Виталий
Пользователь
Offline
Сообщений: 94
|
|
« Ответ #15 : 19 Май 2010, 14:13:24 » |
|
Никто не мог бы предочиститься до состояния обожения, это на мой взгляд - логически невозможно. Чтобы совершить предочищение до уровня достойного сцепки человека с Богом, нужно было бы самому в некой глубине быть святым и нетронутым первородным грехом... Я же абсолютно убеждён, что человечество поражёно в корне, в самом "я". Потому, любое предочищение, любое действия субьекта, будучи в корне поражённым, несет в себе отпечаток несовершенства, стало быть одним этим противоречит совершенству Бога, не пускает его. Эта тема много раз муссировалась в разделе "Мариология" - http://www.consensuspatrum.ru/index.php?board=20.0Своими словами Вы фактически отвергаете саму возможность Боговоплощения, во-первых: отрицая всецелую обоженность Тела Христа - Церкви, отказывая Ей в возможности предсуществовать по благодати ( кстати, это еще раннехристианская концепция иудейского происхождения ), во-вторых: возможность рождения Бога от Девы, Которая не смогла бы принять во чрево Бога, т.к. "никто не мог бы предочиститься до состояния обожения" © Если я ошибаюсь, то поправьте меня, я буду только рад. Просто мне хотелось показать Вам, к каким выводам мы придем, следуя Вашей точке зрения. Я отказываю существованию Церкви до момента создания её Христом, до пятидесятницы. Ни в каком прошлом она не существовала, разве что в виде плана... Но я не отрицаю ни в коей мере всецелую обоженность Тела Христа - Церкви. Это во-первых. А во- вторых: я совершенно не вижу ни малейшей связи между рождением Бога от девы, и того, что она была обожена, по крайней мере до вселения в неё Бога-Слова. Да, вот в тот момент, как Бог-Слово образовал в неё зачаток, человеческий плод, вот в этот момент могла возникнуть действительная органическая связь между матерью и ребенком, и стало быть, нечто от ребенка могло передаваться матери, и нечто от матери ребенку. Но может обожение Марии произошло и ещё позднее, мне точно это неизвестно. Я не имею своей точки зрения на сей счёт. Однако - я в корне отрицаю то точку зрения, что Мария смогла обожиться до момента вселения в неё Бога -Слова. Если так, то прошу привести: 1.Решение соборов (желательно вселенских) 2. Или учение не менее 12 святых отцов, говоривших об этом прямо 3.Или свидетельство Писания Мария могла предочиститься до того, что бы вместить в себя зачаток будущей жизни. Вот зачаток - свят, и обожен. Но с чего должна быть чисто автоматически обожена быть и Мария?Не понимаю.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #16 : 19 Май 2010, 14:14:45 » |
|
То есть складывается такое ощущение, что в спасении есть два главных "условия":
1) "обожение" человека, как стяжание человеком, с помощью подаваемой ему благодати, богоподобия (это доступно всем праведникам и до Христа); 2) искупление - как приятие человеком искупительной жертвы Христа, открывающей для него Рай, освобождающее от уз первородного греха (по понятным причинам доступно нам только после Воскресения Христова);
и наконец третье условие, "второстепенное", т.к. оно даруется только в зависимости от достижения первых двух:
3) телесное воскресение в прославленном теле в конце времен, которое завершает дело спасения человека.
