consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Экклезиология => Тема начата: Виталий Вараюнь от 25 Апрель 2011, 23:17:32



Название: Апостольское преемство
Отправлено: Виталий Вараюнь от 25 Апрель 2011, 23:17:32
Какое определение святые отцы дают этому понятию? Что важнее: следование вере или само возложение рук? Если священник принимает в общение епископа, передается ли ему апостольское преемство? Как сохраняется апостольское преемство у еретиков и схизматиков?

Ну и вообще, если есть что написать по данной теме, пожалуйста пишите.

Хотелось бы, чтоб тут не начинали хаить какое-либо сообщество словами "безблагоадтный" и т.п. Для примеров давайте все-таки использовать еретиков и схизматиков древности. В крайнем случае можно использовать современных миафизитов. Мне вот самому интересно, сохранилось ли у них преемство.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: tatiana от 26 Апрель 2011, 00:00:57
Как сохраняется апостольское преемство у еретиков и схизматиков?

никак не сохраняется.

Правило 1 Василия Великого:

"Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали."

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules3/2.html

(здесь речь идет о кафарах - раскольниках)


О католиках - прот.Феодор Зисис:

"как может иметь каноническое священство кто-нибудь, если он находится вне Церкви? Вся Церковь, торжествующая и воинствующая, находится на дискосе во время совершения проскомидии. Кто же из архиереев или клириков поминает папу при совершении проскомидии? Поскольку была утрачена истина в вере, то пресеклось и Апостольское преемство. Апостольское преемство не является чем-то простым во времени и механическим. Оно связывается преемством и наследием истины. Когда истина прерывается ересью, то уже не существует на Апостольского преемства, ни священства."

http://www.ortho-hetero.ru/index.php/doc-aecum/265


Митр. Иерофей Влахос о священстве римского папы:

"папа и паписты не имеют священства, поскольку по причине еретического учения Filioque и других многочисленных ересей, которые они создали, они отделены от Церкви Христовой и, следовательно, у них прервано апостольское предание и пресечено апостольское преемство."

http://apologet.spb.ru/rimo-katolitsizm/svyaschenstvo-rimskogo-papi.html


Статья "Сохранила ли РКЦ апостольское преемство?"
http://apologet.spb.ru/rimo-katolitsizm/sochranila-li-apostolskoe-preemstvo-rimo-katolicheskaya-tserkov.html

(там по этим ссылкам можно святоот.цитат поднабрать)

__________________________


В документе "Осн.принципы отношения РПЦ к инославию" апост. преемство РКЦ не ставится под сомнение, а утверждается. Таким образом признается не-еретичность РКЦ.

Цитата из этого документа:

"Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви."

как говорится, следуя генеральной линии, можно реально сломать себе шею..


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Konstantino от 26 Апрель 2011, 13:16:53
Вообще преемство вмещает в себя два условия рукоположение и вера. Преемство от рукоположения имеют и еретики, а преемство от веры имеют только православные. Это объясняет св. Григорий Богослов в похвальном слове св. Афанасию Великому, говоря: "Возводится он на престол Марка(евангелиста) преемником его первоседательства, а не менее и благочестия, ибо хотя далек от него в первом, однако же близок в последнем. А в том, собственно, и надобно поставлять преемство. Ибо единомыслие (в вере) делает единопрестольными, а разногласия – разнопрестольными, и одно преемство  бывает только по именам, а другое – в самой вещи.

Св. Иринея лионский говорил еретикам : « Мы можем перечислить тех кто от апостолов поставлены епископами в Церкви и их преемников даже до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят и мудрствуют.»


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Виталий Вараюнь от 27 Апрель 2011, 01:24:57
Дело в том, что епископы это хранители веры, отсюда их иерархический статус, поэтому без них не может быть никаких соборов.


Название: Апостольское преемство
Отправлено: апрош от 27 Апрель 2011, 08:52:11

отсутствия преемства фактически означает недействительность таинств, о действенности вроде и упоминать неуместно, и получается что  католики (раз они здесь были упомянуты)   просто играют в некую игру на религиозную тему ?  или  не все так однозначно..?


