Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« : 07 Ноябрь 2009, 23:36:06 » |
|
Свт. Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского: "Здесь он [таинственно] соединился с Богом и сподобился божественных видений, и более того – скажу обо всем сразу – здесь он превзошел человеческую природу и был изменен поистине божественным изменением (какое слово способно передать это чудо?!), преображенный десницей Всевышнего в вышеприродное [божественное] достоинство" (5); "В точности выразить дальнейшее невозможно. Ибо когда ум удалится от всего чувственного , вынырнет из водоворота смятения, который кружится вокруг чувственного, и вглядится во «внутреннего человека», – тогда, узрев отвратительный грим, приставший [к нему] из-за блуждания долу, спешит смыть его скорбью. А как только это безобразное покрывало сдернуто, -- именно тогда, когда душа не разрываема различными низкими привязанностями, -- ум вряд ли успокаивается, нет, он воистину прикасается к исихии , пребывает наедине с собой, и, насколько это вмещает, считает сам себя, вернее [себя] выше себя – Богом, ради Которого существует. Когда же он превзойдет и собственную природу и обожится через приобщение [к Богу], то постоянно будет совершенствоваться в еще более прекрасном" (18). С одно стороны, Палама нередко говорит о превосхождении человеком собственной природы в обожении. С другой стороны, есть представление, озвучиваемое, например, Алексеем, что когда человек пребывает в Боге, человеческая природа находится в своем естественном состоянии, как рыба в отличной от нее воде. Где истоки последнего представления и как оно соотносится с первым?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #1 : 08 Ноябрь 2009, 00:27:24 » |
|
Свт.Николай Кавасила. Слово на Успение,4:
"вся праведность человеческая, - говорит Писание, - пред Лицом Божиим сквернее всякой скверны (ср. Ис.64:6) и заслуживает имени лукавства. Отсюда очевидно, что праведность Девы не вмещалась в человеческих границах, но вышла за них не то, чтобы на немного или намного,но так,что можно прикоснуться к образу [этой праведности], но настолько превзошла общую природу, что не обретешь и половины пути [до нее]."
уже приводил эту цитату,но подумал,что сюда надо добавить тоже.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #2 : 08 Ноябрь 2009, 11:08:37 » |
|
С одно стороны, Палама нередко говорит о превосхождении человеком собственной природы в обожении. С другой стороны, есть представление, озвучиваемое, например, Алексеем, что когда человек пребывает в Боге, человеческая природа находится в своем естественном состоянии, как рыба в отличной от нее воде. Где истоки последнего представления и как оно соотносится с первым?
Мне кажется, в этом нету противоречия. Ведь превосхождение чел. природы в обожении не означает ее упразднения. Обожение - это реализация логоса присноблагобытия, по МИ, но логос присноблагобытия ведь не упраздняет логос бытия чел. природы (упразднение логоса по МИ означает уничтожение самой природы как таковой), а как-бы включает его в себя. Поэтому, мне кажется, можно сказать, что в обожении чел. природа находится сразу как в естественном (по логосу бытия), так и в вышеестественном состоянии (по логосу присноблагобытия)
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #3 : 08 Ноябрь 2009, 12:03:59 » |
|
+
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #4 : 08 Ноябрь 2009, 16:23:18 » |
|
Спасибо, Андрей. Конечно, превосхождение это не упразднение. Но может быть, стоит говорить не только о совершенстве чел. природы в Боге, но и именно о превосхождении, вслед за Паламой и МИ?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #5 : 08 Ноябрь 2009, 16:48:14 » |
|
Да, конечно.
Речь, по-моему, и может быть только о том, что совершенство природы и превосхождение ее в обожении не должны противопоставляться.
Если помыслить совершенство природы само по себе, ясно, что оно не спасает, не выводит за рамки тварной ограниченности.
Но превосхождение природы в обожении - это именно превосхождение, а не упразднение. Т.е. естество должно осуществиться, естественный закон должен быть исполнен (не разрушить закон Я пришел, но исполнить), и тогда естественное восполняется сверхъестественным, превосходится.
К тому же и по МИ, и по ИД, и по ГП, насколько я понимаю, тяготение к обожению коренится в самом логосе чел. природы. Получается, для человеческой природы естественно стремление к превосхождению самой себя.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #6 : 08 Ноябрь 2009, 16:58:17 » |
|
Ага. Просто я думаю, как сформулировать отличие в этом отношении учения ГП от антипаламитов, которые настаивали на парадигме совершенстве человека как достижения полноты его природы. Все достаточно тривиально, но все же. У меня получилось как-то так: "Из сказанного видно, что основополагающе расхождение Акиндина со свт. Григорием Паламой заключается в учении об обожении, которое понималось свт. Григорием как реальное наделение человека Божественными свойствами (т. е. восприятие им Божественных энергий) и превосхождение (не упразднение!) им своей природы, в то время как для Акиндина подобное «радикальное» представление об обожении было неприемлимо".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #7 : 08 Ноябрь 2009, 17:22:16 » |
|
Дима, а у акиндинитов было ведь своя трактовка обожения? Или они говорили только о совершенстве (как я понимаю, через "подражание" Богу) ?