Все наоборот. Спасение -- это процесс, который ведет к конечной цели творения -- обожению. О спасении и обожении у св. Максима http://euhenio.livejournal.com/34730.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #17 : 19 Май 2010, 14:29:43 » |
|
Евгений, у вас там (по ссылке) есть фраза: Таким образом, различие "спасения" и "обожения" ставится в контекст аскетики, как различие того, что достигается собственными усилиями (при содействии божественной благодати), и того, что подается даром и не зависит от собственных усилий. Правильно ли я понимаю, что вы подразумеваете именно "спасение" как "подаваемое даром", а "обожение" как то, что "достигается собственными усилиями при содействии благодати"? (Просто уточняю вашу мысль, т.к. непосредственно из порядка слов следует противоположное отождествление).
|
|
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #18 : 19 Май 2010, 14:50:40 » |
|
обожение -- даром
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #19 : 19 Май 2010, 15:01:57 » |
|
обожение -- даром
спасение соответствует различным действиям ... очищения, восстановления, возобновления природы до ее восстановления в первоначальном состоянии ..., в то время как обожение дается в Воплощении само по себе... Таким образом, до Воплощения (точнее, скорее, до Пятидесятницы) обожение не возможно? Т.е. и Мелхиседек и Иоанн Креститель не были обожены? Или оно было возможно в силу будущего Воплощения?
|
|
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #20 : 19 Май 2010, 15:07:55 » |
|
по-моему, то, что обожение это цель, дар, "предел желаемого", а не процесс - вполне эксплицитно все отцы писали, кто писал об обожении.
можно для иллюстрации привести двух отцов: отца, стоящего у истоков классического периода патристики, и отца, который заканчивает византийский период:
свт. Василий Великий:
"Чрез Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать. Отсюда — предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяния дарований, небесное жительство, ликостояние с ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого — обожение" ("К Амфилохию о Святом Духе")
свт. Марк Эфесский:
"Если "всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов" (Иаков. 1, 17), то, следовательно, нет ничего совершенного в нас из природного или из приобретенного старанием и даже не есть что-нибудь и [само] обожение, которое установлено, очевидно, только Богом.
Если мы, участвуя в боготворном даре, делаемся "божественного причастницы естества", как говорил божественный Петр (2 Петр. 1, 4), то не может быть тварным этот дар, называемый богоначалием и обожением и еще также — божеством." ("О сущности и энергии")
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #21 : 19 Май 2010, 15:11:35 » |
|
«Ибо говорю вам: из рождённых женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Евангелие от Луки, 7:28) Итак: если не Илия не Енох по словам Бога не могут сравниться с Иоанном Крестителем, а он в свою очередь, меньше самого меньшего пребывающего в Цаствии Божием, то следовательно Иоанн - не находится в Царствии Божием, ибо отношение ">" - антирефликсивно. Итак, даже ещё в тот момент когда родился Христос, еще тогда ЦарствоБожие было недоступно. В нём не находился даже Иоанн. Как туда мог попасть кто-то иной? Виталий,у Паламы обожение до пришествия Христа -- это Св.Предание,а не ошибочное мнение. Палама опирался на Максима Исповедника,на его слова о том,что Мелхиседек,будучи человеком,был обожен до Христа и в связи с этим был по благодати безначальным,хотя по природе и имевшим начало. Текст Евангелия о Предтече Вы толкуете неверно. По-Вашему выходит,что Предтеча по святости был ниже какого-нибудь царя св.Николая II или ещё кого-нибудь из святых новозаветного периода. Это совершенно противоречит Преданию. Более того,это ведёт к выводу,будто и Пресвятая Мария до пятидесятницы была не обоженной,что противоречит согласию отцов. В благовещении Она достигла такой вершины святости,какой уже никто никогда не достигнет,даже после воскресения,вознесения Христа и пятидесятницы. Более того,Её святость стала условием для Боговоплощения и не только условием,но и причиной воплощения Бога. А теперь конкретно о цитате,которую Вы привели. "Меньшим" в Царстве Небесном Христос назвал вообще-то Самого Себя. Именно поэтому Меньший (т.е.