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Konstantino от 27 Апрель 2011, 08:53:34
tatiana а почему вы только про католиков даете ссылки? Могу сказать, что про реформаторов 17 века, последователей патриарха Никона, не мало есть материала говорящего об их отступничестве от веры Православной, о подлогах совершаемыми ими и т.д.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Виталий Вараюнь от 27 Апрель 2011, 19:25:45
Кость, давай без реформаторов обойдемся. Мне теорию хочется узнать.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: tatiana от 12 Март 2012, 00:30:53
"Святоотеческое богословие есть продолжение апостольской проповеди, оно продолжает быть апостольским посланием и свидетельством. Богословие отцов, даже подкрепленное доводами и обретшее стройную логическую целостность, продолжает оставаться по сути той же самой проповедью, возвещенной Христовыми апостолами раз и навсегда. Вот почему Христова Церковь одинаково связана как с апостольской проповедью, так и с учением святых отцов. И то, и другое образуют нерасчленимое единство. Церковь — апостольская, но она же и святоотеческая. Только в силу того, что она святоотеческая, она постоянно апостольская. Потому что отцы продолжают апостольское свидетельство, продолжают свидетельствовать апостоличность Предания. «Мы опираемся на апостольское учение, а также и на учение наших святых отцов, потому как они, в согласии с апостолами, говорили одно и то же», — пишет св.Феодор Студит.(2)"

Епископ Триадицкий Фотий. Верую... во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь

http://pravoslavie.domainbg.com/rus/ef/veruju.html


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 02:41:07
Как-то из виду упускаете, что для Отцов критерий причастности к Вселенской Церкви это общение с Римской Кафедрой

Цитировать
"Те, кто населяет все пределы обитаемой земли и исповедует повсюду чистую и православную веру в Господа, обращают прямо свой взор к пресвятой Римской Церкви, к ее исповеданию и вере, как к некоему солнцу, источающему вечный свет, воспринимая от нее великолепное сияние святого учения наших Отцов, как оно было со всяким благочестием и чистотой изложено шестью святыми Соборами, вдохновляемые и ведомые Богом, когда они со всей ясностью провозгласили Символ веры. Действительно, как только Воплощенный Глагол сошел к нам (! - т.е. примат Рима это lex Divina), повсюду все христианские Церкви начали взирать и взирают на великую Церковь, которая здесь для них есть единственная основа и фундамент (!!). Ибо, согласно пророчествам самого Спасителя, "врата ада никогда не одолеют ее" (!!! - Максим куда больший ультрамонтанец чем многие современные католики). Наоборот, у нее — ключи веры и православное исповедание. Тому, кто приближается к ней со всяческим благочестием, она открывает подлинный и единственный источник чистоты" (с) Максим Исповедник, Opuscula theologia et polemica, XII, (PG, 91, 137c - и далее)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 02:49:33
О том же говорит и Ириней, для него Апостольская сукцессия и общение с Римом, как депозит Православия, едины

Цитировать
Но поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом составляет собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и превратным мнениям. Ибо, по необходимости, с этою церковью, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т. е. повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось ворующими повсюду


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 03:04:22
никак не сохраняется

Василий ясно говорит

Цитировать
"Ереси же суть, например: манихейская, валентинианская, маркионитская и сих самых пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога"

И продолжает о монтанистах

У них в самом крещении, уже в sacramentum tantum (форме т.е. интенции и словах Таинства) нарушение

Цитировать
"Какая же была бы сообразность признать крещение тех, которые крестят во Отца, и Сына, и в Монтана или Прискиллу?"

У Восточных схизматиков Апостольская сукцессия сохранилась, вопреки разрыву общения с Римом, поскольку сохранились форма и материя Таинства и историческая сукцессия. В отличии от англикан, которые нарушили форму Таинства, потом вернули все назад, но историческая сукцессия уже была прервана


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 05:29:36
папа и паписты не имеют священства

Цитировать
"Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих"


По Вашему Марк Эфесский папу считал мирянином? Впрочем у Восточных что угодно может быть, вон Евсевий в Vita Constantini императора называл "внешним епископом" а тут целый папа :)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 08:24:41
Павел Недашковский

Цитировать
Как-то из виду упускаете, что для Отцов критерий причастности к Вселенской Церкви это общение с Римской Кафедрой
Слова св. Максима полностью справедливы, но не имеют статус "Апокалипсиса" св. Иоанна (насчет lex Вы особенно сурово выразились :) ), а имеют статус оценки известной св. Максиму исторической ситуации с апостольских времен и до его эпохи.
Вы ведь не будете канонизировать в той же степени антропологические взгляды св. Григория Нисского, основанные на передовых к его времени знаниях, или космологию св. Иоанна Дамаскина?



Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 11:08:45
имеют статус оценки известной св. Максиму исторической ситуации с апостольских времен и до его эпохи

Максим говорит не о некоем временном положении дел, как 28-й канон Халкидона (он говорит о примате находящемся в области конвенционального jure civili), а именно о примате находящемся в области jus Divino (как и Гелласианские Декреталии) - он апеллирует к перформативным словам Христа


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: tatiana от 12 Март 2012, 13:03:28
Как-то из виду упускаете, что для Отцов критерий причастности к Вселенской Церкви это общение с Римской Кафедрой

Цитировать
"Те, кто населяет все пределы обитаемой земли и исповедует повсюду чистую и православную веру в Господа, обращают прямо свой взор к пресвятой Римской Церкви, к ее исповеданию и вере, как к некоему солнцу, источающему вечный свет, воспринимая от нее великолепное сияние святого учения наших Отцов, как оно было со всяким благочестием и чистотой изложено шестью святыми Соборами, вдохновляемые и ведомые Богом, когда они со всей ясностью провозгласили Символ веры. Действительно, как только Воплощенный Глагол сошел к нам (! - т.е. примат Рима это lex Divina), повсюду все христианские Церкви начали взирать и взирают на великую Церковь, которая здесь для них есть единственная основа и фундамент (!!). Ибо, согласно пророчествам самого Спасителя, "врата ада никогда не одолеют ее" (!!! - Максим куда больший ультрамонтанец чем многие современные католики). Наоборот, у нее — ключи веры и православное исповедание. Тому, кто приближается к ней со всяческим благочестием, она открывает подлинный и единственный источник чистоты" (с) Максим Исповедник, Opuscula theologia et polemica, XII, (PG, 91, 137c - и далее)

насколько понимаю, Римская кафедра и франко-латиняне, ее узурпировавшие - это, мягко говоря, разные вещи.

Эти слова МИ мне известны. Сама кафедра Первого Рима - безусловно такова, как о ней говорит МИ. И святители, занимавшие ее, есть среди святых ПЦ.

Вся полемика святоотеческая направлена не против Римской кафедры, а против папизма - т.е. грубого искажения веры и  антропоцентризма, которое нынче занимает эту кафедру.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 13:09:47
насколько понимаю, Римская кафедра и франко-латиняне, ее узурпировавшие - это, мягко говоря, разные вещи

Это Вы о сказках Романдиса? Так от них есть антидот, Siesienski - "The Filioque: History of a Doctrinal Controversy"

Лев Великий учил о "франкском" Filioque также как Августин и Фульгенций с Боэцием (см. Послание к Труррибию - а чтобы сомнений в его подлинности не было см. его же Слово на Пятидесятницу)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 13:17:38
Вся полемика святоотеческая направлена не против Римской кафедры, а против папизма - т.е. грубого искажения веры и  антропоцентризма, которое нынче занимает эту кафедру

Полемика направленна против Отцов которые учили о примате Рима, полемисты его низводят до "простого первенства" не имеющего никакого наполнения в канонической юрисдикции - в отличии от Афанасия и Кирилла которые апеллировали к Риму как высшей церковной власти

Максим ясно писал

Цитировать
"Тщетны будут слова его, если он начнет убеждать людей, подобных мне, что он не должен дать удовлетворения и умолять Блаженнейшего Папу святейшей Римской Церкви, то есть тот Апостолический Престол, который от самого Бога — Воплощенного Слова (! - то есть это не конвенция или локальный исторический прецедент а lex Divina) , от всех святых Соборов, согласно канонам и священным правилам, получил в обладание всю власть во всем над всеми святыми Божьими Церквами, кои распространены по всей обитаемой земле, а также власть связывать и разрешать"


