Христианство принесло на землю благую весть об
освобождении человека от власти греха. Поэтому с самого начала своего существования оно выступало против всех языческих форм
предопределения человеческой судьбы, да и против самого понятия
судьбы (см., например, работу Григория Нисского "Против учения о судьбе").
В христианстве индивидуальный путь человека, с его проблемами и тяготами, осмысляется через понятие
"креста" – притом креста индивидуального. Слова Спасителя: "Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 29) – именно и означают, что у каждого человека есть свой крест (Зеньковский. 1997, с. 460). Как писал Феодор епископ Едесский: "отвергнуться себя должно прежде всего, и таким образом взяв крест, последовать Владыке, для достижения высшего состояния обожения" (христ.: Феодор Едесский. 1900, с. 347).
Понятие креста обычно отождествляют с понятием
страданий и трудностей, которыми заполнена жизнь человека:
– "Взять крест свой – значит с покорностию и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу" (христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с. 93);
– "Крест – термин христианского нравственного богословия, означающий совокупность жизненных лишений, страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы нравственного долга с искушением греха и т. п. – всего, что христиа-нин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований религии и внушений чистой совести" (христ.: Барсов. 1993, с. 836).
Здесь, конечно, все верно, но все тяжкое и трудное образует не "сущность" креста, а лишь его проявления, почти всегда неизбежные в движении человека "извилистыми путями" к премудрости Божией. Правильнее толковать "крест" как
задачу, возложенную на человека Богом, как закон, энтелехийно определяющий созревание человека (Зеньковский. 1997, с. 460). И человеческие страдания в жизни чаще и возникают от того, что люди стремятся "обойти" эту волю Божию, не хотят идти путем, предназначенным для них свыше. В диалектике исканий часто мятущейся, часто путающей самое себя души раскрывается наш "крест", который надо принять, надо взять, чтобы мы смогли пойти со Христом, взять Его "иго", т. е. принять участие в спасении и преображении мира (там же, с. 463).
По материалам
Словаря христианской антропологии и психологии.