Христос) больше Предтечи. А меньшим Предтечи Христос был по плотскому возрасту и по славе,т.к.Предтеча был тогда в глазах людей более знаменит и поэтому как бы "больше" Христа. Поэтому Предтеча говорил,что ему следует умаляться перед Тем,Кто хотя и после Предтечи,но пребывал и до Предтечи. В тексте идёт противопоставление человеческой ипостаси Предтечи,которая была по телесному возрасту и славе больше Христа, нечеловеческой ипостаси Христа,которая была по возрасту и славе меньше Предтечи. св.Феофилакт Болгарский: " Слух о чуде, совершенном в Наине, разнесся по всей Иудее и окрестной стране. Дошел он и до учеников Иоанновых. При похвалах Господу они, как еще несовершенные, досадовали. Поэтому Иоанн, желая показать им величие Христа и то, насколько он (Иоанн) отстоит от Него (Христа), устрояет следующее: не делает ученикам никакого отзыва об Иисусе, а, представляясь незнающим, посылает их, чтобы они, увидев чудеса, из самых дел уверовали, что весьма велико расстояние между Господом - Иисусом и рабом - Иоанном. Ибо не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием, - Итак, он посылает учеников, повелевая им спросить Иисуса: "Ты ли Тот, Которому должно придти?" Видишь ли, как глубоко Иоанн ведет учеников к вере, что Иисус есть Бог? Ибо пророки называются "посланными", и сам Иоанн, как говорит евангелист, был человек "посланный" от Бога (Ин. 1, 6). А Господь - Грядущий, ибо Он пришел с властью, а не против воли. И так говорит: Ты ли Тот, Чьего пришествия в мир ожидают? - Иные под словами: "Которому должно придти" разумеют сошествие в ад, как бы так было сказано: Ты ли имеешь придти и в ад? Что же Господь? Зная, с каким намерением Иоанн послал учеников, именно: чтоб они увидели дела Его и от них пришли к вере, Он говорит посланным: возвестите, что видите. Потом перечисляет чудесные действия, о которых и пророками предвозвещено. Ибо слова: "Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь" есть и у Исаии (35, 5-6). Потом говорит: "и блажен, кто не соблазнится о Мне", как бы так говоря им: и вы блаженны, если не соблазнитесь о Мне. Поскольку многие легко могли соблазниться об Иоанне, как он прежде столь много свидетельствовал о Христе, а теперь послал с вопросом: "Ты ли Тот, Которому должно придти?" - поэтому Христос говорит народу: ничего подобного не подозревайте об Иоанне. Он - не трость, чтобы склоняться то на ту сторону, то на другую, и чтобы в одно время свидетельствовать обо Мне, а в другое - не знать Меня. Ибо если б он был таков, тогда для чего бы вышли вы в пустыню смотреть его? Он отнюдь не растлил ума своего чувственными наслаждениями, ибо одежда его показывает, что он выше всякого наслаждения; притом он жил бы в палатах, если бы любил удовольствия. Но вы сами почитаете его за пророка? Истинно говорю вам, что он и больше пророка. Ибо другие пророки только предсказывали о Христе, а он видел Его и указал, говоря: "вот Агнец Божий"; притом другие пророки пророчествовали после того, как уже вышли из утробы своих матерей, а он узнал Господа и взыграл еще прежде, чем вышел из утробы. Потом приводит свидетельство: "вот, Я посылаю Ангела Моего" (Мал. 3, 1). Иоанн назван "Ангелом", быть может и потому, что жизнь его почти бесплотная и ангельская, а быть может и потому, что он возвестил пришествие Спасителя.
"Говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна". Предтечу поставляет выше всех других. Потом как бы кто сказал: "И Тебя Самого, Христос, Иоанн больше"? прибавляет: а Я, меньший его, больше в Царстве Небесном; ибо хотя Меня считают меньшим его и по благородству, и по возрасту, и по славе, однако ж, в Царстве Небесном, то есть во всем Божественном и духовном, Я больше его. Итак, все люди, которые послушали Иоанна, оправдали Бога, то есть почтили Бога тем, что приняли Его пророка. А фарисеи не почтили Бога, поскольку не приняли Иоанна.." И вот что ещё говорит Господь: " 5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь 11Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. 12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? 13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" Вообще-то,если Вы не знали,пророки были крещены водой и Духом. Св.Иоанн Дамаскин. "Беседа сарацина с христианином": "Сарацин же: а как же Бог говорит Иеремии: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и из утробы освятил тебя (Иер. 1:5)?