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: tatiana от 12 Март 2012, 13:27:41
Полемика направленна против Отцов которые учили о примате Рима, полемисты его низводят до "простого первенства" не имеющего никакого наполнения в канонической юрисдикции - в отличии от Афанасия и Кирилла которые апеллировали к Риму как высшей церковной власти

Максим ясно писал

Цитировать
"Тщетны будут слова его, если он начнет убеждать людей, подобных мне, что он не должен дать удовлетворения и умолять Блаженнейшего Папу святейшей Римской Церкви, то есть тот Апостолический Престол, который от самого Бога — Воплощенного Слова (! - то есть это не конвенция или локальный исторический прецедент а lex Divina) , от всех святых Соборов, согласно канонам и священным правилам, получил в обладание всю власть во всем над всеми святыми Божьими Церквами, кои распространены по всей обитаемой земле, а также власть связывать и разрешать"

я же уже сказала, что полемика с папистами не имеет связи с этими словами преп. МИ. В той цитате, которую Вы привели выше, еще есть слова про "православное исповедание".  И слова про "всю власть" стоит читать в их контексте.

Тот же МИ с успехом отказывался причащаться с кем бы то ни было, не имеющим православной веры. Если Римская кафедра содержит православную веру - то и отношение к ней соотв-щее.

С тем, что некоторые стремятся конъюнктурно, в целях сиюминутной полемики, принизить роль Римской кафедры в полемике о примате, и вместе с водой (приматом папы) выплескивают младенца (Римскую кафедру) - согласна.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 13:39:48
я же уже сказала, что полемика с папистами не имеет связи с этими словами преп. МИ. В той цитате, которую Вы привели выше, еще есть слова про "православное исповедание".  И слова про "всю власть" стоит читать в их контексте

Так в том-то и дело, что Рим хранил и хранит ортодоксию, чтобы там не фантазировали Восточные "кто, сидя в Константинополе, выражают хотения своего сердца" (тоже слова Максима)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 13:55:31
Павел Недашковский

Цитировать
Максим говорит не о некоем временном положении дел, как 28-й канон Халкидона (он говорит о примате находящемся в области конвенционального jure civili), а именно о примате находящемся в области jus Divino (как и Гелласианские Декреталии) - он апеллирует к перформативным словам
Из этого текста этого так явно не следует. У св. Максима есть, насколько я помню, и более "бессердечные" по отношению к православным высказывания о Римском престоле :) Федора Студита тоже можно вспомнить.
Для отделившихся древневосточных церквей, считающих св. Максима еретиком, этот аргумент ничтожен и даже скорее играет и против латинян, и против православных (а среди ранних свидетельств до-староникейских времен - однозначных не найти). У самих же православных есть немало и встречных цитат. В конце концов, рецепция того же Трулльского собора или 28 халкидонского правила - реально столкновение до разделения цервей, могущие быть интерпретированными и как защита Римом веры, и как защита Римом привилегий.
Кстати, на скольких из первых семи Вселенских Соборов лично присутствовали римские епископы?


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Денис В.С. от 12 Март 2012, 14:12:08
Кстати, на скольких из первых семи Вселенских Соборов лично присутствовали римские епископы?

Добавлю, что в Богословском плане 2 и 5 Вселенские Соборы - Восточные Соборы.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 14:17:26
Павел Недашковский

Цитировать
а чтобы сомнений в его подлинности не было см. его же Слово на Пятидесятницу
Так Вы заодно св. Льву и идею об эманации и безличном абсолюте и вообще Плотина приписываете.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Денис В.С. от 12 Март 2012, 14:28:36
Так в том-то и дело, что Рим хранил и хранит ортодоксию, чтобы там не фантазировали Восточные "кто, сидя в Константинополе, выражают хотения своего сердца" (тоже слова Максима)

Сколько раз Рим учил ересям, что в конечном итоге привело его к отделению от Единства Православной Церкви. 


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 14:34:23
Кстати, на скольких из первых семи Вселенских Соборов лично присутствовали римские епископы?

Никейский собор 787 г., указывает историко-канонические критерии нелегетимности собора 754 г.

