Neovitos
|
|
« Ответ #75 : 03 Август 2017, 00:05:04 » |
|
Если о русском исихазме судить по литературным сочинениям отцов, то кмк это будет в любом случае неверно. Ибо исихазм зарождается не на основе чтения об исихазме, а по действию Духа в тех подвижниках, которые готовы принять Его. Если же не верить в Промысел Божий и попечение Божией Матери об исихастском образе жизни, то можно не далеко уйти от исторической рекострукции исихазма и его связях с суфистами вроде некоторых современных богословов.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #76 : 03 Август 2017, 00:46:22 » |
|
Мне казалось, что он как раз не урезал наследие афонских и синайских исихастов, а перевел их как можно полнее вместе со всем братством. А с ним было 800 монахов, которые разбрелись после его смерти по всей Руси.
Надо сравнить "Крины сельные" (которые ему приписываются) и Устав Нила Сорского. "Крины сельные" -- замечательная книга, мне очень нравится, но в созерцательном смысле (мы же об этом?), по сравнению с Уставом, небо и земля. Он ничего не урезал, получил в наследство (в том числе и с тогдашнего Афона)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #77 : 03 Август 2017, 00:51:02 » |
|
Если о русском исихазме судить по литературным сочинениям отцов, то кмк это будет в любом случае неверно. Ибо исихазм зарождается не на основе чтения об исихазме, а по действию Духа в тех подвижниках, которые готовы принять Его. Если же не верить в Промысел Божий и попечение Божией Матери об исихастском образе жизни, то можно не далеко уйти от исторической рекострукции исихазма и его связях с суфистами вроде некоторых современных богословов.
И по действию Духа надо судить, и по писаниям отцов, так в них действует тот же Дух
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #78 : 03 Август 2017, 20:22:58 » |
|
Мне казалось, что он как раз не урезал наследие афонских и синайских исихастов, а перевел их как можно полнее вместе со всем братством. А с ним было 800 монахов, которые разбрелись после его смерти по всей Руси.
Надо сравнить "Крины сельные" (которые ему приписываются) и Устав Нила Сорского. "Крины сельные" -- замечательная книга, мне очень нравится, но в созерцательном смысле (мы же об этом?), по сравнению с Уставом, небо и земля. Он ничего не урезал, получил в наследство (в том числе и с тогдашнего Афона) Я имел ввиду составление славянского добротолюбия. Ведь в работе над переводами участвовали многие монахи и они часто собирались для обсуждения вопросов аскетики и конечно исихазма. И кмк именно благодаря этим беседам базирующимся на переводе текстов и собственной практике возникла русская школа исихазма, которая ввиде устного предания и личного опыта была распространена по Руси восьмистами монахами после смерти Паисия. Это мое предположение.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #79 : 04 Август 2017, 21:42:15 » |
|
Мне казалось, что он как раз не урезал наследие афонских и синайских исихастов, а перевел их как можно полнее вместе со всем братством. А с ним было 800 монахов, которые разбрелись после его смерти по всей Руси.
Надо сравнить "Крины сельные" (которые ему приписываются) и Устав Нила Сорского. "Крины сельные" -- замечательная книга, мне очень нравится, но в созерцательном смысле (мы же об этом?), по сравнению с Уставом, небо и земля. Он ничего не урезал, получил в наследство (в том числе и с тогдашнего Афона) А как насчет «Цветника» священноинока Дорофея? Вот что писал об этой книге свт. Игнатий (Брянчанинов): «Цветник – одна из возвышеннейших аскетических книг; этим достоинством она приближается к знаменитой книге Исаака Сирского. Два писателя Русской Церкви писали о умном делании, Нил Сорский и священноинок Дорофей. Книга первого – весьма полезное руководство для начинающих подвиг безмолвия, а второго – для преуспевших и приближающихся к совершенству. Учение о умной молитве изложено «в Цветнике» с необыкновенною ясностью, простотою, окончательностью. Повсюду видны обильное духовное преуспеяние и здравый смысл русского человека, упрощевающий мудреное, излагающий возвышеннейшее духовное учение с необыкновенною естественностью, чрезвычайно внятно и – изящно! В особенности таковы его поучения: о чистоте сердечной, умной, и душевной, о бесстрастии, о помрачении ума, о трезвении ума, о святой чистой молитве. По возвышенности и святости этих предметов, для которых есть свое время и место, мы не дерзаем делать выписок; желающего познакомиться с ними отсылаем к самой книге. Сказывают уже много заглавия поучений. Для таких-то духовных упражнений преуспевшие иноки переходят от общежития к жизни скитской и отшельнической» (Аскетические опыты, т. 1: Посещение Валаамского монастыря).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #80 : 04 Август 2017, 21:57:39 » |
|
Мне казалось, что он как раз не урезал наследие афонских и синайских исихастов, а перевел их как можно полнее вместе со всем братством. А с ним было 800 монахов, которые разбрелись после его смерти по всей Руси.