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #8 : 08 Ноябрь 2009, 17:32:46 » |
|
Я не в теме специально про Акиндина. Но похоже, что проблема у отрицателей обожения, как реального участия, общая - тварное копирование нетварных свойств вместо их усвоения. Т.е. все сводится на уровень аналогий. В одном случае совершенная чел. природа - та, которая похожа по своим свойствам (отдельным) на Бога, как скульптура человека похожа на человека. В другом - та, которая этими свойствами живет как своими собственными, хотя они и не собственные, а подаренные.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #9 : 08 Ноябрь 2009, 17:45:38 » |
|
Да, действительно именно как-то так и получается. То, что я смог понять у Акиндина про это - это вот:
Акиндин считал, что обожение человека происходит через тварную благодать, являющейся инструментом для нетварной, – Кровь Христову, благодаря которой происходит наше искупле- ние. Тогда как свт. Григорий Палама в пререкаемой цитате из послания 2 (к Гаию) Дионисия Ареопагита, где говорится о благо- и боготворящем даре как о божестве, каковое превосходит его Источник и Начало – Сверхбожество и Сверхблаго, понимал «божество» («низшее божество») как Божественные энергии79, Акиндин в своем толковании этого места из Ареопагитик делал акцент на словах Ареопагита о превосхождении Свербожеством божества, имея в виду, что Бог пребывает выше Своего дара, и поэтому, как считал Акиндин, последний является тварным и называется у Ареопагита «божеством» по аналогии, поскольку обоживает тех, в ком находится80. С этой темой связано и понимание Акиндином Божественных имен: согласно нему, имена, прилагаемые к Богу (Божественной сущности), берутся из тварного мира и нарекаются, исходя из наблюдения за тварными вещами81. Критиковал Акиндин и позицию свт. Григория в плане учения об исхождении Святого Духе и о Пятидесятнице. Палама, следуя па- радигме, заданной Григорием Кипрским82-83, в своих антилатинских сочинениях учил о вечном воссиянии Святого Духа через Сына (эта тема тесно связана в богословии свт. Григория с учением о Божес- твенных энергиях), и о даровании Сыном даров Святого Духа апос- толам в Пятидесятницу. Акиндин, может быть, ощущая себя преем- ником св. Феолипта Филадельфийского, в свое время разорвавшего общение с Григорием Кипрским (по каноническим причинам), – отрицательно относился к последнему и нападал на него, обвиняя в латиномудрствовании и в уничижении достоинства Духа и связывая его учение с учением свт. Григория Паламы84, часто ссылаясь при этом на св. Фотия85. Акиндин считал, что если бы посылание Сы- ном Божиим Святого Духа в Пятидесятницу являло бы предвечное воссиявание Духа от Сына, то тварные и заключенные в сферу вре- мени люди стали бы нетварными и совечными Богу, что, по мне- нию Акиндина, абсурдно86. Согласно Акиндину, схождение Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу есть только символ (σύμβολον) и указание на природную связь, т. е. единосущие между Святым Ду- хом, Словом Божиим и Богом-Отцом87.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #10 : 09 Ноябрь 2009, 11:29:59 » |
|
Сейчас перечитываю Устав преп. Нила Сорского. Он этой темы касается традиционно в связи с молитвой.
Сначала он пишет, что подвижник должен до предела реализовать свои естественные усилия, при содействии Божием побеждая страсти.
А затем уже на вершине наступает грань, за которой естественные движения ума и сердца останавливаются и превосходятся неизреченными дарами.
"... и больше не имеет мысль ни молитвы, ни движения, ни своей власти, но наставлением наставляется силою иною, а не сама наставляет, и в пленении содержится в то время, и бывает в непостижимых вещах, а где, не знает... И не молитвой молится ум, но превыше молитвы бывает. И при обретении лучшего молитва оставляется, и в исступлении бывает человек, и не имеет желания чего-либо... Молитвой же называют это отцы, поскольку от молитвы имеет причину и во время молитвы дается святым это неизреченное дарование... Имен же ее в точности никто не знает. Ведь когда действием духовным душа подвигнется к этим божественным чувствам и сделается подобной Божеству непостижимым с Ним соединением, тогда просвещается она лучом высокого света в своих движениях. И когда сподобится ум почувствовать будущее блаженство, тогда и себя забывает, и все сущее здесь, и больше не совершает движения ни к чему".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #11 : 09 Ноябрь 2009, 13:07:51 » |
|
Интересно. Не ожидал, что и в "Уставе" есть про это.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #12 : 09 Ноябрь 2009, 13:31:54 » |
|
Сейчас перечитываю Устав преп. Нила Сорского. Он этой темы касается традиционно в связи с молитвой.
Сначала он пишет, что подвижник должен до предела реализовать свои естественные усилия, при содействии Божием побеждая страсти.
А затем уже на вершине наступает грань, за которой естественные движения ума и сердца останавливаются и превосходятся неизреченными дарами.
"... и больше не имеет мысль ни молитвы, ни движения, ни своей власти, но наставлением наставляется силою иною, а не сама наставляет, и в пленении содержится в то время, и бывает в непостижимых вещах, а где, не знает... И не молитвой молится ум, но превыше молитвы бывает. И при обретении лучшего молитва оставляется, и в исступлении бывает человек, и не имеет желания чего-либо... Молитвой же называют это отцы, поскольку от молитвы имеет причину и во время молитвы дается святым это неизреченное дарование... Имен же ее в точности никто не знает. Ведь когда действием духовным душа подвигнется к этим божественным чувствам и сделается подобной Божеству непостижимым с Ним соединением, тогда просвещается она лучом высокого света в своих движениях. И когда сподобится ум почувствовать будущее блаженство, тогда и себя забывает, и все сущее здесь, и больше не совершает движения ни к чему".
по-моему, это практически дословная цитата из Исаака Сирина
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #13 : 09 Ноябрь 2009, 14:37:29 » |
|
Да, преп. Нил и упоминает здесь преп. Исаака, а дальше цитирует его на эту же тему (слово 80 рус. пер), также чуть выше преп. Григория Синаита и чуть ниже СНБ (гимн 13) и преп. Макария Вел.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|