Цитировать
"В котором не был соработником действующий папа римлян, а соответсвенно, и церковнослужители которые его окружают, даже не через лиц, которые его бы представляли, и не посредством письма-энциклики, что канонически требуеться от соборов"

Личное присутствие вовсе не обязательно, но решающее слово за Римом. Так Эфесский собор следовал решению Рима

Цитировать
"Святой Собор изрек: так как нечестивейший Несторий, сверх прочего, не захотел повиноваться нашему приглашении и не принял посланных от нас святейших и благочестивейших епископов, то мы вынужденными нашлись исследовать нечестивое его учение. Открывши же, частью из его писем, частью из других сочинений, частью из бесед, которые он недавно имел в своей митрополии (Эфес) и которые подтверждены свидетелями, что он и мыслит, и проповедует нечестиво, мы вынуждены были, на основании канонов и послания святейшего отца и сослужителя нашего Целестина, епископа Римского (! - Собор следует решению Рима), произнести против него, хоть не без горьких слез следующее определение"


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 14:35:46
Так Вы заодно св. Льву и идею об эманации и безличном абсолюте и вообще Плотина приписываете

Не фантазируйте


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Андрей Белоус от 12 Март 2012, 14:46:32
Цитировать
"В котором не был соработником действующий папа римлян, а соответсвенно, и церковнослужители которые его окружают, даже не через лиц, которые его бы представляли, и не посредством письма-энциклики, что канонически требуеться от соборов"

Личное присутствие вовсе не обязательно, но решающее слово за Римом. Так Эфесский собор следовал решению Рима

по-моему здесь не говорится о решающем слове Рима, а только о его участии (непосредственном, или через представителей, или через письмо-энциклику) как условии для того, чтобы Вселенский собор состоялся как таковой.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 15:32:14
Павел Недашковский

Цитировать
Не фантазируйте
Не фантазирую. Там прямым текстом написано "из того, что". Если полемически подменять терминологии :)

Цитировать
на основании канонов и послания святейшего отца и сослужителя нашего Целестина, епископа Римского
Неоднозначный аргумент. "Каноны" - на первом месте. Ссылка на послание... это послание к Несторию? Так оно увещевательное и может использоваться  как соседствующий с каноническими правилами аргумент.

Цитировать
Личное присутствие вовсе не обязательно
Не полемики ради, а шутки для. Вот как Вы (по сердцу) относитесь к тому факту, что ни один из президентов России, начиная с 1991 года, не принимал прямого участия (максимум - через представителей) в предвыборных дебатах, но с потрясающим упорством каждый из них становился президентом России снова, и снова... и снова - за счет чего сама идея предвыборной полемики в конечном итоге вырождалась в нечто подобное спектаклю  :)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Romeo от 12 Март 2012, 15:34:32
Полемика направленна против Отцов которые учили о примате Рима, полемисты его низводят до "простого первенства" не имеющего никакого наполнения в канонической юрисдикции - в отличии от Афанасия и Кирилла которые апеллировали к Риму как высшей церковной власти

Хотелось бы увидеть реакцию свт. Киприана Карфагенского, если бы ему сказали, что Рим - высшая Церковная власть...


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Romeo от 12 Март 2012, 15:39:41
Цитировать
"Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих"


По Вашему Марк Эфесский папу считал мирянином? Впрочем у Восточных что угодно может быть, вон Евсевий в Vita Constantini императора называл "внешним епископом" а тут целый папа :)

Ага. Но после данных слов свт. Марк начал выяснять веру этого "святейшего отца". И выяснив её он уже по другому заговорил:

Цитировать
"Мы же откололись от них первые, лучше же сказать, отделили их и отсекли от общего Тела Церкви. <…> Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно?- Ведь благочестивые законы говорят так: “Является еретиком и подлежит законам против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры”. Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли — как еретиков?"


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 15:45:14
Там прямым текстом написано "из того, что"

Речь о Единой Божественной сущности которая сообщается Духу от Отца и Сына как Единого Источника


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 15:49:28
Хотелось бы увидеть реакцию свт. Киприана Карфагенского, если бы ему сказали, что Рим - высшая Церковная власть...

Киприан даже во время "терок" с Римом не отвергал примат

Цитировать
"ad Petri cathedram atque ad ecclesiam principalem unde unitas sacerdotalis exorta est"

Кроме того посмотрите вторую редакцию "О единстве Церкви" (первая редакция написана во время схизмы Фелицисима, вторая во время "терок" с Римом)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 16:03:44
Павел Недашковский

Напоминаю :) "из того, что". Вот единое у Плотина "то, что", "оно" (в катафатике), атман - "то, что", дао - "то, что" и т.п.
А всего-то что я сейчас коверкаю, - это смыслы эллинского слова "сущность".
Потому предлагаю осторожно оперировать смыслами и терминами в период, когда спор об этих смыслах и терминов не актуален.


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: tatiana от 12 Март 2012, 16:52:01
насколько понимаю, Римская кафедра и франко-латиняне, ее узурпировавшие - это, мягко говоря, разные вещи

Это Вы о сказках Романдиса? Так от них есть антидот, Siesienski - "The Filioque: History of a Doctrinal Controversy"

Лев Великий учил о "франкском" Filioque также как Августин и Фульгенций с Боэцием (см. Послание к Труррибию - а чтобы сомнений в его подлинности не было см. его же Слово на Пятидесятницу)

Романидис всего лишь сформулировал историческое обрамление тому несомненному факту, что Римская церковь отпала от ПЦ.
Речь идет не о конкретно франках, хотя я и не вижу пока во "франко-латинской теории" особых изъянов.

речь идет об отпадении одной из кафедр ПЦ в ересь и прекращении ею бытия в качестве церкви. Тут уж хоть франкской теорией объясняй, хоть еще какой хочешь...

Поэтому "объяснение" "примата папы" с помощью вполне православного МИ - миксча, которая даже, наверное, современным экуменистам в страшном сне не являлась. Эклектика, не имеющая ничего общего с реальностью.

Кстати, этих "сказок" придерживаются и другие православные греки, оо. Иерофей (Влахос), Георгий Металлинос, Феодор Зисис...


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 16:55:19
Речь идет не о конкретно франках, хотя я и не вижу пока во "франко-латинской теории" особых изъянов

Так Вы относительно новое исследование Siesienski - "The Filioque: History of a Doctrinal Controversy" почитайте

И убедитесь в непрерывном и последовательном преемстве концепции Filioque у латинских авторов, Августин не стоит особняком


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: tatiana от 12 Март 2012, 16:57:48
так Вы цитаты приведите, почитаем. Кстати, судя по названию, это богословский труд, поэтому "антидотом" к чисто историческим, а не богословским, формулировкам Романидиса служить не может.

Кто ж спорит, что когда начинается т.н. "переквашивание ересью" (длительный процесс), то там вполне можно наблюдать преемственность, только еретическую?

и некий иеромонах Савва Тутунов тоже выпустил недавно книжку "Филиокве - ересь или особое мнение?". Тоже ж, наверное, преемственность, со всеми филиоквистами?


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 17:17:21
Павел Недашковский

Цитировать
Siesienski - "The Filioque: History of a Doctrinal Controversy" почитайте
Автор - католик?


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 17:21:04
Кстати, этих "сказок" придерживаются и другие православные греки

Да флаг в руки, ну нравится студентам теологических факультетов в Фессалониках и Афинах слушать курс "Фоменко и история теологических идей" :)

Да только в Риме (о чудо!) Максиму преподнесли тот самый рафинированный "франкский августинизм", тот же который и у Льва Великого, и у Григория Двоеслова, Иоанна Кассиана, Авитуса Венского, Фульгенция и Боэция, у Толедского, Британского, Фриульского соборов


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 17:21:42
Автор - католик?

Да

А Вы по партийной принадлежности читаете? Вот я привожу критику паламизма не католиков или православных (Кидонниса) а англиканина Роуэна Уильямса


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 17:25:36
так Вы цитаты приведите, почитаем

Так книжка в сети доступна. Это книга как раз хороший антидот, ее как и Романидиса если и читать студентам то в курсе "истории теологических идей I (поздняя античность)" или как там он у православных в университетах в России называется?