Надо сравнить "Крины сельные" (которые ему приписываются) и Устав Нила Сорского. "Крины сельные" -- замечательная книга, мне очень нравится, но в созерцательном смысле (мы же об этом?), по сравнению с Уставом, небо и земля. Он ничего не урезал, получил в наследство (в том числе и с тогдашнего Афона) А как насчет «Цветника» священноинока Дорофея? Вот что писал об этой книге свт. Игнатий (Брянчанинов): «Цветник – одна из возвышеннейших аскетических книг; этим достоинством она приближается к знаменитой книге Исаака Сирского. Два писателя Русской Церкви писали о умном делании, Нил Сорский и священноинок Дорофей. Книга первого – весьма полезное руководство для начинающих подвиг безмолвия, а второго – для преуспевших и приближающихся к совершенству. Учение о умной молитве изложено «в Цветнике» с необыкновенною ясностью, простотою, окончательностью. Повсюду видны обильное духовное преуспеяние и здравый смысл русского человека, упрощевающий мудреное, излагающий возвышеннейшее духовное учение с необыкновенною естественностью, чрезвычайно внятно и – изящно! В особенности таковы его поучения: о чистоте сердечной, умной, и душевной, о бесстрастии, о помрачении ума, о трезвении ума, о святой чистой молитве. По возвышенности и святости этих предметов, для которых есть свое время и место, мы не дерзаем делать выписок; желающего познакомиться с ними отсылаем к самой книге. Сказывают уже много заглавия поучений. Для таких-то духовных упражнений преуспевшие иноки переходят от общежития к жизни скитской и отшельнической» (Аскетические опыты, т. 1: Посещение Валаамского монастыря). Нужны конкретные цитаты из Цветника для сравнения их с Уставом:-) Но это потянет на целую тему
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #81 : 05 Август 2017, 21:52:59 » |
|
Нужны конкретные цитаты из Цветника для сравнения их с Уставом:-) Но это потянет на целую тему
Зачем это сравнение? В «Цветнике» достаточно оригинального материала, и к тому же это намного более объемная книга, чем Устав, чтобы предполагать полную их идентичность:)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #82 : 05 Август 2017, 22:09:31 » |
|
Нужны конкретные цитаты из Цветника для сравнения их с Уставом:-) Но это потянет на целую тему
Зачем это сравнение? В «Цветнике» достаточно оригинального материала, и к тому же это намного более объемная книга, чем Устав, чтобы предполагать полную их идентичность:) По моим наблюдениям (я, конечно, не рискну спорить со свт. Игнатием, но) в "Цветнике" (и близко) нет такой созерцательной высоты как в Уставе. Но, может быть, я давно его перечитывал и ошибаюсь
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #83 : 06 Август 2017, 00:23:22 » |
|
По моим наблюдениям (я, конечно, не рискну спорить со свт. Игнатием, но) в "Цветнике" (и близко) нет такой созерцательной высоты как в Уставе. Но, может быть, я давно его перечитывал и ошибаюсь
Боюсь, что Вы ошибаетесь. Говорю как человек, этот самый «Цветник» в свое время собственноручно по-церковнославянски набравший:)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #84 : 06 Август 2017, 00:30:41 » |
|
По моим наблюдениям (я, конечно, не рискну спорить со свт. Игнатием, но) в "Цветнике" (и близко) нет такой созерцательной высоты как в Уставе. Но, может быть, я давно его перечитывал и ошибаюсь
