Новиков Павел
|
|
« : 12 Сентябрь 2010, 14:29:18 » |
|
отделено от http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=925.0Прошу прощения, кто-нибудь слышал у святых отцов мнение, что Бог сотворил человека по Образу воплощенного Иисуса. Т.е. изначален Образ Воплотившегося Бога, а по его "слепку" - создан человек.
|
|
« Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2010, 14:54:19 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #1 : 12 Сентябрь 2010, 15:19:19 » |
|
Спасибо, Андрей!
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
proshin
Пользователь
Offline
Сообщений: 61
Прошин Василий (РПЦ МП)
|
|
« Ответ #2 : 13 Сентябрь 2010, 12:07:29 » |
|
У Азамата в жж посмотрите Там была тема иконографическая Христос - творец
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #3 : 13 Сентябрь 2010, 12:47:26 » |
|
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #4 : 13 Сентябрь 2010, 14:21:01 » |
|
Об этом прекрасно пишет преподобный Анастасий Синаит в "Путеводителе" :"Я внимаю некоему [экзегету], наилучшим и наивозвышенным образом толкующему «по образу [Божиему]», который, слегка изменив слова Моисея, говорит: « И сказал Христос: сотворю человека по образу и по подобию Своему. И сотворил Бог человека, по образу Своему сотворил его» Следовательно, когда я вижу человека, созданного Богом, а также вижу божественное, неизреченное и животворное дыхание, вдохнутое Богом в то перстное и вещественное тело то это отпечатление [Божие] я мыслю не иначе, как [сотворенным] по образу, подобию и предизображению Христа Ибо вдыхание из уст [Божиих] предначертало существование Бога Слова, а вхождение [этого дыхания] в персть [предизобразило] истинное вселение Его в плоть; я имею в виду [предначертало] по образу, а не по равенству со Ставшим непреложно Человеком, Который обладает сложным, единственным и нераздельным Лицом, а также состоит одновременно из Божества и человечества. Ибо поскольку этот «совет древний истинный» (Ис. 25, I), то есть таинство, которое «предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 7), Он намеревался совершить в последние века, чтобы Бог Слово пришел на землю стал плотию (Ин. 1, 14), а также чтобы Бог как человек «с человеки поживе» (Вар. 3, 38) и для многих стал «в знамение пререкаемо» (Лк. 2, 34), как говорит Симеон, то Бог будучи премудрым Промыслителем, предначертал в устроении и творении Адама образ и отпечатление Своего Воплощения, Рождества и Вочеловечивания. Он предвозвестил Свое зримое и незримое, смертное и бессмертное устроение, дабы человек, видя самого себя, отбросил всякие сомнения и, став верующим, узрил бы Христа — зримого и незримого, Бога и вместе человека, смертного и бессмертного, от Девы рожденного. Поэтому обильный мудростью Мефодий в своем сочинении «Пир дев» говорит: «И сотворил Бог человека по подобному образу Образа Своего», то есть по образу Христа, ибо Он есть «сияние» и «образ ипостаси» Отца (Евр. 1, З)." " А слова: «Вот, Адам стал» после преступления Заповеди] - «как один из Нас» (Быт. 3, 22), ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: «как один из Нас». Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: «вы будете, как боги» (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: «Вот, Адам стал, как один из Нас». Если змий словами «вы будете, как боги» научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: «Стал, как один из Нас», то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы."
|
|
« Последнее редактирование: 13 Сентябрь 2010, 14:24:23 от Денис В.С. »
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #5 : 13 Сентябрь 2010, 14:33:39 » |
|
Павел, в сети есть перевод главы из работы П. Нелласа "Образ Божий", он там приводит множество свидетельств Отцов об этом и показывает, что именно так и следует понимать библейское "по образу": Образ - Христос, Адам - по Его образу; Боговоплощение т.о. предустановлено.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #6 : 13 Сентябрь 2010, 15:02:42 » |
|
Об этом прекрасно пишет преподобный Анастасий Синаит в "Путеводителе" :
Спасибо, Денис. Это и нашел, по второй ссылке. Павел, в сети есть перевод главы из работы П. Нелласа "Образ Божий", он там приводит множество свидетельств Отцов об этом и показывает, что именно так и следует понимать библейское "по образу": Образ - Христос, Адам - по Его образу; Боговоплощение т.о. предустановлено.