Христианин: Бог образовал одушевленную и семенную силу всякого мужа от Адама и далее. Ибо Адам, имея во чреве Сифа, родил его, как я уже говорил, а Сиф Еноса, и всякий человек, прежде имея сына во чреве своем, [рождает его], и сын родил и рождает до сего времени. А "из утробы освятил тебя" понимай как [утробу], истинно рождающую чад Божиих, по свидетельству святого Евангелия: а тем, которые приняли Его верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13) через крещение.
(2) Противник же: а до Христа было крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа.
Xристианин: Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в Евангелиях: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс. 57:4), то есть от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые крещением спасены и спасаются по благодати Божией." О крещении Предтечи до распятия Христа писали Златоуст,блж.Иероним и прочие отцы.
|
|
« Последнее редактирование: 19 Май 2010, 15:16:30 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #22 : 19 Май 2010, 15:18:19 » |
|
обожение -- даром
спасение соответствует различным действиям ... очищения, восстановления, возобновления природы до ее восстановления в первоначальном состоянии ..., в то время как обожение дается в Воплощении само по себе... Таким образом, до Воплощения (точнее, скорее, до Пятидесятницы) обожение не возможно? Т.е. и Мелхиседек и Иоанн Креститель не были обожены? Или оно было возможно в силу будущего Воплощения? Наиболее остроумный (и наверно всем известный) ответ на этот вопрос: обожение (в принципе) возможно и до Христа (и вне земной Церкви), но не без Него:-) Я бы сказал еще и по-другому: кроме пути участия в таинствах земной Церкви еще еще путь аскетический -- участия в таинствах небесной Церкви, он возможен вне земной Церкви и до нее (конечно, в виде исключения:-)) Есть еще и такая (остроумная?) формулировка: единственный из видов экуменизма, который имеет право на существование -- это экуменизм аскетический:-)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
bar-ieremias
|
|
« Ответ #23 : 19 Май 2010, 15:21:34 » |
|
Я отказываю существованию Церкви до момента создания её Христом, до пятидесятницы. 14. (1) Посему, братия, исполняя волю Отца нашего Бога, будем [чадами] Церкви изначальной, духовной, созданной прежде солнца и луны; если же не будем исполнять волю Господа, то будем, как сказано в Писании: "Дом мой стал вертепом разбойников" (Иер. 7, 11; Мф. 21, 13). Поэтому предпочтем принадлежать к Церкви живота, дабы спастись нам. (2) Я не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово (Еф. 1, 23) (ибо говорит Писание: "Сотворил Бог человека, мужа и жену" (Быт. 1, 27); муж есть Христос, жена — Церковь) и что Церковь, по свидетельству Книг и Апостолов, не ныне только существует, но издревле. Ибо была она духовною, как и Иисус наш, явилась же в последние дни (1 Пет. 1, 20), чтобы спасти нас. (3) Будучи же духовной, Церковь явилась во плоти Христовой, ясно показывая нам, что если кто-нибудь из нас сохранит Ее во плоти и не повредит, воспримет Ее в Духе Святом [23]. Ведь плоть эта есть снимок Духа, и никто, повредив снимок, не будет иметь части в подлиннике. Ведь сказано, братия: "Сохраните плоть, дабы иметь часть в Духе". (4) Если же мы говорим, что плоть есть Церковь, а Дух — Христос, то значит, посрамивший плоть посрамил и Церковь. Такой не будет иметь части в Духе, который есть Христос. (5) Плоть эта может получить столь великую часть в животе и нетлении, когда прилепится к ней Дух Святой, что никто не может ни изречь, ни вымолвить, что уготовал Господь избранным Своим ( свт. Климент Римский, 2-е послание Коринфянам )Я выше приводил ссылку на 4 Царств 13:21, где упоминаются животворящие мощи пророка Елисея. Также см. Матф. 22:29-32 / Мк. 12:24-27 / Лук. 20:34-38
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #24 : 19 Май 2010, 15:22:37 » |
|
