Название: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: Сергей КС от 16 Май 2010, 11:43:52 Вопрос возник в связи с обсуждением Промысла Божьего и свободой воли человека. Столкнулся с представлением, что судьба есть результат отклонения человека от Промысла Божьего. Косвенно ссылались на богословие преп.Максима Исповедника. После поисков выяснил, что понятие судьбы в Св.Писании, трудах св.отцов не используется.
Однако, как можно проинтерпретировать судьбу богословским языком? И если можно, укажите где подлежит разбору учение о Промысле в аспекте частной "судьбы" человека. Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: Новиков Павел от 16 Май 2010, 12:02:34 Может, здесь? http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=126.msg1910#msg1910
Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: seksta от 16 Май 2010, 12:35:37 Цитата: Сергей КС После поисков выяснил, что понятие судьбы в Св.Писании, трудах св.отцов не используется. А вы можете дать свое определение судьбы? Что это такое в родном для этого термина контексте? Родной (на мой взгляд) для этого термина можно считать область, представленную древнегреческой трагедией (напр. история царя Эдипа) Интересно вглядеться и понять, может ли вообще быть задействовано это понятие (судьба) в христианских системах координат. Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: Денис В.С. от 16 Май 2010, 13:31:03 Цитировать Вопрос возник в связи с обсуждением Промысла Божьего и свободой воли человека. Столкнулся с представлением, что судьба есть результат отклонения человека от Промысла Божьего. Косвенно ссылались на богословие преп.Максима Исповедника. После поисков выяснил, что понятие судьбы в Св.Писании, трудах св.отцов не используется. Однако, как можно проинтерпретировать судьбу богословским языком? И если можно, укажите где подлежит разбору учение о Промысле в аспекте частной "судьбы" человека. Святитель Григорий Нисский "Против учения о судьбе" http://mirrors.rusbible.ru/pagez.ru/lsn/0476.php.html Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: Сергей КС от 16 Май 2010, 13:33:34 Спасибо. В голове у меня каша. Материала хватит надолго.
Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: Сергей КС от 16 Май 2010, 14:20:08 А вы можете дать свое определение судьбы? Что это такое в родном для этого термина контексте? Родной (на мой взгляд) для этого термина можно считать область, представленную древнегреческой трагедией (напр. история царя Эдипа) Интересно вглядеться и понять, может ли вообще быть задействовано это понятие (судьба) в христианских системах координат. У Гераклита "Война(Полемос) - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других людьми, одних творит рабами, других свободными" (фрагменты ранних греческих философов/ ред. А.В.Лебедев. ч1.М., 1989. С.202). Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: Павел Недашковский от 17 Август 2010, 03:23:53 Можно еще Боэция (http://ancientrome.ru/antlitr/boethius/phil04-f.htm)полистать по теме, о соотношении свободы, фатума и провиденции (De consolatione philosophiae IV-V)
Название: Re: Как в христианстве опровергается понятие судьбы? Отправлено: zenko от 04 Октябрь 2012, 18:17:19 Христианство принесло на землю благую весть об освобождении человека от власти греха. Поэтому с самого начала своего существования оно выступало против всех языческих форм предопределения человеческой судьбы, да и против самого понятия судьбы (см., например, работу Григория Нисского "Против учения о судьбе").
В христианстве индивидуальный путь человека, с его проблемами и тяготами, осмысляется через понятие "креста" – притом креста индивидуального. Слова Спасителя: "Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 29) – именно и означают, что у каждого человека есть свой крест (Зеньковский. 1997, с. 460). Как писал Феодор епископ Едесский: "отвергнуться себя должно прежде всего, и таким образом взяв крест, последовать Владыке, для достижения высшего состояния обожения" (христ.: Феодор Едесский. 1900, с. 347). Понятие креста обычно отождествляют с понятием страданий и трудностей, которыми заполнена жизнь человека: – "Взять крест свой – значит с покорностию и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу" (христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с. 93); – "Крест – термин христианского нравственного богословия, означающий совокупность жизненных лишений, страданий, тяжелых обязанностей, мучительной борьбы нравственного долга с искушением греха и т. п. – всего, что христиа-нин обязан выносить мужественно и благодушно, не нарушая требований религии и внушений чистой совести" (христ.: Барсов. 1993, с. 836). Здесь, конечно, все верно, но все тяжкое и трудное образует не "сущность" креста, а лишь его проявления, почти всегда неизбежные в движении человека "извилистыми путями" к премудрости Божией. Правильнее толковать "крест" как задачу, возложенную на человека Богом, как закон, энтелехийно определяющий созревание человека (Зеньковский. 1997, с. 460). И человеческие страдания в жизни чаще и возникают от того, что люди стремятся "обойти" эту волю Божию, не хотят идти путем, предназначенным для них свыше. В диалектике исканий часто мятущейся, часто путающей самое себя души раскрывается наш "крест", который надо принять, надо взять, чтобы мы смогли пойти со Христом, взять Его "иго", т. е. принять участие в спасении и преображении мира (там же, с. 463). По материалам Словаря христианской антропологии и психологии (http://www.xpa-spb.ru/slov.html). |