GrigoryB
Новичок
Offline
Сообщений: 2
|
|
« : 14 Февраль 2016, 16:45:58 » |
|
Интересно сравнить отрывок из прп. Иоанна Кассиана с комментариями В.М. Лурье (из "Призвания Авраама") и отрывок из М.И. Мои комментарии после него. "Там Моисей на отказывающихся возлагает неотрицаемую тяжесть; здесь Павел подает только совет желающим, стремящимся к совершенству (ср.: 1 Кор. 7, 25 и 40). Ибо не должно заповедывать вообще и, так сказать, обязательно требовать от всех то, что по причине дивной высоты не может быть достигнуто всеми; но преимущественно возбуждаются все советом и благодатию, так что большие могут увенчаться добродетелию совершенства, а малые, которые не могут исполнить меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13), как будто остаются в неизвестности, будучи закрываемы светом больших, как звезд.... Итак Христос никого необходимою заповедию не принуждает к достижению верха добродетелей, но призывает желающих по свободному произволению, пользою совета воспламеняет желание совершенства. Ибо где заповедь, там необходимость; а где необходимость, там и трудность; где трудность, там и нерадение; где нерадение, там и грех; а где грех, там и наказание. <...>» (Собеседования, 21, 5; пер. еп. Петра с небольшими изм.). Главная мысль этого отрывка: девство и безбрачие — это «совет», а не «заповедь», но только советы и ведут в меру возраста исполнения Христова, то же, что заповедуется обязательно для всех (даже тогда, когда заповеди Моисеевы повторяет Христос — как в Мф. 19), — это избавляет от наказания за грехи, но это не Евангелие, а закон. Мы опять пришли к учению о безбрачии как норме христианской жизни — при том, что сама эта жизнь, в согласии с Новым Заветом, общеобязательной нормой не является".
Теперь послушаем М.И. "Одни деяния, совершаемые нами ради Бога, делаются по заповеди, а другие, так сказать, по добровольному приношению. Например, совершаемые по заповеди суть: любовь к Богу и ближнему, любовь к врагам, воздержание от прелюбодеяния и убийства и так далее. Когда мы преступаем эти [заповеди], то подвергаемся осуждению. Деяния, совершаемые не по заповеди, суть: хранение девства, безбрачная жизнь, нестяжание, отшельничество и так далее. Они имеют значение даров, дабы, если мы по немощи не можем исполнить какие-либо из заповедей, такими дарами смогли бы умилостивить благого Владыку нашего". (Сотницы о любви 4.67). Сходство общей канвы очевидно. Но заметно и отличие. У И.К. есть заповеданное и советуемое. Второе - добровольно и для достижения совершенства и собственно евангельской жизни в меру возраста Христова. У М.И. девственная жизнь и т.п. мотивируются не стремлением стяжать совершенство, а сознанием своего несовершенства, точнее своей немощи - неспособности исполнить заповеди (к слову, среди последних не только заповеди ВЗ, но и заповедь возлюбить врага, специфическая для Евангелия). С другой стороны, кто может сказать, что он исполняет заповеди, перечисленные М.И., в их позитивном, а если иметь в виду помыслы и в негативном смысле? В любом случае, евангельским по М.И. является уже и первая часть - стремление жить по заповедям, а не только одна вторая, а вторая органически вырастает из первой (сознания своей немощи в ее исполнении).
|