Наиболее остроумный (и наверно всем известный) ответ на этот вопрос: обожение (в принципе) возможно и до Христа (и вне земной Церкви), но не без Него:-) Понятно. Насколько может быть понятно. Все наоборот. Спасение -- это процесс, который ведет к конечной цели творения -- обожению. С такой терминологией я, конечно, согласен, а в посте №9 я рассуждал нестрого, поэтому в том рассуждении вообще лучше мне отказаться от терминов "обожение" и "спасение". Сама цель рассуждения была в том, чтобы понять, что произошло с Илией, Енохом и Иоанном Крестителем, а также попадали ли праведники до Христа в рай. Соответственно в стяжании рая есть два главных "условия": 1) стяжание человеком, с помощью подаваемой ему благодати, определенной степени богоподобия, было доступно всем праведникам и до Христа; результатом этого стяжания является например Боговидение по образу Моисея; 2) искупление, освобождение нас от уз первородного греха - как совершение Христом искупительной жертвы Христа, потенциально открывающей для людей Рай; (это доступно нам только после Воскресения Христова); А завершением всего этого явится (в зависимости от достижения первых двух): 3) телесное воскресение праведников в прославленном теле в конце времен.
|
|
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #25 : 19 Май 2010, 15:51:42 » |
|
Сама цель рассуждения была в том, чтобы понять, что произошло с Илией, Енохом и Иоанном Крестителем, а также попадали ли праведники до Христа в рай.
Соответственно в стяжании рая есть два главных "условия":
1) стяжание человеком, с помощью подаваемой ему благодати, определенной степени богоподобия, было доступно всем праведникам и до Христа; результатом этого стяжания является например Боговидение по образу Моисея;
2) искупление, освобождение нас от уз первородного греха - как совершение Христом искупительной жертвы Христа, потенциально открывающей для людей Рай; (это доступно нам только после Воскресения Христова);
А завершением всего этого явится (в зависимости от достижения первых двух):
3) телесное воскресение праведников в прославленном теле в конце времен.
Имхо, первые два пункта надо переставить местами и второй пункт не ставить в контекст Жертвы, происходящей во времени. "Попадание в рай" -- не конечная цель, а начальная, она достигается подвижником (в том числе, наверно, и ветхозаветным) уже при жизни, то есть он уже при жизни (временами) живет в раю. Это процесс (спасения), и совершается он через восстановление в подвижнике первоначальной райской природы. На этой стадии -- как и в первозданном раю -- падение еще возможно После этого уже возможно Боговидение (начиная с райского и заканчивая небесным) Дальше -- телесное воскресение прежде общего Воскресения (еще при жизни): подвижник живет на небе (не путать с раем) еще при жизни, падение уже не возможно и телесная смерть в его жизни практически ничего не меняет И все это может происходить до Жертвы, происходящей во времени, но не без Жертвы, совершающейся предвечно (и, разумеется, это одна и та же Жертва) Я так себе это. примерно, представляю, впрочем, может, кто-нибудь изложит этот вопрос и более правильно
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #26 : 19 Май 2010, 16:37:13 » |
|
...[подвижник, в том числе ветхозаветный] уже при жизни (временами) живет в раю... И все это может происходить до Жертвы, происходящей во времени, но не без Жертвы, совершающейся предвечно (и, разумеется, это одна и та же Жертва)
Это вроде бы понятно в контексте того, что "обожение ... возможно и до Христа..., но не без Него". Но в контексте свидетельств Евангелия от Никодима, все же непонятно как быть с тем, что праведники, выводимые Христом из ада в Рай, встречают там только Илию, Еноха и Дисмаса. Евангелие от Никодима абсолютная фантазия? Но ведь есть же еще и иконографический канон, "Сошествие Христа во ад"... Что-то ведь Христос изменил в состоянии ветхозаветных праведников? Значит, что-то в их состоянии было ниже райского до самого момента Креста...
|
|
« Последнее редактирование: 19 Май 2010, 16:40:55 от Вячеслав С. »
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
bar-ieremias
|
|
« Ответ #27 : 19 Май 2010, 16:42:10 » |
|
Но на иконах и Адам и Ева - обоженные...