(http://pixhost.me/avaxhome/73/f7/001bf773.jpeg)


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 17:45:37
Павел Недашковский

Цитировать
Да
Получилось угадать :)

Цитировать
А Вы по партийной принадлежности читаете?
Да. Я глубоко сомневаюсь  в неангажированности патрологических и экклесиологических исследований в том виде, как они существуют сейчас. А количество информационных потоков с которыми имеет дело современный ученый, делает оппонирование мейнстриму практически бессмысленным

Добросовестный ученый (имею в виду прежде всего патристику и экклезиологию) в наши дни либо добровольный еретик, либо невольный (а хуже когда добровольный) конфессионал-апологет.
Беда отечественной науки в том, что на ее пике (на мой взгляд) при изучении православия доминирует первая категория ученых, при изучении иных конфессий и вер - вторая.
В зарубежной науке такой беды нет - там вторая категория среди католиков и первая наравне с второй среди протестантов :) Среди исследователей иных религий - в основном вторая.
Чего-то я отвлекся о наболевшем :)

Цитировать
Так книжка в сети доступна.
Хорошее начало - характерно-чуднАя икона  на обложке :) Я помню, был несколько удивлен, когда увидел эту же икону на обложки книги св. Иринея "Против ересей".


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 18:03:58
Да. Я глубоко сомневаюсь  в неангажированности патрологических и экклесиологических исследований

А кто говорит о незаангажированности? Как раз напротив: о буддизме следует читать буддиста а не иудея

Да и по остальным пунктам я несогласен. Обратите внимание на схожесть православного Клемана и католика Конгара в исследованиях отчуждения Востока и Запада, они соблюдая интеллектуальную честность сохраняли идеологические различия


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 18:25:37
Хорошее начало - характерно-чуднАя икона  на обложке :) Я помню, был несколько удивлен, когда увидел эту же икону на обложки книги св. Иринея "Против ересей"

Обложка это "весомый" аргумент...

No comments


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: student от 12 Март 2012, 19:05:04
Павел Недашковский

Цитировать
А кто говорит о незаангажированности? Как раз напротив: о буддизме следует читать буддиста а не иудея
Нет. Вы не так много узнаете о буддизме, как о том, что буддизм - истинное учение. Единственное - современные научные методики и простота доступа к информационным потокам и дискуссиям (командного типа, конечно же) дают возможность высказать это более виртуозно и с большей иллюзией объективности. Т.е. там, где Вы говорите "интеллектуальная честность", целесообразней употреблять термин "утонченная апологетика". или "симпатия предмету исследования" - в зависимости от ситуации.
Ну и то, что такая наука неоаверроистов параллельно плодит - тоже вроде бы должно быть ясно.
Ой, что-то совсем оффтоп :) Может, создать какую-нибудь отдельную тему?

Цитировать
Да и по остальным пунктам я несогласен.
Жалко. Я говорил от чистого сердца и скромного опыта.

Цитировать
Обложка это "весомый" аргумент...
No comments
В оформлении "итогового" (судя по рунетовским аннотациям) исследования о важнейшей теологической проблеме - все должно быть прекрасно и кристально правомысленно :)
Аддон: даже если помянутое изображение наглядно иллюстрирует заглавную для книги мысль (а оно эту мысль иллюстрирует).


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Павел Недашковский от 12 Март 2012, 20:27:29
объективности

Это неприличное слов в гуманитаристике


Название: Re: Апостольское преемство
Отправлено: Iohannes от 13 Март 2012, 00:53:08
Роману.

Митр.Марка я бы, скорее, квалифицировал как греческого "лефевриста", но не как "седевакантиста". Евгения он не считал вместо-Папой, а признавал Папой. Неепископами он считал латинских епископов не в актуальном смысле, а в том смысле, что они, как он провозгласил, подлежали, якобы, суду на основании второго Вселенского Собора. ИПЦ-шники впоследствии на основании неправильно понятых ими слов Марка сделали вывод, будто суд производится автоматически на основании прошлого Собора. Но вряд ли Марк исповедовал ИПЦ-шную экклесиологию. Учение о том, будто епископы низлагаются автоматом на основании предыдущих Соборов - выдумка ИПЦ. У Марка в том тексте говорится не об автоматическом низложении, а о подлежании низложению. Ведь далее он пишет о мирянах, что они подлежат отлучению. Если епископы автоматом низлагаются, то и миряне должны автоматом отлучаться. Но Марк написал глагол "подлежат".