tatiana
|
|
« Ответ #3 : 27 Май 2009, 12:52:41 » |
|
У преп. Максима встречается троечастный состав души человека: разумная часть (λογος), и неразумные - вожделевательная (похоть, επιθυμια) и раздражительная (гнев, θυμος).
Вследствие вкушения запретного плода ум вышел из подчинения воле Божией, и разум перестал руководить страстными силами души, а они (вожделевательная и раздражительная способности), в свою очередь, также вышли из подчинения разуму.
Св. Григорий Нисский в "Жизни Моисея" так пишет об этом: "…рассудок, будучи сопряжен с обеими силами, правит ими и от них заимствует силу, раздражительностью укрепляется в мужестве, а вожделением возвышается до причастия добра. Поэтому, пока душа ограждена таким соотношением своих сил, как бы клиньями какими, твердо сплоченная своими понятиями о добродетели, пользуется она всяким взаимным их содействием к произведению прекрасного, между тем как рассудок сам собою доставляет безопасность силам, а частью и от них заимствуется равным даром. Если же это соотношение сил будет извращено и высшее сделается низшим, так что рассудок, ниспав до попираемого, вожделевательное и раздражительное расположение поставит вверху себя, то всегубитель проникнет тогда во внутренность, и вшествию его не препятствует никакое противодействие крови, т.е. пребывающим в таком расположении не помогает вера во Христа, ибо повелено помазать кровью сперва верхний брус в двери, а потом уже касаться обоих подвоев. Но как же помазать кому сперва верх, когда не отыскивается верх?"
Человек в раю, видимо, мог испытывать безгрешное вожделение, вложенное Создателем, ко всем деревам рая, и древо, названное древом познания добра и зла, ничем не отличалось от них, кроме Божией заповеди. Но поскольку его вожделевательная сила находилась под управлением ума, который, в свою очередь, подчинялся воле Божией, то человек имел душевное здравие. На плоды запрещенного древа было наброшено Создателем как бы некое спасительное покрывало в виде Божией заповеди для ума, и это покрывало ум, в свою очередь, ум набрасывал на вожделевательную силу души.
Когда же опрокинулась иерархия человеческого существа, и неразумные, чувственные силы души перестали обуздываться умом, как взбесившиеся кони, то грех проник во внутренность. Даже вера во Христа и противление греху с помощью неразумных сил души (это, как кажется, имеет в виду св. Григорий Нисский под «противлением крови») при этом не помогают, так как нет начальника-ума, и вожделение, сорвавшееся с узды, не знает границ.
|