Наслаждение, испытываемое с помощью телесных чувств, восхваляет Творца мира. Но оно не сравнимо с тем наслаждением, которое испытывает человек с помощью духовных чувств ангельского мира. Ангелы пребывают в непрестанной радости славословия Бога, не имея телесных чувств и не пользуясь разумным мышлением. Ангельское умопостижение выше мысли. Чем плоха мысль? Ни чем. Но мышление свойственно юношескому возрасту человека, а ангельское умопосижение свойственно взрослому в духовном плане человеку.
Что телесность и телесная чувственность дана для обучения любви к Богу, причем для более эффективного обучения, чем у ангелов, - в этом у меня нет сомнения.
Огромное сомнение в превозношении сверх особости и неописуемости СИЛЫ, МОЩИ И КРАСОТЫ духовного наслаждения по сравнению с чувственным телесным наслаждением, и их противопоставлении, и, главное, в постановке перед выбором чего-то одного из двух.
Разберемся: откуда такие идеи?
Если Вы честно поищите корни этих идей то найдете ТОЛЬКО ОДНО. Все ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ корни этих идей, а об этом только и речь, находятся только в оригенизме-евагриизме (ну, и античных идеях Платона), и более нигде корней таких идей Вы не найдете. То есть вернулись к тому, с чего я начал. И у св. Максима в его многих словах и мыслях идеи чисто оригенистские. Триста лет оригенистские идеи не были под запретом и свободно распространялись. Сто пятьдесят лет распространялись слова и мысли Евагрия Понтийского. И все это базировалась на античных идеях Платона в неоплатонизме, которым было аж 1000 лет до 5 Вселенского собора, осудившего оригенизм, и которые пронизывали всю эсхатологическую идейную среду античности. И Вы думаете от этого не осталось следов в православии? Никак. Следы этих идей мы пожинаем до сих пор, ибо ими пронизана вся аскетика православия.
Если я не прав, по подтвердите
Писанием (ВЗ+НЗ) идею о безусловном превосходстве духовного наслаждения над наслаждением чувственным телесным, а особо идею НЕОБХОДИМОСТИ выбора только духовного наслаждения.
Мой опыт говорит, что это просто разные и НЕСРАВНИМЫЕ виды наслаждений, которые никак не могут быть противопоставлены один другому. Собственно в противопоставлении этих видов наслаждения, даруемых Богом, и есть ошибка оригенизма и, увы, следующей ему аскетики православия.
Задача аскетики просто научить наслаждению духовному, наслаждению Богом, а не увлечению наслаждением собственным телом. Постигший же наслаждение духовное от Бога прекрасно знает, что в наслаждении чувственном телесном нет ничего запретного, ибо и оно от Бога.
Дело не в наслаждении чувственном телесном как таковом, а в почитании этого наслаждения выше Бога. Только и всего. Чувственное телесное наслаждение - дар Бога, и его нельзя отвергать, не оскорбив Бога, но его нельзя ставить и выше Бога. В этом суть аскетики: золотая середина шествования к Богу.
И вопросы:
Будет ли чувственное телесное наслаждение в Будущем веке?
И еще: какие не оригенистские онтологические основания представления о будущем веке Вы знаете?