего Креста в вечное святилище, возвращает Творцу и Отцу всякую искупленную тварь. Он делает это посредством служебного священства в Церкви, во славу Пресвятой Троицы. Поистине, в Евхаристии воплощается mysterium fidei: мир, вышедший из рук Бога-Творца, возвращается к Нему, искупленный Христом." Всё же в одном предложении папы содержится имплицитно вера в то,что Жертва приносится всей Троице: "Он (по контексту Первосвященник,а не просто священник-прим.моё) делает это посредством служебного священства в Церкви, во славу Пресвятой Троицы." Здесь опять будто Жертва приносится лишь первой ипостаси Троицы: "Воистину, дар Его любви и послушания вплоть до того, что Он отдал Свою жизнь (ср. Ин 10. 17-18), - это, в первую очередь дар, принесенный Им Своему Отцу. Безусловно, это дар, принесенный всему человечеству (см. Мф 26,28; Мк 14,24; Лк 22. 20;Ин 10,15), однако, это, прежде всего дар Отцу: "Жертва, которую Отец принял, возмещая полную самоотдачу Своего Сына, Который стал "послушным даже до смерти" (Флп 2,8) даром Самого Себя, т. е. даром новой бессмертной жизни в воскресении". Видимо,в РК просто не ставился такой вопрос. Не было у них своего Сотириха. Странным кажется другое: почему католики на прямой вопрос в их адрес не хотят прямо исповедать принесение Жертвы не только первой ипостаси Троицы? http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=202860.20 Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 10 Март 2010, 17:51:59 Видимо,в РК просто не ставился такой вопрос. Не было у них своего Сотириха. Вот и я так думаю.Цитировать Странным кажется другое: почему католики на прямой вопрос в их адрес не хотят прямо исповедать принесение Жертвы не только первой ипостаси Троицы? Плагаю, что вопрос этот все-таки непростой, а потому католики, серьезно не занимавшиеся его изучением, имхо, проявляют осторожность, проявляя сдержанность в своих суждениях.Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: seksta от 10 Март 2010, 18:13:25 Цитата: azamat свт.Фотий высказался очень ярко по поводу приношения: голгофская Жертва никому не приносилась в строгом смысле слова,а "приносилась" Троице лишь в переносном смысле. т.е.здесь уже не важно кому принесена Жертва,а важно принесена ли она была вообще. если строго,то принесена не была. если встать на позиции,где используется нестрогий переносный смысл, то недопустимо отрицать то,что Жертва была принесена не только Отцу,но и Сыну и Духу или принята Сыном и Духом,а не только Отцом. По поводу этой мысли Азамата. Чтобы действительно говорить в строгом смысле, а не "гадательно". Есть ли точное богословское определение жертвы? Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Андрей Белоус от 10 Март 2010, 18:18:05 Елена, Вас этот вопрос в рамках данной темы интересует или сам по себе? если сам по себе - будьте любезны оформить его в отдельную тему, чтобы избежать оффтопа.
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: seksta от 10 Март 2010, 19:11:45 Цитата: Андрей Белоус Вас этот вопрос в рамках данной темы интересует или сам по себе? Вопрос интересует в рамках темы. Потому как понятия ис-купление (от слова "купля") , жертва - они, на мой взгляд, не из божественной реальности. Это то, что действительно только в грехопадшей человеческой реальности. Видеть и интерпретировать происходящее в категориях выкупа и жертвы - это может привести к неправильностям. Внедряет логику товарно-денежных отношений в область, которая этому изначально чужда. По этой логике страдания - это получается какая-то "небесная платежная валюта". Но, возможно, понимаю не так, как нужно. Поэтому просьба дать определение. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 10 Март 2010, 20:49:58 Видеть и интерпретировать происходящее в категориях выкупа и жертвы - это может привести к неправильностям. Внедряет логику товарно-денежных отношений в область, которая этому изначально чужда. В этой логике, страдания, - это получается какая-то "небесная платежная валюта". Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: npomonon от 10 Март 2010, 23:11:06 Ветхий Завет строился в основном на юридических отношениях, которые гипертрофировались в современном иудаизме. Но чем ближе к нам, тем слабее у Отцов эти юридические моменты.