Боюсь, что Вы ошибаетесь. Говорю как человек, этот самый «Цветник» в свое время собственноручно по-церковнославянски набравший:) Значит, ошибаюсь:-) Но все же, если кто-нибудь приведет из Цветника цитату на тему самого высокого созерцательного состояния, которое в нем описывается (я пока такую не вижу), буду рад ее сравнить с цитатой из Устава на ту же тему (за основу для сравнения стадий можно взять ту же афонскую схему, здесь это роли не играет). Заодно и афонскую схему продолжим обсуждать:-)
|
|
« Последнее редактирование: 06 Август 2017, 00:33:06 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #85 : 06 Август 2017, 01:44:20 » |
|
Значит, ошибаюсь:-) Но все же, если кто-нибудь приведет из Цветника цитату на тему самого высокого созерцательного состояния, которое в нем описывается (я пока такую не вижу), буду рад ее сравнить с цитатой из Устава на ту же тему (за основу для сравнения стадий можно взять ту же афонскую схему, здесь это роли не играет). Заодно и афонскую схему продолжим обсуждать:-)
Более просто. Вот в Уставе есть Симеон Новый Богослов: «Какой язык изречет? Какой ум скажет? Какое слово выразит? Ибо страшно, воистину страшно и превыше слова. Посреди келии на ложе сидя, вижу свет, которого мир не имеет; внутрь себя вижу Творца мира, и беседую с Ним, и люблю Его, и вкушаю, питаясь сладко единым боговидением, и, соединившись с Ним, небеса превосхожу; и это знаю достоверно и истинно. Где же тогда тело, не знаю». Есть ли подобные, более или менее подробные, такие же описания (цитаты с описанием обожения, например) в Цветнике? Или еще проще. Есть ли в Цветнике (в Уставе есть) вообще цитаты (хотя бы упоминания) прп. Симеона НБ, Исаака Сирина, Григория Синаита (м. б. других созерцательных отцов)? Я не нашел.
|
|
« Последнее редактирование: 06 Август 2017, 01:49:11 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
|
« Ответ #86 : 08 Август 2017, 13:15:23 » |
|
Или еще проще. Есть ли в Цветнике (в Уставе есть) вообще цитаты (хотя бы упоминания) прп. Симеона НБ, Исаака Сирина, Григория Синаита (м. б. других созерцательных отцов)? Я не нашел.
Цитаты есть (Цветник весь - одни цитаты, на то он и Цветник=Антология или флорилегий), но имена, как правило, не приводятся. На это обращал внимание еще свт. Игнатий (Брянчанинов) в цитировавшейся мной статье. Прочитайте, что он там пишет. Там довольно пространное описание этой книги с обширными цитатами из нее в переложении на русский.
|
|
« Последнее редактирование: 08 Август 2017, 22:29:35 от Олегъ »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #87 : 08 Август 2017, 14:44:47 » |
|
Цитаты есть (Цветник весь - одни цитаты, на то он и Цветник=Антология или флорилегий), но имена, как правило, не приводятся. На это обращал внимание еще свт. Игнатий (Брянчанинов) в цитировавшейся мной статье. Прочитайте, что он там пишет. Там довольно пространное описание жтой книги с обширными цитатами из нее в переложении на русский.
Прочитал и не нашел ни одной цитаты из Цветника, подтверждающей Вашу точку зрения. В статье, действительно, есть утверждение, что Цветник более созерцательная книга, чем Устав, но оно ни на чем не основано и никакими цитатами не подтверждается. Поэтому по-прежнему,жду от Вас цитат из Цветника с более высоким (равным, хотя бы приближающимся по уровню) созерцательным содержанием, чем (например) у прп. Симеона НБ из Устава: «Какой язык изречет? Какой ум скажет? Какое слово выразит? Ибо страшно, воистину страшно и превыше слова. Посреди келии на ложе сидя, вижу свет, которого мир не имеет; внутрь себя вижу Творца мира, и беседую с Ним, и люблю Его, и вкушаю, питаясь сладко единым боговидением, и, соединившись с Ним, небеса превосхожу; и это знаю достоверно и истинно. Где же тогда тело, не знаю».
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|