Спасибо, Алексей. Эта статья есть у Романа в ЖЖ, по первой ссылке.
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
proshin
Пользователь
Offline
Сообщений: 61
Прошин Василий (РПЦ МП)
|
|
« Ответ #7 : 14 Сентябрь 2010, 08:34:31 » |
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #8 : 14 Сентябрь 2010, 10:21:04 » |
|
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #9 : 23 Сентябрь 2010, 11:07:02 » |
|
"А слова: «Вот, Адам стал» после преступления Заповеди] - «как один из Нас» (Быт. 3, 22), ясно и недвусмысленно представляют телесную плотяность Воплощения Бога Слова, Одного от [Святой] Троицы. Следует отметить, что [лишь] тогда, когда [Адам] стал вещественным и тленным, ему было сказано: «как один из Нас». Утверждающие, что Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием, пусть обратят внимание на то, что глас Божий не созвучен совету змия. Ибо змий говорит: «вы будете, как боги» (Быт. 3, 5), но Бог не изрекает: «Вот, вы стали, как боги», а говорит: «Вот, Адам стал, как один из Нас». Если змий словами «вы будете, как боги» научает прародителей наших многобожию, то Бог обращается к Адаму не от лица множества, но от лица единого [Бога], и говорит: «Стал, как один из Нас», то есть как Один из Святой Троицы. Если бы это речение было порицающим, то упрек следовало бы сделать обоим, и особенно жене, введшей Адама в заблуждение. Однако так или иначе, но в устроении сложного Адама было ясно предначертано таинство Вочеловечивания Христа, и поэтому он назван ставшим словно Одним [из Святой] Троицы." Здесь прп.Анастасий сознательно противоречит Златоусту и Максиму Исповеднику,ибо они учили тому,что "Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием". Точнее,не насмехаясь,а иронично напоминая Адаму слова змия. Адам послушал змия,и вот он стал,типа,"богом",бедолага. Вообще,прп.Анастасий,как мне представляется,озвучивал какую-то традицию,которая так и осталась маргинальной. Все эти фразы: "по образу Христа","по образу Троицы" - на обочине. Классическим является то,что человеческая душа (и только она) сотворена по образу Божьему,т.е.по образу нетварных энергий (а не Троицы). Видообразующим признаком субстанции души является ее относительная бессмертность,разумность,простота,животворение и т.д. Именно это по образу Божьему,по образу нетварных энергий.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #10 : 23 Сентябрь 2010, 18:14:19 » |
|
Здесь прп.Анастасий сознательно противоречит Златоусту и Максиму Исповеднику,ибо они учили тому,что "Бог изрек это, насмехаясь над ним, обманутым змием". Точнее,не насмехаясь,а иронично напоминая Адаму слова змия. Адам послушал змия,и вот он стал,типа,"богом",бедолага.
Вообще,прп.Анастасий,как мне представляется,озвучивал какую-то традицию,которая так и осталась маргинальной.
Лично мне очень нравится преп. Анастасий Синаит, очень сильный Богослов и толкование данного библейского стиха замечательное. Если выбирать между толкованиями свт. Иоанна и преп. Анастасия, я выберу преп. Анастасия. Классическим является то,что человеческая душа (и только она) сотворена по образу Божьему,т.е.по образу нетварных энергий (а не Троицы). Нетварные Энергии - это Сам Триединый Бог в Своём доступном виде, явном для твари.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2010, 18:49:27 от Денис В.С. »
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #11 : 23 Сентябрь 2010, 19:01:40 » |
|
Если выбирать между толкованиями свт. Иоанна и преп. Анастасия, я выберу преп. Анастасия. А я выберу Максима Исповедника,который привел принцип,по которому Бог являет Себя и говорит о Себе в соответствии с состоянием души человека. До падения Адама Бог говорил о Себе как о триипостасном,но после падения иронично делал аллююзию на слова змия. Это толкование намного мудрее,чем толкование прп.Анастасия. Нетварные Энергии - это Сам Триединый Бог в Своём доступном виде, явном для твари. Я имел ввиду толкование иером.Андрея Пашина,которое когда-то приводил Георгий. Прочтите.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|