consensus patrum

Общий раздел => Современное состояние Православных Церквей => Тема начата: tatiana от 03 Июль 2009, 16:56:26



Название: Церковь и государство
Отправлено: tatiana от 03 Июль 2009, 16:56:26
из темы http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=330.45


Промыслительно, что Церковь почитает как Иосифа Волоколамского, так и Нила Сорского, потому что в позициях  обоих этих святых есть свои плюсы и минусы. Дискуссия между Татьяной и Вячеславом это, в каком-то смысле, отголосок и продолжение этих споров. И это нормально, потому что иосифлянским инициативам необходим здоровый противовес в виде позиции нестяжателей.

я тоже согласна, как и Вячеслав, с такой аналогией, если брать во внимание исключительно сферу сосуществования Церкви и государства.

Однако, говоря о какой-то из сторон существования Церкви в мире, мы тем не менее говорим о Церкви как о целом, как о Богочеловеческом организме.

Поэтому, говоря, например, об усилении позиций Церкви, о расцвете Церкви, надо четко понимать, что такие слова могут относиться лишь к ее организационной структуре, а она не имеет отношения к спасению.

Церкви в Ее истинном смысле расцветать и усиливаться в этом мире ни к чему, поскольку Она не от мира сего, и содержится и хранится только Господом, а отнюдь не усилиями и информационными атаками иерархии.



Название: Re: Церковь и государство
Отправлено: tatiana от 03 Июль 2009, 16:57:14
Иосиф Волоцкий был сторонником сильного централизованного Московского государства, но вряд ли он был  сторонником "усиления Церкви" мирскими методами.


Вот что сказано о нем на сайте http://days.pravoslavie.ru/Life/life1765.htm:

"Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: "русская земля ныне благочестием всех одоле". Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники - сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о "нестяжании" - отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга."