consensus patrum

Общий раздел => Священное Писание => Тема начата: Кирилл Кострыкин от 26 Февраль 2009, 18:58:30



Название: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 26 Февраль 2009, 18:58:30
Почему некоторые книги не были включены в канон Писания и признаны апокрифическими, в то время как информация, в них существующая, относится к Преданию?


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 27 Февраль 2009, 18:19:01
неужели никому нечего сказать?!


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Новиков Павел от 27 Февраль 2009, 19:32:44
По каким критериям отбирали апокрифы, которые позднее стали Евангелием? Почему протоевангелие от Иакова и Евангелие от Никодима (апокрифы) вошли в Предание Церкви? Андрей

Здравствуйте, Андрей! Как Вы знаете, Священное Писание Нового Завета не свалилось с Неба готовой книгой – оно прошло вековой путь формирования. Перед Церковью стояла важная задача – из всего многообразия письменных свидетельств о Христе и Его учении (писать об этом стали практически сразу), отобрать те, которые не противоречили бы изустному преданию, учению веры и таинств, воспринятому от Апостолов, и не противоречили бы друг другу. Почему именно такие критерии были поставлены во главу угла? Потому что суть христианской жизни есть непосредственное живое общение с Живым Богом в молитве и таинствах – через это общение наше спасение и совершается, когда целительная благодать излечивает нас от тяжкой болезни греха. Поэтому самое важное в христианской проповеди – донести живой образ Христа без искажений. Можно сказать, что суть Предания – Сам Христос. А как быть с Писанием? Естественно, что Его образ будет неискаженным в тех письменных свидетельствах, которые не противоречат Преданию и друг другу. Из тех свидетельств, которые удовлетворяют этим двум базовым принципам, и сформировался канон Новозаветных книг, который мы в просторечии называем Евангелием (Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна + апостольские Послания + Откровение). Что стало с остальными свидетельствами? Они получили наименование «апокрифы» и были выведены за пределы церковного свидетельства, так что упомянутые вами книги ни в коем случае не являются частью церковного Предания! Они являются частью исторического наследия Церкви и интересны узкому кругу специалистов, а их ценность для спасения души или в качестве свидетельства о Христе весьма спорна.

С уважением, священник Алексий Колосов.

http://otvet.pravmir.ru/index.php?action=article&cat_id=002001001&id=794


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 02 Март 2009, 10:25:58
Ну вот с этим можно не согласиться. Являются ли частью Предания Четьи-Минеи? А ведь там в описании Успения, Рождества, Введения во храм Богородицы есть очень много информации, заимствованной из апокрифов.


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Новиков Павел от 02 Март 2009, 18:33:13
Ну вот с этим можно не согласиться.

Давайте попробуем не согласиться вместе! Вам, как автору темы, право первого выстрела вывода...


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 02 Март 2009, 18:42:45
Просто насколько можно верить той информации, которая в них содержится, в апокрифах? Воспринимать только как исторические сведения?


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Андрей Белоус от 06 Март 2009, 21:59:35
Просто насколько можно верить той информации, которая в них содержится, в апокрифах? Воспринимать только как исторические сведения?

смотря с какой стороны подходить. Если с вероучительной и богословской, то можно принимать только то, что не противоречит вероучению и богословию Православной Церкви. Если с научно-исторической - там свои критерии, более строгие :)


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Андрей Белоус от 06 Март 2009, 22:07:07
Потом, ведь далеко не все апокрифы вошли в состав церковного предания, например. протоевангелие Иакова, ставшее основой для праздника "Введение во храм" Но между "протоевангелием Иакова" и, скажем, "апокрифом Иоанна", огромная разница: одно (протевангелие Иакова) является невинным с точки зрения богословия повествованием, и даже полезным, как проникновенное осмысление роли Пресвятой Девы в спасении, другое (апокриф Иоанна) совершенно неприемлимой ни с какой точки зрения гностической ересью.


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Кирилл Кострыкин от 11 Март 2009, 11:43:44
Разумеется, не все апокрифы вошли. Я читал в разных источниках, что проблемой апокрифов занимался блаженный Иероним. Где бы почитать что-нибудь из его трудов на эту тему?


Название: Re: Новозаветные апокрифы
Отправлено: Андрей Белоус от 11 Март 2009, 18:09:20
Разумеется, не все апокрифы вошли. Я читал в разных источниках, что проблемой апокрифов занимался блаженный Иероним. Где бы почитать что-нибудь из его трудов на эту тему?

Да, он даже перевел "Евангелие Евреев", правда, перевод не сохранился.

у него есть сочинение "Еврейские вопросы на книгу Бытия", специально посвященные вопросам текстологии и экзегетики. оно кажется, недавно было переведено, но об этом лучше Романа Попкова спросить - я не силен в библеистике и текстологии. Наверняка, там и об апокрифах тоже идет речь.

если серьезно интересуетесь вопросами текстологии, канона Писания, читайте Мецгера

http://www.krotov.info/libr_min/m/metzger/met_01.html