мне понравилось!
пишет вначале о.Максим (МП):
-Помнится, многократно помянутая в этом сообществе инокиня Феодора (Морозова), узнав о суде восточных Патриархов над Патриархом Никоном, определила суть того действа очень меткой фразой: "Неправые неправого неправо осудили". А у нас тут получается (причем во всех ИПЦ всех традиций) этакий парафраз: "Беззаконники беззаконника беззаконно поставили". И ведь это рассматривается как норма
(((
Можете что угодно говорить про МП, лить на нас какие угодно помои, но канонической анархии такого уровня у нас, слава Богу, нет.
отвечает дьякон Игорь (РПАЦ):
-Там у логофета -- о том, почему не беззаконники, не беззаконника, и не беззаконно.
Вкратце:
1) РПЦЗ не была поместной церковью;
2) После возможности контакта РПЦЗ с катакомбными общинами РПЦЗ не стала замещать вакантные российские кафедры ( т. зр. непризнания МП), а стала хаотически ставить архиереев, требуя от них подчинения синоду РПЦЗ;
3) Кроме тог РПЦЗ создавала параллельные структуры, подчиненные епископам РПЦЗ;
4) Канонические конфликты с российскими епископами РПЦЗ не решала, а без суда издавала указы о запрещении.
След.: нет никаких оснований для признания этих указов имеющими силу.
Итог: наличие нескольких архиерейских объединений, которые нельзя считать неканоничными, т. к. отделялись от РПЦЗ -- временного церковного образования, не имеющего статуса поместной Церкви.
Однако: Стиль, заданный РПЦЗ унаследован и нынешними ИПЦ, оказавшимися разделенными из-за разного отделения от РПЦЗ. В итоге, запрещения. производимые внутри каждого из объединений также не могут быть признаны, т. к. совершались тоже без процедуры соборного суда.
Общий итог: Нет канонично устроенной церковной структуры, но нет оснований не признавать за действующими архиереями епископский сан. (Ср. с синодальным периодом) Есть канонические проблемы, исправить которые и следует на поместном соборе.
отвечает Дмитрий Шабанов (РПАЦ):
-:) Нет, о. Максим, не совсем так, конечно.
"Решение суда не может подменить право" - это древняя юридическая норма. Обратное утверждение, господствующее сейчас в МП, как раз является каноническим новшеством. Имеют значение только те действия церковного начальства, которые согласны с каноническим правом, все остальные действия церковного начальства ничтожны. Именно об этом, кстати, и говорила во время оно боярыня Морозова.
Соблюдение этой канонической нормы всегда порождало определенную анархию - можем взять любой век византийской церковной истории и найти соответствующие примеры.
То, что тебе кажется стабильностью в современной МП на самом деле является исполнением противоположной нормы - "решение церковного начальства, как бы ни было оно беззаконно, всегда должно исполняться". Найти обоснование этой нормы в восточном церковном праве невозможно, это церковно-юридическое порождение Нового времени, возникшее в православии под влиянием римо-католичеста. Исполнение такой папистической нормы (решение начальства всегда должно исполняться) действительно дает большую стабильность организации, вообще самая стабильная орагнизация - это католики, но ценой такой стабильности является отказ от восточного канонического права.
Мне больше нравится церковное право восточных святых, которое всегда попрождает анархию в значительной степени (даже в такой стабилизирующей стреде, как христианская империя). Кому-то больше по душе комфортная жизнь при римо-католической стабильности. Каждый выбирает то, что ему нравится.
Поэтому у вас анархии в каноническом праве действительно нет, но у вас там и права канонического тоже нет. Никто из вашего начальства, которое принимает ответственные решения, не считает каноническое право действующим, никто его не знает, не придает ему значения и не ориентируется на него. И это существенно.