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 11 Март 2010, 08:55:57 Ветхий Завет строился в основном на юридических отношениях, которые гипертрофировались в современном иудаизме. А я не говорил о Ветхом Завете.Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: seksta от 11 Март 2010, 12:47:25 Цитата: Владимир Мутин - Видеть и интерпретировать происходящее в категориях выкупа и жертвы - это может привести к неправильностям. Не следует забывать, что именно такая терминология типична для Св. Писания. А Вы не можете сформулировать свое вИдение жертвы? Какой конкретно смысл стоит за терминологией Писания. Никто не ответил на мой вопрос, так может Вы откликнитесь? Можно так конкретизировать вопрос: что именно было принесено Отцу в качестве жертвенного приношения? - Страдания?.. Смерть?... Простите. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: tatiana от 11 Март 2010, 19:54:45 Потому как понятия ис-купление (от слова "купля") , жертва - они, на мой взгляд, не из божественной реальности. Это то, что действительно только в грехопадшей человеческой реальности. Видеть и интерпретировать происходящее в категориях выкупа и жертвы - это может привести к неправильностям. Внедряет логику товарно-денежных отношений в область, которая этому изначально чужда. По этой логике страдания - это получается какая-то "небесная платежная валюта". Но, возможно, понимаю не так, как нужно. Поэтому просьба дать определение. по-моему, Вы в верном направлении мыслите. Юридические "искупительные" выражения, встречающиеся в Писании, обусловлены ограниченностью человеческого восприятия. Их можно понимать примерно в том же духе, как и в тех случаях, когда Богу приписывается зло в Писании. Это способ выразить беспредельное на человеческом языке. Азамат верно приметил выше - Жертва, если говорить строго, не была никому принесена. Она спасла человеков, исцелила род человеческий. есть некий текстик на эту тему http://www.orthtexts.narod.ru/12_Zhertva.htm, кое-что можно там углядеть. Цитатки там есть из отцов, на тему спасения (искупления). Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Алексей от 11 Март 2010, 20:31:38 Можно так конкретизировать вопрос: что именно было принесено Отцу в качестве жертвенного приношения? - Страдания?.. Смерть?... Человеческая природа. Где-то здесь этот вопрос уже обсуждался, только я не помню, где) Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: tatiana от 11 Март 2010, 20:43:40 http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=579.msg8959#msg8959
Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: tatiana от 11 Март 2010, 20:55:13 у меня ощущение, что мы опять ходим по тем местам, где уже ходили. Такое чувство, что и я говорю те слова, которые когда-то уже говорила. И все это уже было выяснено, общими усилиями.
и ссылка эта уже где-то была. :-\ почему же те же самые вопросы вновь всплывают? ??? Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Владимир Мутин от 11 Март 2010, 21:36:22 есть некий текстик на эту тему http://www.orthtexts.narod.ru/12_Zhertva.htm, кое-что можно там углядеть. Цитатки там есть из отцов, на тему спасения (искупления). Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: seksta от 12 Март 2010, 00:21:14 Азамат выше дал ссылку на Исаака Сирина.
Насколько обоснован богословски этот подход? А именно, вот эти слова: Цитата: Исаак Сирин Смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха и не для какой-либо иной <цели>, а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари. Если бы все это восхитительное дело произошло только ради оставления грехов, было бы достаточно искупить нас каким-либо другим <способом>. Что можно было бы возразить, если бы Он совершил все это посредством обычной смерти? Но Он умер весьма необычным образом - для того, чтобы ты понял смысл таинства: Он вкусил смерть в страшном страдании Креста. Какая была необходимость в этом оскорблении и этом оплевании? Для нашего искупления достаточно было смерти - Его смерти! - без всего остального, что произошло. О премудрость Божия, исполненная любви! Теперь ты понимаешь и сознаешь, почему пришествие Христово сопровождалось всеми событиями, которые последовали за ним, ведь Он Сам весьма ясно указал цель Свою пресвятыми устами Своими: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного.2 <Сказал же Он это> о Воплощении и о том обновлении, которое <принес> Он <миру> Если это так (если у страшных мучений не было никакой "функционально-практической" миссии, кроме как явить любовь), то этот "жертвенный избыток" можно оценить, как принесение ЛЮДЯМ, человечеству. Из сострадания, по любви. Вера многих (и моя) держится очевидностью Креста. Цитата: Азамат Жертва, если говорить строго, не была никому принесена Эта жертва нам. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Андрей Белоус от 12 Март 2010, 02:22:19 Елена, о том, что такое Жертва, мы уже с вами беседовали и подробно отвечали на Ваши вопросы в другой теме:
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=579.0 с приведением цитат из соборных определений и отцов; краткий итог в той теме подвел Алексей: Волшебной формулы, которая бы внедрила понимание сути Жертвы в мое, а тем более чье-то сознание у меня нет. Слова св. Григория Богослова, приведенные Андреем, а также текст определения Конст. Собора 1157 г., приведенный Денисом В.С. на эту суть указывают. Следуя этим указаниям, ум человеческий может тайну эту созерцать. Но в возможности подобрать стопроцентные "слова вещи" я в данном случае очень сомневаюсь. Жертва - с одной стороны, приношение, с другой, восприятие, "всесожжение". Совершается она в ипостаси Сына Божия. Приносится Его человечество, которое у Него общее с нашим, единосущное нам. Воспринимается приношение Его Божеством, единосущным с Отцом и Духом. Христос - двуединый субъект Жертвы. Он и Приносимый, и Приносящий, и Принимающий. Жертва и Жрец. Мы, как единые с ним по человечеству, принимаем участие в приношении, а через это участвуем по благодати и в Его Божестве, воспринимаемся Им, становимся всесожжением, сожигаемся огнем Божества, вводимся в жизнь Троицы. Реальность внутритроичной жизни становится и нашей реальностью. Наверное, можно так. ***АДМИНИСТРАТОРСКОЕ*** У меня к Вам просто нижайшая просьба: 1. если Вы хотите задать вопрос о чем-то, сначала пошарьте по форуму - были ли аналогичные обсуждения или нет, если были - задавайте вопрос в них. Для этого на форуме есть поиск. 2. не стоит раз за разом задавать вопросы, которые уже обсуждались, да еще в разных темах. Название: Re: Православное понимание искупления Отправлено: Андрей Белоус от 12 Март 2010, 02:22:46 Тема закрыта.
|