Неведение - это же не энергия чел. ума, а недостаток ведения, ограниченное ведение.
"Энергия" обозначает многое,например:
1. Движение. Дамаскин говорит,что энергия - это движение сущности,безотносительно другого объекта.
2. Максим говорит,что это ещё и видообразующий признак,отличающий один вид от другого. В этом смысле неведение,будучи свойственным тварному виду,в отличие от нетварного,является энергией этого вида. Поэтому,например,во Христе две энергии. Одна энергия означала бы одну природу во Христе.
3. В дискурсе движения/претерпевания энергия - это движение или "деятельная энергия". В этом смысле энергией является Бог,а тварь претерпевает движение,не будучи самодвижной и самосилой. Здесь энергия (=движение) противоположна претерпеванию.
4. В дискурсе движения/претерпевания энергия - это ещё и претерпевание или "страдательная энергия".
Дамаскин в ТИПВ говорит,что Златоуст в этом смысле называет энергией даже страдание,т.е.претерпевание движения,потому что страданием Бога (действием) мы спасены.
Да,иногда претерпевание противоположно энергии,а в другом смысле является и синонимом.
ТИПВ 3,15:
"
Премудрый и великий святой Иоанн Златоуст в толковании на "Деяния" во втором слове говорит так: "не погрешите, если кто и страдание Его назовет действием. Ибо тем, что все претерпел, совершил то великое и чудное дело – разрушив смерть и совершив все прочее." [Иоанн Златоуст, Беседа 1-ая на Деяния Апостолов. Русский перевод Петерб. Дух. Акад., т. IX, кн. 1-ая, стр. 10].
Не помню про тоску ума в ТИПВ. Как там?
ТИПВ 3,23:
"
А что Господь действительно устрашился, об этом говорит священный Афанасий в слове против Аполлинария: "Посему Господь сказал: ныне душа Моя возмутися (Ин. 12, 27). Слово ныне означает – когда восхотел; тем не менее показывает то, что было в действительности; ибо Господь не называл присущим Себе того, чего в Нем не было, как будто бы речь шла лишь о мнимо происходящем, так как все (это) совершалось действительно и истинно". И в другом месте – "Божество никак не приемлет страдания без страждущего тела, не показывает смущения и скорби без скорбящей и смущаемой души, не тоскует и не молится без тоскующего и молящегося ума. Впрочем, (все) происходившее совершалось не от того, что естество было побеждено, но для доказательства бытия (человеческой природы во Христе)". Выражение же: "все происходившее совершалось не вследствие того, что естество было побеждено" – показывает, что Христос терпел это не против воли."