Кирилл Кострыкин
|
|
« : 26 Февраль 2009, 14:49:59 » |
|
В чем выражается консенсус святых отцов в вопросе о спасении? Что конкретно они предлагают для этого делать?
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #1 : 26 Февраль 2009, 15:13:24 » |
|
В чем выражается консенсус святых отцов в вопросе о спасении? Что конкретно они предлагают для этого делать?
Любить Бога и ближнего! И прилагать свои усилия к исполнению добрых дел. Как Вы считаете, когда Иисус будет делить людей на "Овец и к озлищ" - будет ли приоритетен для Него нюанс, сколько воль Вы в Нем насчитывали? Или по Его же слову: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня"?А вот и указание на объект помощи: "И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Как Вы думаете?
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #2 : 26 Февраль 2009, 15:19:47 » |
|
Павел, вот я с вами согласен! По-крайней мере, пока. (если меня не переубедят в другом). Но, видимо, некоторые участники форума считают по-другому, что видно из обсуждений. Поэтому хотелось бы услышать и их точку зрения. Я сам понимаю, что чистота веры необходима, без этого никак, но и без доброделания тоже не обойтись.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #3 : 26 Февраль 2009, 15:24:18 » |
|
И в общем-то, если обобщить все то, что было уже сказано в других темах, то получим: Божественные энергии + чистота веры + преданность Христу=любовь могущая/не могущая выражаться в добрых делах=обожение=спасение.
Я понял так, по крайней мере.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #4 : 26 Февраль 2009, 15:40:09 » |
|
Вопрос "как" ставит вопрос о способах спасения и относится больше к ортопраксии (т.е. к аскетике), чем к ортодоксии, поэтому я эту тему переношу в раздел "Вопросы аскетики". Администратор.
|
|
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2009, 15:42:40 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #5 : 26 Февраль 2009, 15:43:10 » |
|
Но, видимо, некоторые участники форума считают по-другому, что видно из обсуждений.
Приведите, пожалуйста, пример. И в общем-то, если обобщить все то, что было уже сказано в других темах, то получим: Божественные энергии + чистота веры + преданность Христу=любовь могущая/не могущая выражаться в добрых делах=обожение=спасение.
Я понял так, по крайней мере.
Я бы несколько изменил последовательность: преданность Христу + чистота веры + Божественные энергии . Человек обретает Христа, затем, посредством изучения оставленного Им Учения приобщается божественным энергиям. Любовь к Богу - выражается в исполнении данных Им заповедей - "Кто любит Меня, заповеди Мои сохранит". Для чистоты веры, следует быть усердным в изучении ее основ: "Есть вера догматическая, а есть - созерцательная" (Кирилл Иерусалимский). Т.е. сначала согласие разума с догматами веры, а затем, на этом фундаменте приходит осознание, как у Павла - "Я знаю, в Кого уверовал", - это знание и есть приобщение божественным энергиям, посредством стяжания Духа Святого. А вот вера и вытекающая из нее любовь, не может не выражаться в добрых делах, т.к. "Вера без дел мертва", и еще, более показательный пример, именно уверовавшим в Него иудеям Иисус сказал - "Ваш отец - дьявол".
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #6 : 26 Февраль 2009, 15:51:54 » |
|
Павел, посмотрите сообщения Азамата в теме про Иисусову молитву.
В отношении Божественных энергий. А как тогда быть с призывающей благодатью Божией, благодаря которой мы и приходим ко Христу? Ведь она, собственно, нас и побуждает уверовать. Ведь вера-это не просто пассивное согласие. К этому согласию нас пододвигает Бог, Который соделывает нас (но не без нашего на то согласия), способными принять Христа. Ведь есть сколько угодно людей, которым бесполезно говорить о вере - это ник чему не приведет. Это именно потому, что они пока не готовы принять Христа.
Азамат в теме про Иисусову молитву, писал:" В начале нужно Христа стяжать, а потом добрые дела сами потекут,а могут и не проявиться никогда,как у обоженных столпников." Следовательно, согласно его логике, любовь может быть и без добрых дел.
|
|
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2009, 15:54:27 от Кирилл Кострыкин »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #7 : 26 Февраль 2009, 16:32:30 » |
|
Азамат в теме про Иисусову молитву, писал:" В начале нужно Христа стяжать, а потом добрые дела сами потекут,а могут и не проявиться никогда,как у обоженных столпников." Следовательно, согласно его логике, любовь может быть и без добрых дел.
Кирилл. Вы не поняли Азамата. Он не имел ввиду "любовь без добрых дел", а совсем другое: на первой стадии подвижничества христианин понуждает себя к добрым делам (которые, разумеется, совершаются при подаче благодатной помощи Божией), но по мере умерщвления в подвижнике гномической воли, действие (энергия) подвижника нвсе более и более будет пронизываться благодатным действием Бога, пока наконец, подвижник не стяжает Христа, и по этой причине станет совершать все добрые, богоугодные дела спонтанно, то есть "они как-бы сами потекут" - не в начале подвижничества, а в его конце - по той причине, что он стяжал в себя Бога, Который как бы Сам становится в нем источником его дел. На этой, высшей, стадии подвижник может вместе с Павлом сказать: "уже не я живу, но живет во мне Христос". Вот в чем была мысль Азамата, а вовсе не в отрицании, как Вы подумали, добрых дел. добрые дела должны совершаться и в начале христианской жизни, но в начале подвижник себя к ним понуждает.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #8 : 26 Февраль 2009, 16:36:03 » |
|
Да, видимо я некоторые фразы Азамата недопонимаю.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #9 : 26 Февраль 2009, 16:37:31 » |
|
В отношении Божественных энергий. А как тогда быть с призывающей благодатью Божией, благодаря которой мы и приходим ко Христу?
Уместным, я думаю, будет обратить внимание на слова Иисуса: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец". Следует отметить, что в греческом оригинале стоит более резкое действие - "приволоч ет", "ἑλκύσῃ".Т.е. Бог может привлечь к Себе человека разными путями, иногда, весьма жесткими. Такие примеры встречаются. могут и не проявиться никогда,как у обоженных столпников." Следовательно, согласно его логике, любовь может быть и без добрых дел.
Это очень сомнительное утверждение, в силу того, что про свои добрые дела святые отцы предпочитали умалчивать. Возможно, что столпники их делали инкогнито.
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #10 : 26 Февраль 2009, 16:41:58 » |
|
Эти темы обсуждались лет 15 назад, на заре, можно сказать, православного рунета. И вот снова м. Мария, любовь к ближнему и спасение через добрые дела. И откуда это все берется?:-)
Прежде всего надо начать с цели, которая неправильно указана в заголовке темы.
Цель христианской жизни не спасение, а стяжание Св. Духа. Добрые дела и любовь к ближнему -- это средство для достижения этой цели. Средство это необходимое на определенном этапе, но недостаточное. Основное средство для достижения цели христианской жизни -- христианская аскетика. Все прочие средства обретают свой истинный смысл только через аскетику. Апология добрых дел и любви к ближнему при отрицании необходимости христианской аскетики -- язычество.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #11 : 26 Февраль 2009, 16:52:03 » |
|
Евгений, если вы 15 лет назад были в Церкви и вы эти вопросы щелкаете как орешки, то я вас поздравляю. Лично я - не был. И до сих пор, после 8 лет пребывания в Церкви, многого не понимаю и не знаю. А такого знания и понимания от меня ждут те неверующие люди, с которыми мне приходится общаться. "Будьте готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением", как сказал апостол Петр. А для того, чтобы правильно ответить, нужно знать, что отвечать. За ваш комментарий спасибо.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #12 : 26 Февраль 2009, 17:08:18 » |
|
Апология добрых дел и любви к ближнему при отрицании необходимости христианской аскетики -- язычество.
Укажите, пожалуйста, попытку отрицания христианской аскетики. И еще, разве слова апостола Павла о любви - пустое место?
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #13 : 26 Февраль 2009, 18:54:21 » |
|
В том-то и дело, что аскетику никто не отрицает. Она необходима, но нельзя превращать ее в что-то самодовлеющее. В конце концов, "если кто и подвизается, не увенчается, если незаконно подвизаться будет".
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #14 : 26 Февраль 2009, 19:04:30 » |
|
Достаточно конкретный ответ на вопрос "как спастись" есть у Феофана Затворника: "хощешь спастися? Веруй всему богооткровенному учению, и, приемля благодатныя силы, яже к животу и благочестию, чрез св. таинства живи неуклонно по заповедям Божиим под руководством богоучрежденных пастырей и в послушании им, - но все сие в духе св. Церкви Божией, по ея законоположениям, и с нею состоя в живом союзе, - и спасешься."
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
|