Вообще тут совершенно особая логика, инверсивная последовательность. Следствие исторически предшествует причине.
|
|
« Последнее редактирование: 19 Май 2010, 16:45:01 от bar-ieremias »
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #28 : 19 Май 2010, 16:44:51 » |
|
я совершенно не вижу ни малейшей связи между рождением Бога от девы, и того, что она была обожена, по крайней мере до вселения в неё Бога-Слова... я в корне отрицаю то точку зрения, что Мария смогла обожиться до момента вселения в неё Бога -Слова. В Писании Благодатной впервые названа только Дева. Нельзя быть благодатной,но не обоженной,потому что обожение -- это усвоение благодати. св.Николай Кавасила. Слово на Успение,6: " Блаженная Дева, единственная и одна только из всех людей принесшая Богу достойную душу, смогла послужить для помощи другим. Поэтому Ей Одной из всего множества когда-либо принявших вещания с Неба, Бог сказал: "Радуйся!" Ведь не было никого, кто бы, будучи освобожден от обвинений, мог бы быть чист и от наказания. Бог всем назначил скорбеть и печалиться. И люди подлежали этому наказанию, за то, что подлинно нарушили закон радости и мира. Что же касается Блаженной, то тем, что Она удостоилась услышать "Радуйся!" и была поименована благодатной и благословенной, ясно показано, что Её нельзя было обвинить ни в чем том, за что подлежала ответственности человеческая природа." св.Николай Кавасила: " Когда же пришла в бытие Дева, тогда Он стал повсюду виден подобно тому, как из всех тел только через воздух мы ясно видим солнце, - ибо воздух не имеет ничего такого чтобы составило препятствие глазам для восприятия света. Таким же образом Она не имела ничего кроме чистоты и это было то, что исключительно сродно Первому Свету." Св. Андрей Критский, Слово на Рождество Богородицы (четвертое): " Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу, достойнейший плод человечества - Марию". Свт.Софроний Иерусалимскій. Слово на Благовещеніe Пресвятыя Богородицы, 25: " И хотя прежде Тебя бывали святые, однако никто изъ нихъ не былъ до такой степени исполненъ благодати, какъ — Ты; никто не былъ настолько полонъ божества, какъ — Ты; никто не былъ такъ украшенъ святостью, какъ — Ты; никто не былъ такъ возвеличенъ, какъ — Ты, никто не былъ такъ предъочищенъ, какъ — Ты; никто не былъ такъ осіянъ светомъ, какъ — Ты; никто не былъ такъ озаренъ, какъ — Ты; никто такъ не возвысился, какъ — Ты. Потому что никто такъ не приблизился къ Богу, какъ — Ты; и никто такъ не обогатился Божіими дарами, какъ — Ты; никто не получилъ столько благодати отъ Бога, какъ — Ты. Все прекрасное, что когда-либо было достигнуто людьми, Ты превзошла; дарованія, данныя отъ Бога кому-либо Ты превозвысила; потому что преимущественнее всехъ Ты обогатилась стать Обителью Божіею; никто до такой степени, какъ Ты, возмогъ вместить въ себе; Бога; никто до такой степени не былъ силенъ принять въ себе; Бога; никто до такой степени не удостоился такого озаренія отъ Бога." Мария,не имевшая ничего,кроме чистоты и святости,была прообразующей голгофскую Жертву жертвой. Следовало,чтобы прежде Спасителя явился человек,который бы имея возможность согрешить,не согрешил. Таким человеком была Мария. св.