Павел НедашковскийБожественное Откровение в Книге Бытия не касается биологии или квантовой механики, надо жанры различать
Если Откровение, то касается напрямую, обозначая пределы доступного и недоступного знания.
Например то, что человек познает реальность в языке?
Красивая современная мысль.
Но в культурах, к которым был близок язык Библии, наречение имен - сакральный акт, дающий власть нарекающему над сущностями или силами вещей и существ. И подобной силой обладает либо первопредок (чаще), либо демиург (реже, иногда эти понятия сближаются). Иметь дар давать имена - значит либо предшествовать именуемому, либо иметь несопоставимые с именуемым качества и возможности.
Не беру на себя права модератора, но вроде на сайте не наши мнения обсуждаются?
Не вопрос.
Ты все же создан как властитель, властитель над страстями, властитель над дикими зверями, властитель над пресмыкающимися, властитель над пернатыми. Не заносись высоко своим разумом, не будь неустойчив и легкомыслен в суждениях.
св. Василий Великий
Глава третья. О том, что человеческое естество досточестнее всякой видимой твари
Достойно же нашего обозрения и то, что, когда полагаемо было основание столь пространному миру и основным его частям, вошедшим в состав целого, творение совершалось как бы спешно, приводимое в бытие божественным могуществом, вдруг совокупно изрекаемым повелением. Устроению же человека предшествует совет, и Художником по начертанию слова предызображается будущее создание, и каково должно быть оно, и какого Первообраза подобие носить на себе, и для чего оно будет, и что произведет по сотворении, и над чем ему господствовать - все это предусматривает Слово, чтобы человек принял достоинство, которое выше его бытия, приобрел власть над существами прежде, нежели сам пришел в бытие. Ибо сказано: И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию: и да обладает рыбами морскими, и зверми земными и птицами небесными, и скотами и всею землею (Быт 1.26). Какое чудо! Устрояется солнце, и никакого не предшествует совета, также и небо, хотя нет ничего ему равного в сотворенном, и такое чудо созидается единым речением, о том же, из чего и как, и о чем-либо ином, этому подобном, не сказано ни слова. Так и все, взятое порознь, - эфир, звезды, наполняющий середину воздух, море, земля, животные, растения - все приводится в бытие словом. К одному только устроению человека Творец Вселенной приступает как бы с рассмотрительпостыо, чтобы и вещество приуготовить для его состава, и образ его уподобить первообразной некоей красоте, и предназначить цель, для которой будет он существовать, и создать естество соответственное ему, приличное его деятельности, пригодное для предложенной цели.
св. Григорий Нисский. Здесь противопоставляются "повеление" и "совет".
Дельфины, кстати, насколько я помню, умнее мартышков.
Но человека Он создал Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою силу в определенной мере смешал с землею; ибо Он дал творению Свои собственные формы, чтобы также и видимое (в нем) было богообразно. Ибо созданный человек был поставлен на земле, как образ Бога. И чтобы он сделался живым, Он вдунул в его лице дыхание жизни, так что как по дуновению, так и по творению человек подобен Богу.
св. Ириней Лионский.
К тому же эволюционная теория применительно к Книге Бытия, на мой взгляд, имеет какое-то антропонесторианское звучание: "человек=ангел+обезьяна".