Николай Кавасила. Слово на Рождество,7: " Ведь если Она прежде общего примирения, прежде, чем прийти на землю Миротворцу, Сама силами Своей собственной природы разрушила вражду, отверзла Небо, привлекла благодать и восприняла силу против греха, - то это чудо, превышающее всяческое разумение. Что же Она принесла столь сверхъестественное, что это оказалось равносильным великой жертве? И если, когда [наше] естество было [Богу] враждебно, такой образ жизни оказался возможен, и, когда преграда еще существовала, Она соединилась с Богом; и если стена, отделявшая вселенную от Бога, не устояла перед усердием одной души, - что может быть удивительнее того?" Слово на Успение,6: " из всех людей, бывших от века, Она Одна обитала в Святилище как некая предварительная и очистительная жертва, перед великой жертвой Спасителя, принесенная за весь род, так что, когда Предтечею за нас во Святая Святых вошел Иисус (Евр.5:20), туда прежде Спасителя во внутреннейшее за завесу (Евр.6:19) Саму Себя принесла Отцу Блаженная Дева." Явление такого богоносного человека (Марии) нужно было потому,что Сам Спаситель не имел возможности согрешить и не возрастал в святости. Слово на Рождество,14: " кроме того, что Матери Безгрешного следовало и Самой стать в этом Ему подобной, также было необходимо, чтобы человек сам по себе усердием ума и крепостью стал выше всякого греха, и это ради многих причин. Во-первых, подобало, чтобы человеческая природа явилась тем, чем она была, дабы принести Создателю подобающую честь и славу; ведь ни а первом [представителе] человеческого рода, ни в тех, которые от Него произошли, как в поврежденных грехом, нельзя было обрести [неврежденного] человека, так что Второму Адаму, в Своем божественном естестве пребывающему, совершенно не представлялось возможным явить иную природу, то есть нашу. Ведь Сам Он был не в том отношении ко греху, какое должен был иметь человек в этой жизни. Он вовсе был неприступен греху, а не то, что, имея возможность двоякого выбора, предпочел добро злу и устремился к добру, хотя мог стать и злым. Отсюда надлежало, чтобы открылся тот, кто, имея возможность согрешить, ни в чем не согрешил и был таким, каким Бог возжелал в этой жизни быть человеку." Творение обязано Марии даже своим существованием. св.Николай Кавасила. Слово на Успение,2: " Ибо причиной всех наших благ является соединение с Богом, а этого соединения начало - Дева. И поэтому для [человеческого] рода Она является многопетым началом всякой красоты, всякой святости, всех гимнов, и к Ней Одной восходит всякая хвала. Впрочем, подобает отнести к Блаженной Деве и то, что люди остались живы и вообще остаются людьми. И не только они, но и небо, и земля, и солнце, и вселенная через Блаженную Деву - как растение через плод - обрели благобытие и вообще бытие. И если мы хвалим древо по его плоду, а тот, кто испытывает радость о древе, похвалит обыкновенно и плод, то кто же не поймет, что от всего сущего всякое почитание, благодарение и украшение, если то добродетель и похвала (Флп.4:8 ) - по слову ап. Павла - подобают одной Деве? Так что можно сказать, что суд Божий, наименовавший [создание] хорошим и хорошим весьма (ср. Быт.1:31), был похвалой Деве."
|
|
« Последнее редактирование: 19 Май 2010, 17:10:54 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #29 : 19 Май 2010, 16:44:51 » |
|
Но на иконах и Адам и Ева - обоженные...
а как соотносятся тогда понятия "райское существование подвижника после смерти до Всеобщего Воскресения" (то, которого первый удостоился Дисмас) и "обожение" (о котором мы вроде говорим, что оно доступно до Христа, и вообще, доступно при жизни).
|
|
« Последнее редактирование: 19 Май 2010, 16:47:26 от Вячеслав С. »
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
|